Открытый урок по дисциплине "Композиция и постановка танца" на тему "Приемы построения танцевальных комбинаций в пляске"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: создание психолого-педагогических условий формирования у студентов методической готовности к приемам построения танцевальных комбинаций в пляске;

Задачи:

  • способствовать сочинению танцевальных комбинаций в пляске с использованием определенных приемов построения;
  • развивать у студентов проектировочные умения;
  • способствовать формированию субъектности будущего учителя хореографической деятельности.
Этапы образовательной деятельности

Целевые ориентиры и задачи этапа

Содержание образовательной деятельности

 

 

деятельность преподавателя

деятельность студента

I. Самоопределение к деятельности по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.

  • Создание условий для возникновения потребности студентов включиться в деятельность по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.
  • Выделение содержательной деятельности по изучению приемов построения танцевальных комбинаций в пляске.

– Здравствуйте, я очень рада видеть вас в этом классе.
– Сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать словами Касьяна Голейзовского.  
«Плохо, когда недостает чувств и мыслей в движениях, но плохо и то, когда избыток чувств и мыслей не находит нужного зрительного эквивалента в движениях». 
– Как вы понимаете это высказывание?
– Что такое движения применительно к хореографии?
– Можно ли соотнести данное высказывание с деятельностью балетмейстера?
– В какой сфере деятельности балетмейстера применимо данное высказывание?
– Какова основная задача балетмейстера-сочинителя?

 

– Как вы считаете, нужно ли вам в своей будущей профессии уметь сочинить танец так, чтобы доносить до зрителя определенную мысль и эмоциональное состояние?

 

 

 

 

– Движения в танце должны выражать эмоциональное состояние, чувства и быть понятны зрителю.
– Лексика или язык танца, хореографический текст.
– Да или нет.
– Балетмейстер-сочинитель.
 
– Донести до зрителя определенную мысль танца, передать эмоциональное состояние при помощи хореографического текста.
Аргументирует необходимость данной деятельности для своей будущей профессии.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.

Выявить и оценить уровень знаний и умений у каждого студента на данный момент, чтобы построить новый способ действий по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.

Помогает студентам выявить их достижения и затруднения по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.
– Недавно в стенах нашего колледжа проходил межрегиональный фестиваль хореографического творчества «Звезды провинции». Номинация «народный танец» была одной из самых многочисленных. Какие номера этой номинации вам наиболее запомнились?
 – Почему эти номера показались вам наиболее яркими?

 

 

– Что такое «хореографический текст»?

 

– Что является основой хореографического текста?
– Что будет представлять из себя набор определенных движений в танце?
– Какие приемы построения танцевальных комбинаций вы знаете?

 

 – Умеете ли вы создавать танцевальные комбинации с использованием этих приемов в практической деятельности?

Фиксирует индивидуальные затруднения по приемам построения  танцевальных комбинаций в пляске.

– «Калинка», «Барыня», «Валенки», «Украинская сюита», «Варенька» и др.

 

– Эти номера отличались эмоциональностью, насыщенным хореографическим текстом и интересными приемами построения танцевальных комбинаций.
– Хореографический текст – это танцевальный язык танца или лексика.

– Движение.

– Танцевальную комбинацию.
 – Прямой, обратный или зеркальный, прием переклички или повтора, прием сииквенции,
прием полифонии, увеличение, уменьшение танцевального пространства.
 – Еще не пробовали. Знаем только теоретические моменты.

III. Выявление причин затруднения и постановка цели образовательной деятельности по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.

Мотивировать студентов к управлению индивидуальной образовательной деятельности по приемам построения танцевальных комбинаций в пляске.
Постановка собственной цели занятия на основе выявленных затруднений.

Организует целеполагание и планирование совместно со студентами.
– Что вы умеете? В чем испытываете затруднения? Что нужно сделать для того, чтобы научиться создавать танцевальные комбинации с использованием определенных приемов?
Таким образом, то, что вы хотите узнать, чему научится и будет целью вашей деятельности на занятии.
– Вот мы и подошли к теме нашего занятия.
– Исходя из вышесказанного как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия?
В рамках данной темы какую цель можете поставить для себя сегодня на занятии?
– Какие задачи нам необходимо решить для достижения данной цели? (Какие шаги предпринять чтобы цель была достигнута?)

  • Ставит цель своей образовательной деятельности на данный урок.
  • Формулирует тему учебного занятия.

 

 

 

– Тема: «Приемы построения танцевальных комбинаций в пляске».

 

IV. Работа студентов по актуализации прежних знаний и анализа приемов построения танцевальных комбинаций в пляске.

Формировать готовность к анализу и созданию танцевальных комбинаций с использованием определенных приемов.

Создаёт психолого-педагогические, методические условия для актуализации и анализа приемов построения танцевальных комбинаций в пляске.

