Развитие пространственных представлений у дошкольников в процессе интеграции различных видов детской деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуализация идеи развития пространственных представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности связана с реализацией принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, а также комплексно-тематического принципа при построении образовательного процесса. Каждый вид детской деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. Наиболее близкие и естественные для ребенка–дошкольника виды деятельности – это игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная и чтение, которые занимают особое место в образовательном процессе ДОУ. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально-личностное развитие дошкольников, формируются и развиваются пространственное восприятие, умения ориентироваться в пространстве, пространственные, пространственно-временные и квазипространственные представления. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, от уровня их развития во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Поэтому педагогу необходимо создавать условия, связанные с развитием пространственных представлений в процессе интеграции различных видов детской деятельности, обеспечивающие в дальнейшем успешность обучения в школе будущих первоклассников.

Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты). Высокий уровень развития пространственных представлений является необходимой предпосылкой любой практической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности. Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.

Следует отметить, что пространственные представления у детей дошкольного возраста развиваются в направлении целостного познания предметов и явлений окружающего мира, т.е. на основе принципа интеграции различных видов детской деятельности в образовательной деятельности детей. Интеграция в образовательной деятельности позволяет решать важную практическую задачу: рационально организовать образовательную деятельность.

Каждый вид детской деятельности (игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд) является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. Каждый из планируемых видов детской деятельности выполняет определенные функции: одни вводят детей в содержание изучаемой темы, побуждают познавательный интерес; другие обогащают имеющиеся пространственные представления, дают возможность с разных сторон взглянуть на данное явление; третьи создают условия для использования полученных пространственных представлений в самостоятельной деятельности детей. Такой подход способствует более глубокому и творческому освоению окружающего мира, возникновению ассоциаций, воплощению детских представлений в игре и переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит их обобщению и присвоению.

Для развития пространственных представлений в различных видах деятельности у детей дошкольного возраста используются элементы различных технологий: игровой технологии, мнемотехнологии, ТРИЗ. При выборе технологии учитывается ряд факторов: задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т.д.

В процессе развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста применяется метод моделирования (модель комнаты, группы, дома, детского сада и др.). При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений – отношений моделей и оригинала и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения – план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты. Эти планы отражения имеют огромное значение для развития наглядно-образного и понятийного мышления.

В процессе развития пространственных представлений детям предлагается продумать вариант перестановки мебели в группе: столы для изодеятельности должны стоять у окна, круглый стол должен стоять так, чтобы к нему можно было легко подходить со всех сторон и т.п. После обсуждения первых предложений обозначается проблема – невозможно практически проверить все предложения детей. В ходе обсуждения дошкольники подводятся к возможности моделирования перестановки на плане; определяются способы создания плана, предметы, которые будут представлены на нем; организовывается проектная деятельность детей.

На прогулках, в НОД по физическому воспитанию и математическому развитию используются подвижные игры “Эстафета”, “Зайцы и волк”, “Вправо, влево прокати, только мяч не упусти”, конструирование по рисунку “Строительство бензозаправочной станции”, рисование предметов и сюжетных композиций и др.

В ходе работы необходимо проводить консультации для воспитателей по вопросам развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности. Совместно с воспитателями организовывать открытые занятия для родителей с использованием элементов игровых технологий и мнемотехнологий.

Групповые и индивидуальные консультации, беседы, передвижные папки для родителей, памятки с информацией об особенностях развитии пространственных представлений у детей дошкольного возраста могут предлагаться для использования в условиях семьи. Родителям рекомендуются следующие формы работы с детьми: специально создавать мини-ситуации с целью овладения детьми каким-либо видом ориентировки (от себя, от других предметов, от другого человека, на листе бумаги и др.); игровые упражнения на определение местоположений предметов и направлений; упражнения типа “А что будет, если...” (изменится направление движения, расположение и т.д.); проблемные ситуации; серии упражнений и игр “Мы – пешеходы” на освоение правил движения по тротуару, пешеходной дорожке, переходу улицы по светофору или по зебре и др.

Таким образом, реализация заявленных педагогических условий будет способствовать развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста в процессе интеграции различных видов детской деятельности, а также обеспечит дальнейшую успешность обучения в школе.

Литература

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
  2. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
  3. Михайлова З.А., Носова Е.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 384 с.
  4. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы // Дефектология. – 2000. - №1. – С. 12-18.