Предлагаем вашему вниманию идею инновационных исследований в прогимназии по теме “Математическое образование дошкольников и младших школьников в деятельности разных видов и культурных практиках”
Под математическим образованием мы понимаем позитивные изменения в познавательной сфере личности дошкольников и младших школьников, которые происходят в ходе освоения представлений математического содержания в деятельности разных видов и культурных практиках.
Под культурными практиками мы подразумеваем создание таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт на основе осваиваемых культурных норм, добывать знания, результативно использовать математику при решении широкого диапазона жизненных задач и проблем
Мы предполагаем, что разработка механизма математического образования детей 2-11 лет в деятельности разных видов и культурных практиках в условиях прогимназии позволит каждому ребенку, как с выраженными математическими способностями, так и не имеющему таковых, выйти на максимально доступный для него уровень достижений в естественно-математических предметных областях.
Данный подход позволит существенно повысить результативность образовательного процесса (как для обучающегося, так и для педагога в части овладения современными способами организации образовательной деятельности), измеряемую посредством внешнего экспертного контроля.
Мы считаем, что в свете действующего законодательства актуально сформировать дифференцированную инструментальную основу для реализации системы математического образования дошкольников и младших школьников в области реальной математики с учетом индивидуальных способностей и интересов детей через прикладную практическую деятельность (в том числе ИКТ, технологию).
Математическому образованию подрастающего поколения всегда придавалось особое значение. Исчерпывающий анализ истории развития вопроса, представленный в трудах многочисленных научных коллективов позволяет сделать вывод, что советская школа имела отлаженную систему математического образования в учебных видах деятельности.
Современный уровень развития психологии и педагогики выдвигает новые тенденции, обозначенные, в частности, в ФГОС ДО: осуществление дошкольного образования (структурным компонентом которого является математическое образование) в деятельности разных видов и культурных практиках как сквозных механизмах развития ребенка.
Мы предполагаем, на сегодняшний день важно концептуально осмыслить математическое образование детей 2 – 11 лет в деятельности разных видов и культурных практиках (по курсу “Реальная математика в прикладных видах деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста”).
В контексте вышесказанного целью инновационного проекта прогимназии может выступить создание инновационного продукта по теме “Математическое образование дошкольников и младших школьников в деятельности разных видов и культурных практиках”, готового к трансляции в инновационное образовательное сообщество.
Задачи могут звучать следующим образом:
- Разработать, обосновать, апробировать и дать анализ эффективности модели управленческой деятельности прогимназии по реализации инновационного проекта.
- Разработать, обосновать, апробировать и описать механизм совершенствования профессиональных компетенций педагогов в области математического образования дошкольников и младших школьников в деятельности разных видов и культурных практиках
- Сформировать, обосновать, апробировать и описать инструментальную основу математического образования дошкольников и младших школьников в деятельности разных видов и культурных практиках по курсу “Реальная математика в прикладных видах деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста”
- Создать банк программного и методического обеспечения математического образования дошкольников и младших школьников в деятельности разных видов и культурных практиках
- Разработать и внедрить критерии оценивания образовательного результата инновационного проекта
- Разработать, обосновать, апробировать и описать механизм взаимодействия с семьями обучающихся и воспитанников по теме инновационного проекта.
Основным содержанием работ на стадии организации инновационного проекта может выступить:
- формирование коллектива исполнителей инновационного проекта с распределением функциональных ролей между ними;
- распределение ресурсов, включая административные полномочия, которые необходимы исполнителям для выполнения своих обязанностей в рамках проекта, а также корректировка видов и форм мотиваций;
- проектирование (перепроектирование - при необходимости) организационных структур и формирование инфраструктуры реализации проекта;
- решение проблемы финансирования реализации проекта;
- получение необходимых разрешительных документов;
- обеспечение нормативно-правовой базы инновационной деятельности
- разработка организационных основ реализации инновационного проекта
- обновление материально-технического обеспечения.
