Методические разработки уроков с применением приемов ТРКМ
Технология развития критического мышления (ТРКМ) несомненно, является средством для реализации требований ФГОС на уроках по различным предметам учебного плана, в том числе и географии. Приёмы и стратегии данной технологии направлены на развитие навыков учебной деятельности с опорой на уже имеющиеся знания и опыт учеников. В статье приводятся методические разработки уроков по темам «Жизнь в океане» и «Особенности океанов Земли», вместе с опубликованными в прошлом году уроками «Мировой океан» и «Движение вод в океане» они представляют всю тему «Мировой океан – синяя бездна» (УМК «Русское слово», авторы Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский)
Методическая разработка урока по теме «Жизнь в океане»
1. Необходимые ресурсы (особенности
образовательной среды, кадровое обеспечение, временные
характеристики урока, инструментарий, литература).
Расстановка столов в классе должна позволять работу учащихся,
как в группах, так и индивидуально.
Продолжительность урока сорок пять минут.
2. Ведущая идея урока
Многообразие форм жизни в океане как результат многообразия условий, взаимосвязь компонентов природы.
3. Планируемые образовательные результаты:
– личностные(система ценностных
отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу и его результатам,
сформированным в образовательном процессе).
Осмысление многообразия и гармонии жизни в океане. Отношение к
одноклассникам, работающим в группе, ответственность за результаты
работы команды.
– метапредметные (способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и при
решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные
обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных
предметов).
Развитие навыков работы с текстом; принятие и осмысление информации
в разных формах: индивидуальная работа с текстом, графическое
изображение, устная речь, её составление и восприятие,
интерпретация информации.
– предметные(конкретные элементы
социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем,
опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках
отдельного учебного предмета). Понятие о взаимосвязях природных
компонентов; понятия – нектон, планктон, бентос.
4. Интегратор урока – системообразующий
фактор (стержень), служащий основанием для объединения
дисциплин.
Интегратор –объект изучения – жизнь в океане.
5. Описание этапов урока:
– мотивационный этап
На этом этапе урока использован приём «Толстые и тонкие вопросы»,
форма работы индивидуальная, после которой следует общее
обсуждение.
– содержательно-технологический этап
Используется стратегия «Инсерт», формы работы – индивидуальная и
групповая.
– рефлексивный этап (подведение итогов)
Учитывая полученные в ходе урока новые знания, заполняем таблицу, подводим итог.
ХОД УРОКА
Фаза вызова (определение темы урока)
Использован приём «Толстые и тонкие вопросы» – учащиеся работают индивидуально, Обсуждение результатов заполнения данной таблицы и особенно тех положений, которые вызвали споры, помогут учащимся самостоятельно сформулировать цель урока. Эта часть работы рассчитана примерно на пять минут.
|
Тонкие вопросы |
Толстые вопросы |
|
|
Осмысление (работа по теме урока)
В процессе работы по осмыслению темы используется стратегия ТРКМ «Инсерт». Учащиеся читают текст в учебнике и на полях делают разметку в соответствии с уже имеющимся у них опытом и знаниями.
Значки разметки:
«V» – уже знал
«+» – узнал новое
« – » – думал иначе
«?» – нужна дополнительная информация.
Физминутка проводится несколько раз в процессе
работы и заключается в переходе учащихся при изменении состава
рабочих групп.
На следующем этапе идет обсуждение учебного материала в
группах в соответствии с позициями разметки. Фронтальное
обсуждение материала, представители рабочих групп делают сообщение
тоже в соответствии с позициями разметки.
Рефлексия
На стадии рефлексии учащиеся индивидуально заполняют таблицы:
|
«V» – уже знал |
«+» – узнал новое |
« – » – думал иначе |
«?» – нужна дополнительная информация |
|
|
|
|
|
6. Заключение (не более 6-10 строк). Выводы по содержанию урока
В процессе урока у учащихся формируются новые понятия: нектон, планктон, бентос; понятие о взаимосвязях природных компонентов. Происходит актуализация собственного опыта и уже имеющихся знаний. В процессе групповой работы развивается навык взаимодействия с другими учащимися, чувство ответственности за результат работы команды. Содержание урока способствует пониманию тесной взаимосвязи компонентов природы.
Методическая разработка урока по теме «Особенности океанов Земли»
1. Необходимые ресурсы
Расстановка столов в классе должна позволять работу учащихся в группах, для каждой группы необходимо подготовить материал: распечатку таблиц для индивидуальной работы, ватман, цветные карандаши, фломастеры. Продолжительность занятия – два урока, девяносто минут.
2. Ведущая идея урока
Зависимость особенностей природы океанов Земли от основных планетарных закономерностей.
3. Планируемые образовательные результаты:
– личностные (система ценностных
отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу и его результатам,
сформированные в образовательном процессе).
Осмысление гармонии в природе океанов. Отношение к одноклассникам,
работающим в группе, ответственность за результаты работы
команды.
– метапредметные (способы
деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса,
так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные
обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных
предметов).
Развитие навыков работы с текстом; принятие и осмысление информации
в разных формах: индивидуальная работа с текстом, графическое
изображение, устная речь, её составление и восприятие,
интерпретация информации.
– предметные(конкретные элементы
социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем,
опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках
отдельного учебного предмета).
Причинно–следственные связи, определяющие особенности природы
океанов Земли.
4. Интегратор урока –
системообразующий фактор (стержень), служащий
основанием для объединения дисциплин
Интегратор – объект изучения – океаны Земли.
ХОД УРОКА
5. Описание этапов урока:
– мотивационный этап
Отправляемся в виртуальное плавание по океанам Земли, определяем
экипажи кораблей (разбиваемся на группы)
– содержательно-технологический этап
Используется стратегия «Бортовой журнал», форма работы – групповая,
учащиеся работают в группах постоянного состава
– рефлексивный этап (подведение итогов)
Обсуждение впечатлений, полученных в плавании.
Фаза вызова (определение темы урока)
Отправляемся в виртуальное плавание по океанам Земли, определяем экипажи кораблей (разбиваемся на группы), придумываем названия кораблей и получаем бортовые журналы в виде таблиц.
Осмысление (работа по теме урока)
В процессе работы по осмыслению темы используется стратегия ТРКМ «Бортовой журнал». Каждая команда – экипаж получает бортовой журнал в виде таблицы:
|
Океаны Земли |
Предварительные сведения |
Результаты плавания |
|
Атлантический океан |
|
|
|
Тихий океан |
|
|
|
Индийский океан |
|
|
|
Северный – Ледовитый океан |
|
|
Группа – экипаж заполняет таблицу, работая с текстом учебника, атласом, настенными картами и материалами дополнительной литературы, интернета.
Физминутка проводится несколько раз в процессе работы и заключается в переходе экипажей к настенным картам.
Рефлексия
Обсуждение результатов заполнения таблицы, впечатлений, полученных в «плавании». Эта часть работы рассчитана примерно на десять минут.
6. Заключение (не более 6–10 строк). Выводы по содержанию урока
В процессе урока у учащихся формируются новые понятия: природный комплекс океана, взаимосвязь компонентов природы океанов Земли. Происходит актуализация собственного опыта. В процессе групповой работы развивается навык взаимодействия с другими учащимися, чувство ответственности за результат работы команды. Развиваются навыки работы с разнообразными источниками информации, развивается фантазия.