Тип урока: |
изучение нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока:
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат:
|
Учащиеся будут:
Овладеют умениями:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация деятельности учащихся:
|
Групповая. Учащиеся разделены на 5 групп. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие умений и навыков:
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познава-
Ресурсы: |
Для актуализации знаний:
Группа 1. Влияние света на растения. Группа 2.Влияние температуры на растения. 1. Как влияют высокие температуры на процессы жизнедеятельности растений? Группа 3. Влияние влажности и минеральных веществ на растения. 1. Какой компонент является важнейшим в растительной клетке? Группа 4. Влияние живых организмов на растения. 1. Какие организмы влияют на растения? Группа 5. Влияние деятельности человека. 1. Как положительно влияет человек на растения?
Мультимедийное обеспечение: компьютерная презентация, доступ к Интернет . |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическое |
Инструктивные карточки, карточки для оценивания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План урока:
|
1. Введение в тему урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы обучения:
|
– словесные методы; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностная значимость изучаемого для учащихся: |
Достижение положительного результата в учебной деятельности, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия и термины урока: |
Экологические факторы. Абиотические факторы. Биотические факторы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание: |
Учебник параграф 54, рабочая тетрадь № 180-182, отчёт по экскурсии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценки за урок: |
По результатам работы на уроке и сделанных отчётов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источники информации: |
Учебник В.В. Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» – параграф 54, |
ХОД УРОКА
1. Введение
На фоне слайда и музыки:
1-й ученик:
Подмосковье родная природа,
Васильковый берёзовый край,
Ей навстречу раскрой свою душу
И любовь без остатка отдай.
2-й ученик:
Отзовется она теплым ветром,
Соловьиною песней весной,
И на солнце, искрящимся снегом,
И прохладой ручья в летний зной.
3-й ученик:
Красотою весеннего луга,
Ароматом нескошенных трав,
Желтым стогом душистого сена
И шатрами зелёных дубрав.
1-й ученик:
Золотыми полями пшеницы,
Медью листьев в осенних лесах
Когда стаями кружатся птицы
Над тобой в голубых небесах.
2-й ученик:
Белоснежными шапками елей,
Ровной скатертью снежных полей
Волшебством новогодних метелей,
Снегирями средь белых ветвей.
3-й ученик:
Подмосковья родная природа,
Не найти нам на свете милей!
Не зависит от времени года
Чувство нежной симпатии к ней.
Учитель: Вы прослушали стихотворение И.Бутримовой «Подмосковье». Мы начинаем виртуальную экскурсию в природу.
2. Проблемный вопрос. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня нам предстоит выяснить «Как влияют условия среды на строение органов растений?»
Учитель: В начале учебного года Вы узнали, что изучает биология.
Ученик: Биология - наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле (от греч. слов «БИОС» - жизнь и «ЛОГОС» - учение).
Учитель: Все живые организмы тесно связаны друг с другом и со средой обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду, а их существование зависит от условий этой среды.
Один из разделов биологии – экология. Что же это за наука – экология?
Ученик: Экология ( от греч. слов «ОЙКОС» - дом, жилище, родина и «ЛОГОС» - наука) наука, изучающая отношения организмов между собой и окружающей средой.
3. Постановка целей и задач урока. Объяснение нового материала
На проекционной доске учитель показывает схему - презентацию: «Экологические факторы».
Экологические факторы - отдельные элементы внешней среды.
Факторы живой среды. Факторы неживой среды.
Биотические: Абиотические:
(растения, животные, человек). (свет, температура, влажность, состав водной, воздушной, почвенной среды и др.)
4. Самостоятельная работа с учебниками, инструктивными карточками к виртуальной экскурсии, интернет-ресурсами
Учитель проводит чёткую инструкцию по выполнению самостоятельной работе и выполнению отчёта по виртуальной экскурсии.
Класс делится на 5 групп, каждая отвечает на вопросы инструктивной карточки, пользуясь учебником параграф 54.
ГИДЫ-ТЕОРЕТИКИ: от группы 2 человека переходят за компьютеры, пользуясь Интернет-ресурсами оформляют отчёт (1 слайд).
1 группа: « Влияние света на растения».
2 группа: «Влияние температуры на растения»
3 группа: «Влияние влажности и минеральных веществ на растения»
4 группа: «Влияние живых организмов на растения»
5 группа: «Влияние деятельности человека на растения».
ЭКОЛОГИ-ПРАКТИКИ: оставшиеся на местах объединятся в 2 группы и разрабатывают инструкцию о правилах поведения на природе по схеме:
Показатели | Действия |
Причины |
1. Бережное отношение к растениям |
|
|
2. Бережное отношение к грибам |
|
|
3. Бережное отношение к животным |
|
|
4. Бережное отношение к природным сообществам |
|
|
5. Дополнительно |
|
|
Учащиеся выполняют практическую работу с возможностью обсуждения в своей группе.
5. Обобщение, анализ и выводы учащихся
Отчёт по виртуальной экскурсии.
На столах у каждого ученика лежат карточки оценивания выступления
ГИДОВ-ТЕОРЕТИКОВ и номера групп (1, 2, 3, 4, 5):
Номинация |
Группа1 |
Группа2 |
Группа3 |
Группа4 |
Группа5 |
1. Лучшее оформление |
|
|
|
|
|
2. Лучшее представление |
|
|
|
|
|
3. Интересный рассказ |
|
|
|
|
|
4. Практическое значение |
|
|
|
|
|
5. Организованность |
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
Каждая группа ГИДОВ-ТЕОРЕТИКОВ проводит защиту своего отчёта. Учащиеся оценивают выступления.
Учитель проводит обратную связь: Поднимите номер группы, которая получает номинацию «Лучшее оформление», и т.д.