На этапе реализации проекта содержание будет составлять реализация основных мероприятий инновационного проекта, контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений и оперативное регулирование хода реализации проекта
На заключительном этапе желательно предусмотреть:
- подведение итогов реализации инновационного проекта;
- анализ и оценка эффективности реализации инновационного проекта;
- определение дальнейших перспектив развития системы работы;
- диссеминация опыта, полученного в ходе реализации инновационного проекта
- мониторинг, оформление результатов инновационного проекта и составление рекомендаций по увеличению его результативности.
На стадии разработки концепции и планирования инновационного проекта могут быть использованы методы:
- анализ нормативной и научно – методической литературы по проблеме;
- методы определения целей проекта;
- методы формализации описания и анализа путей достижения целей;
- методы концептуального проектирования (формализация описания предметной области и существующих ограничений, выбор критериев оценки конечных и промежуточных целей проекта, анализ альтернатив и т.п.)
- метод прогнозирования;
- методы генерирования идей (качественный): мозговая атака, мозговой штурм, прогностика, ТРИЗ;
- методы оценки (экспертный): оценка научно-технического уровня и конкурентоспособности разработок;
- аналитические методы (экспертные): латентно-семантический анализ (ЛСА), сравнительный анализ, сетевое планирование;
- методы оценки варианта плана (количественный): балансные методы, анализ ключевых показателей результативности, структурное и имитационное моделирование, системное проектирование на базе типового решения;
На стадии реализации инновационного проекта методами могут выступить педагогический эксперимент, методы статистического анализа (количественные), методы педагогического воздействия и взаимодействия.
В результате можно предположить, что:
- будет создан инновационный продукт по теме “Математическое образование дошкольников и младших школьников в деятельности разных видов и культурных практиках”, готового к трансляции в инновационное образовательное сообщество
- будет разработан пакет авторских минитехнологий по курсу “Реальная математика в прикладных видах деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста”, рекомендации по их использованию, методическое и дидактическое сопровождение к ним
- будут внедрены новые подходы, эффективные методики и инновационные технологии, учебные программы и формы работы по математическому образованию дошкольников и младших школьников в деятельности разных видов и культурных практиках
Целевые индикаторы качества инновационной деятельности удобно изложить в таблице:
№ | Возможные наименования индикаторов | Единица измерения | Целевой ориентир |
Удовлетворенность обучающихся и воспитанников в программах, технологиях и дидактических средствах математического основного и дополнительного образования, применяемых дифференцированно с учетом их индивидуальных особенностей (указать исходное значение на момент утверждения проекта в %) | % | Не менее ... | |
Охват программами дополнительного математического образования (указать значение предыдущего учебного года в %) | % | Не менее ... | |
Удовлетворенность родителей в обеспечении условий для качественного математического образования детей в соответствии с их потенциальными возможностями (указать исходное значение на момент утверждения проекта в %) | % | Не менее ... | |
Удовлетворенность педагогического коллектива в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, дополнительных возможностей творческой самореализации в образовательной деятельности (указать исходное значение на момент утверждения проекта в %) | % | Не менее ... | |
Рейтинг прогимназии среди образовательных организаций района по данным соц. опросов в позиционировании на рынке образовательных услуг как образовательной организации, реализующей инновационные проекты, создании позитивного имиджа, повышении конкурентоспособности среди образовательных организаций Бугульминского муниципального района, создании благоприятных условий для дальнейшего развития (указать место в рейтинге по итогам предыдущего учебного года) | место | Не ниже ... | |
Доля педагогов, повысивших квалификацию по вопросам обновления структуры и содержания математического образования, организации культурных практик (указать значение предыдущего учебного года в %) | % | ||
Доля педагогов, освоивших и применяющих технологии, актуальные в контексте реализуемого инновационного проекта (указать исходное значение на момент утверждения проекта в %) | % | ||
Включенность педагогов прогимназии в работу по реализации инновационного проекта (указать значение предыдущего учебного года в %) | % | ||
Рост обеспеченности материально-техническим оборудованием для организации инновационной деятельности, просветительской работы по теме инновационного проекта (по отношению к сентябрю года принятия проекта) | Руб. | Не менее 2 000 000 | |
Рост количества авторских дидактических и методических материалов по теме инновационного проекта (указать значение предыдущего учебного года) | Кол-во | Не менее ... | |
Рост количества публикаций по теме инновационного проекта (указать значение предыдущего учебного года) | Кол-во | Не менее ... | |
Удельный вес численности обучающихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах математической направленности, в общей численности обучающихся (указать значение предыдущего учебного года) | % | Не менее ... |
Инновационный проект можно рассчитать на 5 лет. Это может быть обосновано необходимостью разработать систему математического образования детей дошкольного возраста (лицензионный срок обучения – 5 лет) и детей младшего школьного возраста (лицензионный срок обучения 4 года)
При планировании объема и источников финансирования реализации инновационного проекта можно отметить, что реализация проекта опирается на существующую материально-техническую базу прогимназии и обеспечивается за счет бюджета, формируемого учредителем, и внебюджетных средств.
