Введение
Специфической особенностью человеческой жизнедеятельности является то обстоятельство, что она протекает одновременно в двух взаимосвязанных аспектах: естественно-природном и культурном. Изначально человек представляет собой живое существо, продукт природы, но чтобы существовать в ней удобно и безопасно, человек создает внутри природы собственный искусственный мир, “вторую природу”. Человек существует в природе, взаимодействует с ней как живой организм, но при этом он как бы удваивает внешний мир, вырабатывая знания о нем, создавая образы, модели, оценки, предметы обихода.
Благодаря таким особенностям человек не приспосабливается к окружающей среде, как, например, растения и животные, а меняет ее, преобразует мир, делая его удобным для себя. В этом и проявляется важнейшая функция культуры — защитная, направленная на то, чтобы прямо или косвенно облегчить жизнь людей. Все сферы культуры участвуют в решении этой важнейшей задачи, отражая при этом личностные характеристики человека, а также его потребности и интересы.
Культура находит свое воплощение в предметных результатах деятельности, способах и методах существования человека, в различных нормах поведения и разнообразных знаниях об окружающем мире. Вся совокупность практических проявлений культуры подразделяется на две основные группы: материальные и духовные ценности. Материальные ценности образуют материальную культуру, а мир духовных ценностей, включающий в себя науку, искусство, религию, формирует мир духовной культуры.
На протяжении истории своего существования люди выработали множество способов познания и освоения окружающего мира.
Неотъемлемой составной частью культуры выступает наука, определяющая многие важные стороны жизни общества и человека. У науки есть свои задачи, отличающие ее от других сфер культуры. Так, экономика является тем фундаментом, который обеспечивает всю деятельность общества, она возникает на основе способности человека к труду. Мораль регулирует отношения между людьми в обществе, что очень важно для человека, который не может жить вне общества и должен ограничивать собственную свободу во имя выживания всего коллектива, создавая моральные нормы. Религия рождается из потребности человека в утешении в тех ситуациях, которые невозможно разрешить рационально.
Задача науки — получение объективных знаний об окружающем мире, познание законов, по которым он функционирует и развивается. Обладая этим знанием, человеку намного легче преобразовывать мир.
Пояснительная записка
Спецкурс представляется особенно актуальным, так как отличается богатством содержания и комплексным характером, отражающих взаимосвязь различных областей научных знаний, учебных дисциплин.
Предметом изучения курса является развитие различных областей наук в разные исторические эпохи, открытия, изыскания, сделанные в различных областях науки с древнейших времен до наших дней. В ходе изучения раскрываются межпредметные связи, углубляются и развиваются основные понятия, используемые в науках, продолжается формирование у учащихся единой научной картины мира.
Основные задачи курса “Природа. Цивилизация. Культура”:
- Формировать у обучающихся целостное представление о науке как части культуры, ее методологии и развитии
- Показать историческую ретроспективу развития научных знаний в разные культурно-исторические эпохи
- Раскрыть взаимосвязь и взаимное влияние различных областей научно-практических знаний (историей, географией, математикой, языкознанием, искусством, биологией и пр.);
- Развивать у школьников потребность в самостоятельном освоении новых знаний - как на коммуникативно-эмпирическом уровне, так и на уровне научно-теоретического осмысления;
- Создать предпосылки для творчески-созидательной деятельности в области науки с целью дальнейшего приобщения к ней учащихся.
Перечисленные задачи реализуются в содержании курса в процессе проведения учебных занятий, семинаров, научно-практических конференций.
