Уроки русского языка должны быть интересными

Разделы: Начальная школа


На уроках русского языка мы применяем экспериментальную методику с использованием субъективизации.

Субъективизация – это способ организации работы обучаемого, в процессе которого происходит формирование субъекта, становление его личности и реализация её потенциальных возможностей. Под субъективизацией процесса обучения понимается сознательное и активное включение школьника в планирование, организацию и осуществление учебно-познавательной деятельности.

Ученики у нас – хозяева на уроке. Они самостоятельно определяют содержание всего урока, прогнозируют виды своей учебной деятельности, формулируют задания к упражнениям. Их учебная деятельность насыщена положительными эмоциями и наполнена интересом.

Для обеспечения такого характера учебного труда, при котором существенно повышается уровень сознательности и активности школьника, в содержание и организацию вносятся определённые коррективы. Они, в свою очередь, призваны форсировать развитие естественной детской потребности.

Изменение содержания можно назвать обогащением учебного материала, предусмотренного существующей программой. Оно касается нескольких направлений.

Первое из них – работа с лингвистическими категориями и словарными словами как с понятиями, чем обеспечивается новое качество, большая глубина осмысления и повышенная прочность освоения изучаемого языкового материала.

Второе направление – введение нового типа лексико-орфографических упражнений, которые по своему содержанию и функциональному назначению выступают как комплексные интеллектуально-речевые.для таких упражнений характерен специфический подбор, необычная компоновка языкового материала и нетрадиционный подход к выбору заданий, что обеспечивает разностороннее воздействие на интеллект учащихся посредством интенсивной речемыслительной деятельности.

Третье направление - - увеличение масштаба использования пословиц, поговорок и фразеологических оборотов на разных этапах урока. Указанный фольклорный материал находит широкое применение во время словарно-орфографической работы, на этапе изучения нового материала. Во всех случаях учащиеся осуществляют с ними различные операции (сравнение, группировка, классификация и т.д.), позволяющие осваивать учебный материал, совершенствовать орфографический навык в процессе активной умственной деятельности.

В результате учащиеся овладевают не только новыми знаниями, но. Что особенно важно, новыми способами их добывания, в том числе элементами простейшего научного подхода.

Четвёртое направление – широкое включение в содержание обучения текстов воспитывающее-познавательного характера со специфическими способами работы с ними. Тексты такого рода позволяют воздействовать на нравственно-этические качества личности оебёнка, совершенствуя его знания об окружающем мире. Прилагаемые к ним задания связываются с изучаемыми темами и направляются на стимулирование активной мыслительной деятельности детей.

Помимо новаций в содержании учебного материала предлагаемая методика предполагает серьёзные изменения в организации учебного процесса. Прежде всего, определённая часть заданий всех четырёх направлений с помощью антиципации формируется учащимися самостоятельно. Ориентиром в этой работе им служит тема урока и анализ конкретного учебного материала. В данном случае процесс обучения строится таким образом, чтобы школьник мог предвидеть и словесно сформулировать тему и цели урока, а также содержание и виды своей деятельности на уроке. Наряду с этим в организацию процесса обучения вводятся новые принципы, новый компонент урока (мобилизующий), существенно изменяется методика проведения каждого структурного компонента урока русского языка в начальной школе.

К числу новых принципов, которые наряду с общепринятыми кладутся в основу организации учебного процесса, относятся следующие:

1.Принцип опережающего отражения в сознании учащегося предстоящей ему учебной деятельности. Он заключается в специфической организации учебного процесса, использовании такого типа упражнений и заданий к ним, которые помогают школьнику предопределить и словесно сформулировать содержание и виды собственной деятельности на основных этапах урока.

2.Принцип комплексного воздействия на интеллект учащегося. Его реализация предполагает использование учителем во время учебно-воспитательной работы на уроке русского языка таких методов, приёмов, упражнений, в процессе применения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки и одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств. Набор их может быть различен, но в количественном плане не менее четырёх, например: развитие речи, словесно-логическое мышление, внимание, память.

3.Принцип обоснованного, аргументированного, доказательного ответа школьника. Он заключается в создании у обучаемого установки с первых дней обучения в школе на полное, последовательное, доказательное освещение собственного мнения в процессе выполнения им всех или большинства заданий и упражнений по русскому языку. Исходным пунктом осуществления этого принципа, как и первых двух, является специальным образом организованная учебная деятельность, когда ученик оказывается поставленным перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

Условием эффективной реализации трёх вышеперечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся.

Представление о той или иной методике возникает тогда, когда можно почувствовать атмосферу урока. Мы предлагаем познакомиться с одним из уроков, проведённых по экспериментальной методике во 2-м классе (1-4). Тема : “Большая буква в написании кличек животных”.

Все уроки, проводимые в русле субъективизации, начинаются с мобилизующего этапа. Он имеет большое значение, так как здесь в работу включаются важнейшие интеллектуальные качества ребёнка. Ученикам было предложено следующее логическое упражнение:

-У Зои Ивановны Смирновой кошку, собаку, козу зовут (К,к)нопка, (М,м)алышка, (Б,б)елянка. Кошку зовут (М,м)алышка, козу не зовут (К,к)нопкой. Какие клички у собаки и козы?

Отвечая, учащиеся повторяют текст упражнения, а это значит – у них развивается память, внимание, речь. Дети учатся обосновывать, доказывать правильность своих суждений.

-Мы знаем, что кошку зовут Малышкой, а козу не зовут Кнопкой. Значит, козу зовут Белянкой, а собаку – Кнопкой.