Отчёт ЭКОЛОГОВ-ТЕОРЕТИКОВ. По одному представителю выходят к доске и зачитывают инструкцию по правилам поведения на природе.
Учащиеся оценивают выступления в карточке «Критерии оценивания разработки правил поведения на природе».
12 баллов
Показатели | Действия |
Причины |
Баллы |
1. Бережное отношение к растениям. |
Не ломать ветви деревьев и кустарников. |
Участвуют в транспорте веществ, |
|
|
Не повреждать кору деревьев. |
Нарушается движение соков, проникают микробы и грибы-трутовики. |
|
|
Не рви цветов |
Находятся под охраной, нарушается равновесие. |
|
2. Бережное отношение к грибам. |
Не сбивай грибы. |
Служат лекарством животным. Санитары - разлагают растительные остатки. Являются симбионтами деревьев, помогают всасывать воду и мин. вещества. |
|
3. Бережное отношение к животным. |
Не разорять гнёзда шмелей. |
Опылители растений. |
|
|
Не ловить диких животных. |
Природа-среда обитания. |
|
4. Бережное отношение к птицам. |
Не подходить к гнездам. |
Могут разорить хищники, бросить птицы-родители. |
|
|
Не ловить диких птиц. |
Природа- среда обитания. |
|
5. Бережное отношение к природным сообществам. |
Ходить по тропинкам. |
Не вытаптывать траву и почву-среду обитания насекомых, предупреждение гибели растений. |
|
|
Не жечь траву. |
Предупреждение гибели насекомых, птиц, растений, животных. |
|
|
Не оставлять мусор. |
Долго разлагается. |
|
6.Дополнительно. |
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
Учитель проводит обратную связь: встаньте, у кого больше баллов заняла 1 группа и т.д.
6. Рефлексия
Учитель: Ответим на проблемный вопрос: «Как влияют экологические факторы на растения?»
Учащиеся анализируют работу на уроке:
1. Узнали, какие экологические факторы действую на растения.
2. Выявили, как влияют экологические факторы на растения.
3. Провели виртуальную экскурсию на природу.
4. Лучшую инструкцию по правилам поведения на природе мы будем использовать на уроках и при проведении дальнейших экскурсий.
5. Оцените полезность полученных знаний на уроке поднятием руки.
Оценивается работа на уроке.
7. Домашнее задание: п.54, рабочая тетрадь № 180-182, презентация « Влияние экологических факторов на растения».
Самоанализ урока
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» мы изучаем по учебнику В.В.Пасечника.
Урок изучения нового материала : «Основные экологические факторы и их влияние на растения является первым в блоке : «Природные сообщества».
При подготовке к уроку учтены программные требования и федеральный компонент государственного стандарта, где на данный урок отводится 1 час. Также учитывается краеведческий модуль и гимназический компонент.
Для изучения темы «Основные экологические факторы и их влияние на растения» выбрана форма проведения – виртуальная экскурсия.
Слово экскурсия (excursion) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.
В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путём выхода к месту расположения изучаемых объектов ( природа, музеи, исторические места и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними. (Экскурсия является эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении имеет ряд существенных дидактических функций: И.Ф.Харламов «Педагогика». Москва. Высшая школа.1 990):
– с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения;
– экскурсии позволяют повышать научность обучения;
– экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся.
С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий и экскурсий с использованием интернет-ресурсов.
В нашей гимназии такой урок можно проводить в кабинетах информатики.
Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
– не покидая здания школы можно посетить и познакомится с объектами, расположенными за пределами школы, города и даже страны;
– автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность учебной деятельности;
– за счёт интеграции информатики с другими предметами решается за урок гораздо большее количество учебных задач.
На уроке решалась триединая цель: обучения, развитие, воспитание.
Учащиеся получили новые знания по теме «Основные экологические факторы и их влияние на растения», определили как влияет деятельность человека на растения.
У учащихся формируются: научное мировоззрение, экологическое мышление, патриотическое отношение к своей Родине.
У учащихся формируются элементы ключевых компетенций:
– учебно-познавательной;
– проблемного обучения;
– ценностно-смысловых;
– проектно–исследовательской деятельности;
– умение работать в группах;
– умение общаться, анализировать этапы своей работы;
– умение пользоваться ИКТ;
– ответственное и бережное отношение к природе.
На уроке использованы различные дидактические материалы (компьютерная презентация, инструктивные карточки).
На уроке поощряется инициатива и самостоятельность учащихся, а также групповые учебные достижения (дифференцированные задания, подготовка презентации с проектом).
Исследовательские задания для учащихся развивают научное мировоззрение.
Отрабатываются межпредметные связи. Задания в инструктивных карточках связаны с географией, физикой, информатикой. Краеведческий модуль и межпредметные связи с литературой (в начале урока заслушивается стихотворение «Подмосковье»).
На уроке поставлен проблемный вопрос.
На каждом этапе проводится рефлексия.
На этапе рефлексии учащиеся анализируют свою работу, оценивают полезность урока.
На уроке использована смена динамических поз, исключающая утомляемость.
Результат урока: формирование навыков проектно-исследовательской деятельности, умение использовать ИКТ, ответственное и бережное отношение к природе. Формирование ключевых компетенций.
Источники, используемые при подготовке к уроку:
- Пасечник В.В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». Издательство «Дрофа» 2002г.
- Травникова В.В. «Биологические экскурсии». Издательство «Паритет» 2002г.
- Харламов И.Ф. «Педагогика». Москва. Высшая школа.1990г.
- Электронный ресурс «Правила поведения в природе». http://ekouglich.ucoz.ru/pravila
- povedenija na prirode/.
- Электронный ресурс «1001 идея нестандартного занятия с детьми» . http://pedsovet.org.
- ИКТ «Уроки биологии 9 класс» .1С