Семинар рассчитан на 4 урока
1. Сообщение о жизни и творчестве драматурга (составление хронологической таблицы).
2. Особенности стиля Островского.
3. История создания пьесы “Гроза”.
4. Сюжет и композиция пьесы.
5. Смысл названия пьесы “Гроза” (привлечение толкового словаря).
6. Город Калинов и его обитатели.
Анализ монологов Кулигина.
Система действующих лиц:
1) “Хозяева жизни” - “тёмное царство”;
2) Жертвы “тёмного царства”.
7. Роль первой реплики героя, раскрывающей его характер.
8. Характеристика “хозяев города”: Дикой, Кабаниха. (Отношения внутри семьи, речевая характеристика).
9. “Такая уж я зародилась горячая”.
Какое место занимает Катерина в системе образов героев? Протест Катерины против “тёмного царства”. Анализ сцены с ключом, сцены свидания с Борисом, сцены прощания. Смерть Катерины.
10. Приём контраста и сопоставления в пьесе.
11. Споры критиков вокруг драмы “Гроза”: пьеса в оценке Н.А.Добролюбова “Луч света в “тёмном царстве” (1860 г.), Д.И.Писарева “Мотивы русской драмы” (1864 г.). Конспекты статей.
12. Письменные задания.
Материалы для учителя
Эпиграф к семинару: “Театр как дело серьезное и народное начался у нас тоже недавно, начался настоящим образом с Островского” (А.А.Григорьев).
1. Сообщение подготовленного ученика о жизни и творчестве драматурга (составление хронологической таблицы в тетради).
2. Особенности стиля Островского (записи в тетради):
1) необычное представление героев в афише, определяющее конфликт;
2) говорящие фамилии;
3) специфические авторские ремарки;
4) значимость первой реплики героя;
5) “подготовленное появление” героя (главный герой появляется не сразу, вначале о нём говорят другие);
6) своеобразие речевой характеристики героя;
7) фольклорные мотивы в пьесах;
8) своеобразие названий пьес.
3. История создания пьесы “Гроза” (сообщение ученика об истории появления сюжета и сценическая судьба драмы).
4. Значение имени персонажа: Катерина - “чистая, благородная” (греч.), Варвара – “иноземка, чужестранка” (греч.), Борис – “борьба, слова” (сокращенно от болгарского Борислав), Тихон – “удачный, спокойный” (греч.).
Сюжет и композиция пьесы: основные события, построение драмы (действия, явления).
5. Выписать из толкового словаря значения слова “гроза”. Символический смысл данного явления для каждого героя пьесы.
6. Город Калинов и его обитатели. Анализ монологов Кулигина (Д.1, явл.3; Д.3, явл.3).
Система действующих лиц: распределить по колонкам персонажей, дать им характеристику с использованием цитат (Д.2, явл.1; Д.3, явл.1; Д.4, явл.1, 4).
7. Роль первой реплики героя, раскрывающей его характер.
8. Характеристика “хозяев города”: Дикой (Д.1, явл.3; Д.4, явл.2), Кабаниха (Д.1, явл.5; Д.2 явл.6; Д.3, явл.2).
9. “Такая уж я зародилась горячая”:
- жизнь Катерины до свадьбы (народные основы характера героини): Д.1, явл.7;
- жизнь в доме Кабановых: Д.1, явл.7;
Признание Катерины в любви к Борису. Понимает ли её Варвара?
- встреча с барыней (предчувствие беды): Д.1, явл.8;
- Катерина о грозе: Д.1, явл.9;
- отношение Катерины к Тихону: Д.2, явл.2;
- характер Катерины: Д.2, явл.2;
- прощание с мужем: Д.2, явл.4;
- сцена с ключом: Д.2, явл.10;
- свидание с Борисом: Д.3, явл.3;
- Катерина после возвращения мужа: Д.4, явл.3;
- признание Катерины: Д.4, явл.6;
- отъезд Бориса: Д.5, явл.1;
- монолог Катерины: Д.5, явл.2, 4;
- смерть Катерины.
10. Приём контраста и сопоставления в пьесе.
11. Сделать конспекты статей Н.А.Добролюбова “Луч света в “тёмном царстве” (1860 г.), Д.И.Писарева “Мотивы русской драмы” (1864 г.).
“Круглый стол”: анализ образа Катерины на основе критических статей.
12. Письменные задания (в процессе изучения драмы):
Дайте сравнительную характеристику Тихона и Бориса.
Взаимоотношения в семье Кабановых между матерью и детьми.
Почему мы не можем назвать Катерину ни “жертвой”, ни “хозяйкой”?