Изучение драмы А.Н.Островского "Гроза". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Семинар рассчитан на 4 урока

1. Сообщение о жизни и творчестве драматурга (составление хронологической таблицы).

2. Особенности стиля Островского.

3. История создания пьесы “Гроза”.

4. Сюжет и композиция пьесы.

5. Смысл названия пьесы “Гроза” (привлечение толкового словаря).

6. Город Калинов и его обитатели.

Анализ монологов Кулигина.

Система действующих лиц:

1) “Хозяева жизни” - “тёмное царство”;

2) Жертвы “тёмного царства”.

7. Роль первой реплики героя, раскрывающей его характер.

8. Характеристика “хозяев города”: Дикой, Кабаниха. (Отношения внутри семьи, речевая характеристика).

9. “Такая уж я зародилась горячая”.

Какое место занимает Катерина в системе образов героев? Протест Катерины против “тёмного царства”. Анализ сцены с ключом, сцены свидания с Борисом, сцены прощания. Смерть Катерины.

10. Приём контраста и сопоставления в пьесе.

11. Споры критиков вокруг драмы “Гроза”: пьеса в оценке Н.А.Добролюбова “Луч света в “тёмном царстве” (1860 г.), Д.И.Писарева “Мотивы русской драмы” (1864 г.). Конспекты статей.

12. Письменные задания.

Материалы для учителя

Эпиграф к семинару: “Театр как дело серьезное и народное начался у нас тоже недавно, начался настоящим образом с Островского” (А.А.Григорьев).

1. Сообщение подготовленного ученика о жизни и творчестве драматурга (составление хронологической таблицы в тетради).

2. Особенности стиля Островского (записи в тетради):

1) необычное представление героев в афише, определяющее конфликт;

2) говорящие фамилии;

3) специфические авторские ремарки;

4) значимость первой реплики героя;

5) “подготовленное появление” героя (главный герой появляется не сразу, вначале о нём говорят другие);

6) своеобразие речевой характеристики героя;

7) фольклорные мотивы в пьесах;

8) своеобразие названий пьес.

3. История создания пьесы “Гроза” (сообщение ученика об истории появления сюжета и сценическая судьба драмы).

4. Значение имени персонажа: Катерина - “чистая, благородная” (греч.), Варвара – “иноземка, чужестранка” (греч.), Борис – “борьба, слова” (сокращенно от болгарского Борислав), Тихон – “удачный, спокойный” (греч.).

Сюжет и композиция пьесы: основные события, построение драмы (действия, явления).

5. Выписать из толкового словаря значения слова “гроза”. Символический смысл данного явления для каждого героя пьесы.

6. Город Калинов и его обитатели. Анализ монологов Кулигина (Д.1, явл.3; Д.3, явл.3).

Система действующих лиц: распределить по колонкам персонажей, дать им характеристику с использованием цитат (Д.2, явл.1; Д.3, явл.1; Д.4, явл.1, 4).

7. Роль первой реплики героя, раскрывающей его характер.

8. Характеристика “хозяев города”: Дикой (Д.1, явл.3; Д.4, явл.2), Кабаниха (Д.1, явл.5; Д.2 явл.6; Д.3, явл.2).

9. “Такая уж я зародилась горячая”:

- жизнь Катерины до свадьбы (народные основы характера героини): Д.1, явл.7;

- жизнь в доме Кабановых: Д.1, явл.7;

Признание Катерины в любви к Борису. Понимает ли её Варвара?

- встреча с барыней (предчувствие беды): Д.1, явл.8;

- Катерина о грозе: Д.1, явл.9;

- отношение Катерины к Тихону: Д.2, явл.2;

- характер Катерины: Д.2, явл.2;

- прощание с мужем: Д.2, явл.4;

- сцена с ключом: Д.2, явл.10;

- свидание с Борисом: Д.3, явл.3;

- Катерина после возвращения мужа: Д.4, явл.3;

- признание Катерины: Д.4, явл.6;

- отъезд Бориса: Д.5, явл.1;

- монолог Катерины: Д.5, явл.2, 4;

- смерть Катерины.

10. Приём контраста и сопоставления в пьесе.

11. Сделать конспекты статей Н.А.Добролюбова “Луч света в “тёмном царстве” (1860 г.), Д.И.Писарева “Мотивы русской драмы” (1864 г.).

“Круглый стол”: анализ образа Катерины на основе критических статей.

12. Письменные задания (в процессе изучения драмы):

Дайте сравнительную характеристику Тихона и Бориса.

Взаимоотношения в семье Кабановых между матерью и детьми.

Почему мы не можем назвать Катерину ни “жертвой”, ни “хозяйкой”?