Содержание инновационного проекта может опираться на ряд нормативных правовых актов Российской Федерации и региона в сфере образования, нормативно-правовые акты прогимназии, регламентирующих реализацию проекта.
№ | Наименование нормативного правового акта | Основные положения |
Федеральные нормативно-правовые акты | ||
1 | Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 г. Пр-271) | Определяет приоритетные направления развития образования РФ, формирует основы стратегического планирования деятельности системы образования страны |
2 | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” | Регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования, устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации |
3 | Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" | В целях дальнейшего совершенствования
государственной политики в области образования
и науки и подготовки квалифицированных
специалистов Правительству Российской
Федерации поручено обеспечить - разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования, - разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи; - увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов. |
4 | Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р) | Призвана обеспечить качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики |
5 | Приказ Министерства образования и
науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и
введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта
начального общего образования" (с изменениями
и дополнениями от 6 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18
декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" |
- Определяют совокупность
образовательных требований к дошкольному и
начальному общему образованию. - Регулируют отношения в сфере дошкольного и начального общего образования |
6 | Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р г. Москва) | Представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации, мероприятия по их реализации |
7 | Приказ Минобрнауки России от 3 апреля 2014 г. № 265 "Об утверждении плана мероприятий МОиН РФ по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации” | |
8 | Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 |
Регулируют деятельность прогимназии, в т.ч. инновационную, рамками санитарных норм и правил |
Локальные нормативно-правовые акты прогимназии | ||
9 | Программа развития прогимназии на 5 лет | Ставит на перспективу цели, задачи, ориентиры, определяет основные направления деятельности прогимназии и педагогического коллектива на ближайшие годы, выдвигает критерии и показатели их достижения. Направлена на реализацию не только текущих, но и ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей. |
10 | Отчет о результатах самообследования за предыдущий учебный год | Анализ состояния и результатов развития АНО “Прогимназия № 14” за 2014- 2015 учебный год выступает в роли стартовой информации в инновационном проекте. |
11 | Основная образовательная программа дошкольного и начального общего образования прогимназии | Характеризует специфику содержания
образования в прогимназии, особенности
организации воспитательно - образовательного
процесса, оказываемые образовательные услуги Определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного и начального общего образования |
Способность инновационного проекта “Математическое образование дошкольников и младших школьников в деятельности разных видов и культурных практиках” сохранять свою эффективность при различных изменениях условий реализации можно обеспечить за счет:
- диссеминации сформированного опыта на региональном уровне в рамках курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров, через серию вебинаров, видеоуроков, публикаций, в т.ч. в сети Интернет;
- технологичности реализации проекта в общем и каждого этапа в частности;
- наличия нормативно-правового, информационно-методического и программного обеспечения проекта;
- оптимального сочетания традиционных и инновационных форм, методов и средств реализации проекта;
- проработанности промежуточного и итогового мониторинга процесса и результатов реализации проекта;
- сформированности общих и профессиональных компетенций в контексте темы инновационного проекта;
- возможности адаптации разработанного курса к любым материально-техническим условиям образовательных организаций;
- малозатратности реализации проекта.