Проектное обучение поощряет и усиливает
истинное учение со стороны учеников,
расширяет сферу субъективности в
процессе самоопределения, творчества
конкретного участия.
В.Гузеев
Одним из ведущих механизмов реализации стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход. Существует ряд педагогических технологий, методов, приёмов, способов организации деятельности учащихся, обеспечивающих данный подход.
На наш взгляд, одним из наиболее эффективных методов является метод проектов. Именно данная технология позволяет в системе комплексно организовать деятельность по формированию у обучающихся как личностных, так и метапредметных универсальных учебных действий.
Метод проектов, как метод деятельностного подхода в обучении возник ещё в XVI веке в архитектурных мастерских Италии. Русские педагоги под руководством С.Т.Шацкого внедряли проектный метод в обучении с 1905 года. Сегодня метод проектов относится к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. В начальной школе до недавнего времени метод проектов использовался редко.
Над проблемой повышения качества знаний обучающихся, развитием их познавательных и творческих способностей работаем давно. Убедились, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации обучающихся, самостоятельное овладение знаниями, творческим подходом в обучении. На наш взгляд, более актуальна проблема не столько приобретения конкретного результата проекта, а проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике. Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться, познавать мир.
Мы, как учителя-организаторы проектной деятельности ставим следующие цели внедрения проектного метода:
- создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации обучающихся;
- создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений обучающихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.
Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребёнка.
1. При подготовке проекта мы используем следующий план:1.На основе изученных проблем детей ставим цель проекта.
2. Разрабатываем план движения к цели (обсуждаем план движения к реализации проекта с родителями).
3. Привлекаем специалистов (библиотекарь, социальный педагог и др.) к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составляем план-схему проекта.
5. Собираем накопленный материал.
6. Включаем в план-схему проекта занятия, игры и другие виды детской деятельности.
7. Даём задания для самостоятельной работы дома.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
В проектной деятельности выделяются следующие этапы:
1. Целеполагание: учитель помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью;
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Проекты можно классифицировать:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
Чаще всего в учебном процессе мы используем следующие типы проектов:1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Проект заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Важно оценить реальность использования проекта на практике и его способность решить поставленную проблему.
- Проект “Летний лагерь будущего микрорайона шахты №12”.
- Проект “Детская площадка”.
Проект “Скворечник для пернатых друзей” 2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. Используются методы моделирования, социологический опрос, эксперимент, интервьюирование.
- Проект “Есть такая улица…”
- Проект “Герои-киселевчане”.
- Проект “Что имеем не храним, потерявши- плачем” (о проблемах зрения)
- Проект “Компьютер мой друг или враг?”
3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа. Результатом такого проекта может быть создание информационной среды класса или школы.
- Проект “Стань заметней” (Фотовыставка)
- Проект “Моя родословная” (“Генеалогическое дерево”)
- Проект “Моя семья” (Стенгазета)
4. Творческий проект (дети экспериментируют, а затем полученные результаты оформляют в виде газет, театрализации, объектов декоративно-прикладного искусства, детского дизайна)
- Проект театрализованное представление сказки “Кот наоборот”
- Проект театрализованное представление сказки “Приключения гномика Васи”
- Новогоднее представление “Алиса в стране чудес”
- Праздник “Прощай, второй класс!”
В практике проектной деятельности детьми классов под нашим руководством реализованы межпредметные проекты, групповые, личностные, парные, по продолжительности – долгосрочные и краткосрочные. Выбор темы проекта зависел от программного содержания изучаемых предметов и интересов и склонностей детей, от планирования воспитательной работы и от районных, муниципальных и региональных конкурсов. Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где обучающиеся рассказывают о проделанной ими работе. Защита проектов осуществляется рассказом о своём проекте по следующему плану:
- Почему ты начал разрабатывать этот проект? Кому он предназначен?
- Было ли проведено предварительное исследование, интервьюирование. Что было выявлено?
- Какова основная идея твоего проекта?
- Какие использовались материалы, оборудование? Сколько времени потребовалось на выполнение проекта? Кто тебе помогал?
- Какие советы ты получил от пользователей или посторонних людей при работе над проектом?
- Можно ли улучшить проект, если да, то как?
После защиты проекта изделие дарят ветеранам войны, мамам и родственникам, оформляют выставку проектных работ. Важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях, почувствовали удовлетворение за доставленную людям радость. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов присуждением мест. В начальной школе должен быть поощрён каждый, кто участвовал в проекте. Использование метода проектов в начальной школе способствует более углубленному изучению учебного материала. Работа над проектом даёт возможность решить задачу развития у обучающихся не только познавательных универсальных учебных действий, но и коммуникативных навыков: навыков взаимодействия, сотрудничества, готовность к обсуждению проблемной ситуации и умения находить конструктивные решения. Думаем, что метод проектов будет востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения и повышение творческого потенциала обучающихся.
1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
2. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе.- М., 2000
3. Гузеев, В.В.”Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, №6.
4. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа №1. 2006.
5. Матяш, Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов.- М.: Вентана-Граф, 2004.
6. Новикова, Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, №8-9.