  • Организует коллективную деятельность студентов по актуализации и анализу  приемов построения танцевальных комбинаций в пляске.

– В каких формах танца балетмейстер работает над хореографическим текстом?
– Какая форма танца требует более тщательной работы над танцевальными комбинациями и почему?
–  Давайте вспомним, что такое «пляска»?

– Сейчас вашему вниманию предлагаются несколько видеофрагментов плясок, в которых вы должны определить приемы построения танцевальных комбинаций.
Итак, 1-й фрагмент. (Видео)
– Представляем вашему вниманию  2-й фрагмент.(Видео) и т.д.
– Итак, мы посмотрели несколько видеофрагментов в которых видны различные приемы построения танцевальных комбинаций.

Анализирует приемы построения танцевальных комбинаций в пляске.
Осуществляет коммуникативное взаимодействие в группе.

 

 

 

Называет формы.
– Пляска. Здесь важна насыщенная лексика и передача эмоционального состояния.
– Это форма танца с разными приемами, выражающая различные эмоциональные состояния человека.
 

 

 

 Определяют приемы.

 

V. Включение приемов построения танцевальных комбинаций в систему знаний студента.

Способствовать включению приемов построения танцевальных комбинаций в собственную систему знаний студента через проектные способы деятельности

Организует анализ и проектирование танцевальных комбинаций.

 

– Можете ли вы назвать
основные этапы создания пляски?
                             

 

– Одним из важных этапов является работа над сочинением этюда. Что такое этюд?

 

 

–  Какие группы и виды движений народного танца вы знаете?
 (Студенты разделены на подгруппы по 2 человека.)
– Задание – сочинить танцевальную комбинацию из движений народного танца, используя 3 приема построения танцевальных комбинаций: прямой, обратный или зеркальный, перекличка или повтор. В вашем распоряжении 7 минут. Работаем в микрогруппах. (Слежу за соблюдением регламента)
– Итак, команды презентуют результаты своей деятельности. Одна микрогруппа показывает свою комбинацию, а остальные участники определяют приемы построения. (Каждая микрогруппа представляет свою комбинацию).
– Следующее задание.
(Студенты разделены на 3 микрогруппы.)
– Задание – сочинить танцевальную комбинацию из движений народного танца, используя приемы построения танцевальных комбинаций (сииквенция, подголосочная полифония, увеличение, уменьшение танцевального пространства). В вашем распоряжении 10 минут. Работаем в микрогруппах. (Слежу за соблюдением регламента)
– Итак, команды презентуют результаты своей деятельности. (Каждая микрогруппа представляет свою комбинацию).
Следующее задание.
(Студенты объединены в 2 микрогруппы.)
– Ваша задача – объединить в этюд сочиненные вами танцевальные комбинации, используя 6 приемов построения танцевальных комбинаций. В вашем распоряжении 10 минут. (Слежу за соблюдением регламента)
– Итак, микрогруппы презентуют результаты своей деятельности. (Студенты демонстрируют этюд).
– Итак, давайте подведем итог нашей деятельности. Можете ли вы назвать основные требования, предъявляемые к пляске?
– Как вы считаете могут ли созданный вами этюд послужить эскизом для пляски?
– Как преобразовать этюд в пляску?
– Можем ли мы создать пляску за 1 занятие и если «нет», то почему?

  • Присваивает новое знание, включает в собственную систему знаний приемы построения танцевальных комбинаций.

– 1 этап – возникновение замысла, 2 этап – изучение материала, 3 этап – работа с музыкальным материалом, 4 этап – работа над созданием композиции танца, 5 этап – работа с исполнителями.
– Этюд – фр. «изучение». Это небольшой танец, посредством которого решается какая-то конкретная задача. Этюдная работа помогает закреплению полученных знаний и умений путем сочинения.
 – Ходы, дроби, вращения, присядки, хлопушки, моталочка, ковырялочка, гармошка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектирование комбинаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

– Насыщенная лексика.
– Передача определенного эмоционального состояния.

 – Да или нет.

– Добавить драматургию.
– Это довольно продолжительный творческий процесс, который требует анализа музыкального произведения, выбора выразительных средств, сочинения драматургического построения.

VII. Рефлексия образовательной деятельности.

Организовать самооценку (взаимооценку) образовательной деятельности.

  • Подводит итоги совместной деятельности, возвращение к целям занятия.

– А сейчас я предлагаю провести рефлексию нашей деятельности.
– Вспомните, какие цели в начале занятия каждый ставил для себя. Удалось ли совместить замысел с полученным результатом? В помощь вам предлагается клише.
Клише для рефлексии представлены на экране:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. У меня получилось…
  5. Теперь я могу…
  6. Меня удивило…

Оцениваю деятельность каждой рабочей группы и отдельных студентов.