В итоге освоения программы курса обучающиеся получат знания
- о природе и культуре,
- о методах научного познания,
- о месте естественных, гуманитарных и точных наук и искусства в познании человеком природы,
- о основных понятиях и закономерностях, используемых в науках,
- о языках наук,
- о своеобразии методологии различных областей науки в процессе познания мира,
- о взаимосвязи и взаимовлиянии различных областей науки
Научатся:
- сопоставлять уровни развитие науки, ее различных областей в разные исторические эпохи,
- устанавливать и раскрывать взаимосвязь и взаимное влияние различных областей научно-практических знаний,
- самостоятельно осваивать и применять новые научные знания, как на уровне теоретического осмысления, так и на практике,
- осознанно и творчески подходить к осуществлению проектно-исследовательской деятельности.
Содержание программы курса
1. Общие понятия и закономерности
Интегрированное содержание. Природа (натура) и культура. Наука как часть культуры. Место естественных, гуманитарных, точных наук и искусства в познании человеком природы. Наука и техника. Человеческая цивилизация. Философские взгляды на познаваемость мира. Научные методы познания: метафизический и диалектический. Два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Методы эмпирического и теоретического научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, абстрагирование, формализация, моделирование и др. Языки естественных, гуманитарных, точных наук и искусства.
Русский язык. Роль языка в жизни человека, общества и государства. Основные функции языка: коммуникативная, познавательная, национально-культурная, эстетическая.
Литература. Произведения изящной словесности как одна из форм художественного освоения мира. Отражение в художественной литературе богатства и многообразия окружающего мира, духовной жизни человека, драматических страниц истории человечества.
Математика. Математический язык как часть естественного языка, имеющего свои особенности. Основные законы логики и правила логического вывода. Универсальность законов логики и правил логического вывода. Поиск закономерностей. Индуктивный вывод на интуитивной основе. Выдвижение гипотез и необходимость их проверки. Требования к обоснованию или опровержению гипотез в жизни, в математике, в естественных и гуманитарных науках. Определение. Номинальные и реальные определения. Введение имен - обозначений (символов). Требования, предъявляемые к определениям и символам в математике и других науках. Теоремы и аксиомы. Аксиоматика в науке и в повседневной жизни.
Информатика. Модель как заменитель объекта в процессе познания, общения и практической деятельности. Формализация как важнейший этап построения модели. Системный анализ и его роль в познавательной деятельности. Язык как способ представления и передачи информации; естественные и формальные языки.
Физика. Естественнонаучный метод познания окружающего мира. Физические явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Экспериментальный и теоретический методы изучения природы. Моделирование физических явлений и процессов. Физическая картина мира.
Химия. Методы познания веществ и химических процессов. Химический эксперимент - основной метод познания веществ и химических явлений. Наблюдение и описание свойств веществ и результатов химического эксперимента. Измерения количественных характеристик веществ (массы, плотности, температуры) в ходе эксперимента.
Биология. Методы изучения живой природы и их специфика. Роль биологии в формировании экологической, генетической и гигиенической грамотности человечества. Работа с моделями биологических объектов.
География. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Географическая картина мира.
История. Источники знаний о прошлом. Счет лет в истории. Историческое знание и проблема его достоверности. Концепция исторического развития человечества.
Обществознание. Человек – творец и творение культуры. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Относительность истины. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание и его методы. Самопознание. Наука и ее роль в современном обществе. Интеграция и дифференциация наук. Наука и техника. Цивилизационные достижения человечества. Материальная и духовная культуры. Многообразие культур.
Искусство. Искусство как духовный опыт поколений, способ познания мира и проявления сущностных сил человека. Язык как средство создания художественного образа. Общие и специфические черты языка и выразительных возможностей разных видов искусства. Музыкальное и изобразительное искусство. Синтез искусств.