Содержание логического упражнения тесно связано с изучаемым на уроке учебным материалом. По существу, это устный словарный диктант в нетрадиционной форме; кроме того, на его основе дети самостоятельно определяют и формулируют тему и цели урока.

На данном уроке это осуществлялось следующим образом:

-Написание каких слов нам пока не известно? (Малышка, Кнопка, Белянка). Что означают эти слова? (Клички животных.) В связи с этим определите тему урока. Какую цель вы могли бы поставить перед собой сегодня на уроке?

На минутке чистописания дети самостоятельно определяют букву, предназначенную для письма.

-Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдёте в словах логического упражнения. Эта буква чаще других встречается в названиях животных. Вспомните их. ( Я думаю, что мы сегодня будем писать букву к, потому что она чаще других встречается в словах кошка, коза, собака. В этих словах она обозначает согласный звук, глухой, твёрдый.)

-Рассмотрите буквенную цепочку, определите закономерность её построения: кко К кро К ква. Дети сами объясняют, как правильно писать заглавную и строчную Кк.

При такой работе у детей развивается речь, формируется логическое мышление, так как по памяти надо определить букву, объяснить закономерность построения буквенной цепочки.

Следующий этап урока – словарно-орфографическая работа. Дети самостоятельно находят слово, с которым им предстоит работать, выполняя очередное задание учителя.

- Новое словарное слово сегодня зашифровано в буквенной цепочке. Угадайте его. (Это слово корова.)

- Как вы понимаете значение слова корова? (Ответы детей разные, но выслушиваем каждого из желающих высказать своё мнение.)

- А теперь обобщите всё, что вы сказали о том, как понимаете значение слова корова. (Корова – крупное рогатое домашнее животное, которое даёт молоко.)

- Посмотрите на доску и прочитайте слово: так мы его будем писать. Объясните написание данного слова. Дети сами объясняют орфограмму в слове, а учитель лишь лишь фиксирует сказанное на доске. (В слове корова 3 слога. Ударение падает на второй слог, в первом слоге непроверяемая гласная – буква о.) После объяснения учащиеся записывают слово в словарик, выделяя орфограмму. На доске открываются пословицы:

1. Коровку бить – молока не пить.

2. Корова на дворе – угощенье на столе.

3. У коровушки молоко на языке.

- Найдите пословицу, в словах которой больше всего орфограмм. Напишите выбранную пословицу по памяти, подчеркните найденные орфограммы. Какие слова заметили в этих пословицах?. (В пословицах есть родственные слова: корова, коровка, коровушка. Корень – коров-.)

- Какую народную мудрость сообщили нам эти пословицы? (Коровку надо любить, ухаживать за ней, тогда она будет давать больше молока.)

- Каждой коровке добрые хозяева дают имена-клички. Придумайте для животного свою кличку. Назовём клички по цепочке, повторяя сначала предыдущие.

1. Зорька.

2. Зорька, Марта.

3. Зорька, Марта, Ночка и т.д.

- Работа над правилом написания кличек животных.

Физминутку на уроках русского языка по экспериментальной методике проводим с дидактическим заданием по теме урока, но с минимальной мыслительной нагрузкой.

- Я буду называть слова. Если я назову слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете, а когда нет – прыгаете. (Оля, птица, Москва, лиса, Тузик и т.д.)

Для закрепления знаний детям было предложено комплексное интеллектуально-речевое упражнение. Комплексность упражнений такого рода многоаспектна. Во-первых, она выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется развитие и интеллекта, и речи. Во-вторых, формирование каждой из этих составляющих также осуществляется комплексно. Что касается интеллекта школьника, то указанные упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (внимания, памяти, мышления и т.д.) С другой стороны, такому жекомплексному воздействию подвергается и речь обучаемого, поскольку при выполнении учебного задания активно используются её различные виды: внутренняя и внешняя, усная и письменная.

- Внимательно прочитайте слова в левом и правом столбике. Напишите в строчку по порядку те слова, которых нет в правом столбике, найдите лишнее.

(П,п)етрова (П,п)етушок
(В,в)оронок (М,м)ихаил
(П,п)ушок (О,о)легович
(Д,д)ружок (П,п)етровна
(Л,л)ошадь (И,и)вановна

(Я думаю, надо написать слова Воронок, Дружок, лошадь. Лишнее слово лошадь, так как Воронок и Дружок – это клички животных, а лошадь – это название животного,)

- Проверим, достигли ли мы поставленной цели. Какие слова учились писать с заглавной буквы? Выберите их из логического упражнения.

Ценность такого типа упражнений, как и всей методики в целом, состоит в том, что учащиеся овладевают языковым материалом в процессе активной речемыслительной деятельности. Подготовка к урокам по данной методике требует больших усилий и определённых временных затрат, особенно на первых этапах её применения. Но в то же время эта работа доставляет удовольствие, потому что имеет творческий характер и довольно быстро приносит плоды.

Литература

1. Бакулина, Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка /Г.А.Бакулина// Начальная школа.- 2001.-№3.-С.-22.

2. Бакулина, Г.А. Использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка /Г.А.Бакулина // Начальная школа. -2001.-№11.-С.-39

3. Бакулина, Г.А. Творческий подход в обучении русскому языку /Г.А.Бакулина // Начальная школа. – 2002.- №1.-С.-27.

4. Муравьёва, Т.Д. средства субъективизации в обучении /Т.д.Муравьёва // начальная школа.-2002.-№4.-С.-36