2. Первоначальные представления о природе
Сведения о природе и человеке в первобытном обществе и древнейших цивилизациях Востока
Интегрированное содержание. Представления о природе в Древности. Наскальные и пещерные рисунки эпохи кроманьонского человека – первые изображения природных объектов. Первобытный антропоморфизм и религиозный анимизм как отождествление человека с природой. Влияние первобытных людей на окружающую среду. Начало неолитической революции. Одомашнивание животных и растений как начальный этап взаимоотношения человека и природы. Культы животных. Преобразование природы человеком и начало социально-экологической революции. Становление первобытного общества. Крупнейшие очаги древнейших цивилизаций, время и место возникновения культурных растений и домашних животных. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Сведения о природе в государствах Средиземноморья и Месопотамии. Божественные культы животных. Представления древних египтян о человеке (6в. до н.э.). Развитие медицины и использование лекарственных растений. Древнеегипетское общество и цивилизации Месопотамии. Древнейшие цивилизации Востока. Магико-религиозные представления о природе в древней Индии. Сочинение “Аюрведа” (6в.до н.э.), эпосы “Махабхарата” и “Рамаяна” как первые описания образа жизни человека, животных и растений. Искусство врачевания в Древней Индии. Представления о природе в Древнем Китае. Древнекитайская философия. Единство двух начал – Неба (янь) и Земли (инь). Великая триада Небо – человек – Земля. Развитие медицины в Древнем Китае. Накопление людьми знаний об окружающей среде. Воздействие на окружающую среду в эпоху древнейших цивилизаций. Обратимые и необратимые последствия преобразования окружающей среды в эпоху древнейших цивилизаций. Обособление естественнонаучных воззрений от религии и магии. Зарождение эмпирического научного знания.
Русский язык. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная.
Литература. Мифологические представления о человеке и его месте в мире. Мифологическое объяснение природных явлений. Миф и литература. Мир людей и мир богов. Начало и поиски национальной культуры. Мифология разных культур. Философское осмысление мира и человека в литературе Востока. Сборник басен и сатирических новелл “Панчатантра” - памятник литературы Древней Индии.
Информатика. Роль информации в человеческом обществе. Средства и формы представления информации. Создание информационных моделей реальных объектов. Управление и обратная связь в природных, технологических и социальных процессах.
Химия. Химические знания в жизни человечества. Практическое значение для цивилизаций человечества важнейших металлов (медь, железо), их сплавов (бронза), неметаллов (кремний) и их соединений. Минеральные удобрения, их практическое значение для сельского хозяйства.
Биология. Почва. Минеральные и органические удобрения. Культурные растения. Сельскохозяйственные животные. Происхождение человека. Образ жизни предков современного человека. Использование огня, орудий труда, окультуривание дикорастущих растений и одомашнивание диких предков животных. Селекция организмов. Одомашнивание как начальный этап селекции. Стихийный (бессознательный) отбор как один из первых методов селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову).
География. Население мира. Историко-географические этапы заселения Земли. Человеческие расы. Сравнение крупнейших народов мира. Изучение географии мировых религий. Работа с картами населения и географии религий. Взаимодействие общества и природы в прошлом. Основные этапы заселения Земли человечеством.
История. История древнего мира. Первобытность. Расселение древнейшего человечества. Занятия, орудия труда первобытного человека. Первобытные верования. Зарождение искусства. Предцивилизационная стадия истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом обществе первобытной эпохи. Современные историки о неолитической революции. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Предпосылки формирования очагов древних цивилизаций. Древний Восток: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай (историческая карта). Природные условия и занятия жителей. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Формирование древних религий. Конфуций и Будда о человеческом счастье и долге. Культурное наследие Древнего Востока.
Обществознание. Человек. Единство биологического и социального в человеке. Основные виды деятельности. Творчество. Межличностные отношения. Общение как взаимопонимание, обмен информацией, взаимодействие. Общество и природа. Типы обществ. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Искусство. Первобытное искусство, его магическая и познавательная функции. Ритуальный характер наскальных изображений. Роль мифа в формировании художественного сознания. Искусство Древнего Египта (скульптура, настенные росписи).
Технология. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Развитие техники и технологии обработки пищевых продуктов. Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье человека. Экологическая оценка технологий. Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство. Организация технологического цикла производства продукции растениеводства: выбор и подготовка посевного и посадочного материала, подготовка почвы и внесение удобрений, посев и посадка, уход за посевами и посадками, защита растений от болезней и вредителей, сбор урожая. Основные направления животноводства. Характеристика технологического цикла производства продукции животноводства: содержание животных, кормление, разведение, ветеринарная защита, получение продукции.
3. Развитие наук о природе и человеке в античном мире
Интегрированное содержание. Возникновение городов и изменение окружающей среды человеком в государствах Древней Греции и Рима. Меры, направленные на сохранение природной среды. Философские идеи античности (7-6 в. до н.э.). Знания о природе в Древней Греции. Возникновение науки как отрицание мифологии. Натурфилософия как первая форма научного знания в истории культуры. Историко-культурные условия развития натурфилософии. Античное искусство. Натурфилософские воззрения в ионический, афинский, эллинистический этапы. Поиски первоначала мира первыми натурфилософами. Философия Пифагора и его учение. Атомистическое учение Демокрита и его влияние на развитие науки и общества. Возникновение медицины. Гиппократ – выдающийся врач античного мира. Гиппократов сборник. Природа в представлениях Платона и Аристотеля. Четыре элемента мироздания: земля, вода, воздух, огонь. Душа как источник движения, происходящего в природе. Аристотель –основоположник зоологии. Теофраст –основоположник ботаники. Древнеримская натурфилософия (3-1 в. до н.э.). развитие наук в эпоху Римской империи. Развитие идей атомизма в трудах Эпикура и Тита Лукреция Кара. “Естественная история” Плиния Старшего –первая энциклопедия знаний о природе. Использование лекарственных растений. Развитие экспериментальной медицины в древнем Риме. Клавдий Гален о человеческом организме и его божественной природе.
Русский язык. Морфемика (состав слова) и словообразование. Морфема - минимальная значимая часть слова. Греческие корни в словах русского языка. Варианты морфем. Морфемы формообразующие и словообразующие. Исторические изменения в структуре слов. Понятие об этимологии слов.
Литература. Мифологические представления о человеке и его месте в мире. Мифологическое объяснение явлений природы. Мифология и литература Древней Греции и Рима. Мир людей и мир богов. Мифы Древней Греции. “Одиссея” Гомера. Своеобразие гомеровского эпоса. Сочинения Горация.
Математика. Геометрия. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Пифагорейцы и магия чисел. Евклидова геометрия.
Физика. Механика. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Молекулярная физика. Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул.
Химия. Химический элемент. Атомы и молекулы.
Биология. История ботаники и зоологии как биологических наук. Введение в науку Аристотелем понятия “вид животного”. Первая попытка классификации животных организмов Аристотеля.
История. История древнего мира. Легенды о людях и богах. Особенности мифологического сознания и причины возникновения религиозных верований. Древняя Греция. Полис – город-государство и община свободных граждан. Культурное наследие Древней Греции. Платон и Аристотель –вершины древнегреческой мысли. Империя Александра Македонского. Эллиниситический мир. Древний Рим. Культурное наследие Древнего Рима.
Обществознание. Общество как сложная динамическая система. Социальные институты. Политическая сфера общества. Демократия. Гражданское общество и гражданские инициативы. Гражданственность. Демократическое правовое государство. Правовое регулирование отношений в обществе. Верховенство закона. Юридическое равенство. Справедливость. Правосудие.
Право. Понятие и признаки государства. Власть, формы правления.
Искусство. Роль мифов в формировании художественного сознания. Гармоническое соединение личных и общественных интересов в искусстве Древней Греции. Искусство Древнего Рима.
4. Развитие знаний о природе и обществе в цивилизациях средневековья
Интегрированный компонент. Историко-культурные условия развития наук в раннем средневековье. (5-11 вв.). Преобразование природы. Рост городов. Экология европейского города эпохи средневековья. Христианское мировоззрение и средневековая картина мира. Библейские сказания о сотворении мира и происхождении человека. Символическое видение мира. Растения и животные - символы христианства. Крестовые походы как контакты европейской и восточной культур. Развитие наук в позднем средневековье (11-14 вв.). Открытие школ и университетов в Западной Европе. “Семь свободных искусств” и их влияние на взаимоотношения человека, природы и общества. Преемственность античной философии и догматов католической церкви. Появление и развитие алхимии как явления средневековой культуры. Поиски “философского камня”. Знания о природе в трудах ученых средневековья. Вклад Альберта Великого в становление знаний о природе. Первые рукописные сведения о живой природе в православном мире. “Шестоднев” Иоанна Болгарского и “Поучение Владимира Мономаха”. Наука и религия в мусульманском мире. Особенности арабских воззрений на природу, человека и общество. “Канон медицины” Ибн- Сины (Авиценны). Дальний Восток в средневековье. Поднебесная империя средневекового Китая. Мистические представления о силах природы. Путешествие Марко Поло в Индию и Китай (13 в.). Великий шелковый путь – взаимодействие культур Востока и Запада. Японский сегунат и самураи; идеи дзэн – буддизма (веры в предопределение) в отношениях человека к окружающему миру. Монгольская держава (13-14 вв.), походы Чингисхана и их влияние на ход мировой истории. Центральноамериканская цивилизация майя и инков. Достижения в математике и астрономии. Астрономический календарь майя. Культовые предметы доколумбовой Америки и их космическая символика.
Русский язык. Лексика и фразеология. Исконные русские и заимствованные слова. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Язык художественной литературы, его особенности. Филологический анализ художественного текста.
Литература. Нравственно-этические ценности христианской культуры в литературе Западной Европы. Тема любви к человеку в литературе средних веков. Героический эпос и рыцарский роман. Истоки древнерусской литературы. Картина мира в представлении человека Древней Руси. Фольклор. Мифы древних славян. Русские народные сказки и былины. “Поучения” Владимира Мономаха. “Слово о полку Игореве”.
Математика. Основы логики и диалектики. Общие утверждения и утверждения о существовании, их доказательства и опровержение. Отрицание утверждения. Контрпример.
Физика. История развития представлений о строении Вселенной.
Химия. История химии как науки. Алхимический период ее развития. Разделение смесей веществ методами отстаивания, фильтрования и выпаривания. Приготовление растворов веществ, используемых в повседневной жизни (сахар, питьевая сода, поваренная соль, уксусная кислота).
Биология. Использование растений и животных человеком как источников пищи, одежды и лекарственных веществ. Животные – возбудители и переносчики заболеваний человека. Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых животными. Болезнетворные бактерии и вызываемые ими заболевания человека.
Список используемой литературы.
Основная.
1. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В. Е. Попова – М.: Владос, 1996. - С.3-6, 75-79.
2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2001. - С. 24-29, 31-45, 150-159.
3. Культура и наука: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. – Ростов н/ Д: Феникс, 2003. - С.6-16, 63-94, 95-106,111-131.
4. Левяш И. Я. Методы научного познания. - Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стер. - Минск: Тетра Системс, 2001. - С.9-12, 24-33, 38-52.
5. Малюга Ю. Я. Культурология: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. и испр. – М., 1998. - С.9-33.
6. Скворцова Е. М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. - С.8-36.
Дополнительная.
1. Кравченко А. И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., доп. и испр. – М., 2001. - С.7-27, 50-79.
2. Культурология XX век. Словарь. – СПб., 1997.
3. Культурология XX век. Энциклопедия: В 2 т. – СПб., 1998.
4. Рождественский Ю. В. Введение в культурологию. – М.: ЧеРо, 1996. - С.6-25.
5. Рузнев В. П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. – М., 1999.
6. Культура, культурология и образование. Материалы “круглого стола” // Вопросы философии. - 1997. - №2.