Урок математики "Умножение на 9 и деление на 9". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока. Формирование знания табличного умножения и деления.

Задачи урока:

  • Составить таблицу умножения на 9 и рассмотреть соответствующие случаи деления.
  • Продолжить обучение решению задач с использованием действий умножения и деления.
  • Работать над формированием универсальных учебных действий (УУД), повышением познавательной активности обучающихся.
  • Воспитывать у учащихся чувство взаимовыручки.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Средства обучения: индивидуальные задания, компьютерная презентация, задания в рабочей тетради.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедиа проектор, экран, доска;
  • учебник “Математика 2 класс” В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева по программе “Начальная школа ХХI века”.

Технологическая карта

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность уч-ся УУД
1. Организационный момент Организует начало урока и создает положительный настрой на работу. 

- Сегодня на уроке нас ждёт много интересного, для этого приготовьтесь: внимательно слушать, быстро и правильно отвечать.

Слушают учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики.
2. Целеполагание. Мотивация 1. Прочесть запись на доске:

64,24,48,32,8,56,16,40,72.

- Что вы заметили?

- Докажите.

- Можно ли это назвать числовым рядом?

Докажите.

Расставьте числа в порядке возрастания.

- Установите закономерность.

- Что вы заметили?

Учитель называет произведение, а ученики множители.

- Найдите восьмую часть от данных чисел.

Читают запись.

Анализируют, делают выводы.

Устанавливают закономерность.

Называют в порядке возрастания.

Находят восьмую часть числа.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться, положительно отзываться о школе.

Регулятивные:

работать по предложенному учителем плану, оценивать сложившуюся учебную ситуацию на уроке.

Познавательные: формулируют выводы на основе сравнения, обобщения.

2. Рассмотри рисунок.

- Обозначь вершины, определи количество треугольников и четырехугольников.

Обозначают вершины.

Определяют количество треугольников и четырехуголь-ников.

Показывают.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности - Прочесть выражения и назвать их значения:

32:8 56:8 6 * 8

8:8 24:8 8 * 5

40:8 0:8 7 * 8

16:8 72:8 9 * 9

- Какое выражение лишнее?

- Почему?

Как найти значение произведения 9 * 9?

Читают выражения.

Называют результаты.

Находят значение выражения, которого не знают.

Предлагают различные способы.

1 способ

9+9+9+9+9+9+9+9+9=81

2 сп.

9 * 8+9=81

Познавательные: перерабатывают полученную информацию, делают выводы.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта.

Регулятивные : совместно с учителем обнаруживают и формируют учебную проблему.

4. Постановка учебной задачи - Перед нами проблема?

- Что будем делать?

- Сформулируйте тему урока и назовите цели?

- Откройте учебник на с.55, и проверим наше предположение.

– Рассмотрите рисунок в учебнике на с.55 №1.

– Сколько растет елочек в каждом ряду?

– Сколько всего рядов елочек?

– Как узнать, сколько елочек в трех рядах?

– Как решил задачу Волк?

– Как решил задачу Заяц?

– Кто из них быстрее справился с заданием? Почему?

– Рассмотрите таблицу умножения числа 9.

– Какие примеры из нее вам уже знакомы?

– О каком примере вы только что узнали?

Формулируют тему, ставят цели.

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию, делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта

Физминутка Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
 Руки в стороны развёл,
 Ключик видимо нашёл,
 Чтобы ключик тот достать,
 Надо на носочки встать.
   
 
5. Построение проекта выхода из затруднения 1. - Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Составим и запишем полностью таблицу умножения на 9
9 * 2=18
9 *3=27
9 * 4=36
9 * 5=45
9 * 6=54
9 * 7=63
9 * 8=72
9 * 9=81

- Какие секреты есть в этой таблице?

2.Работа в парах.

№ 2 (с. 55).

- Составьте таблицу умножения на число 9.

- Назовите результаты умножения.

- Какое математическое свойство вам помогло справиться с заданием?

Составьте соответствующие случаи деления.

3.Самостоятельная работа.

- Откройте р.т. на с.26, выполните

I вариант №1

II вариант №2

(проверка по образцу)

Составляют и записывают таблицу умножения.

Называют секреты данной таблицы:

1) сумма чисел произведения равна 9

2) десятки произведения возрастают, а единицы убывают.

3) первое и последнее произведения 1и8-8и1

Используя таблицу умножения числа 9, учащиеся составляют и записывают таблицу умножения на число 9.Устно называют результаты предложенных выражений.

Выполнив задание по вариантам, проверяют.

Личностные: развивают доброжелательность и отзывчивость, понимают чувства других людей.

Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия с целью, вырабатывают критерии оценки и определяют успешность.

Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации, делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта

6. Первичное закрепление 1. Работа с учебником.

№ 4 (с.56).

– Какие фигуры изображены на рисунке?

– Как называются данные многоугольники?

Докажите, что это многоугольники.

– На сколько квадратов разделен зеленый четырехугольник?

– Какой способ вам понравился больше? Почему?

– На сколько квадратов разделен желтый четырехугольник?

– Какой способ более удобный?

Называют данные фигуры.

Записывают решение двумя способами.

Запись:

9+9 + 9= 27 (кв.)

9 * 3 = 27 (кв.).

Делают выводы.

Запись:

9 + 9 + 9 + 9 +

9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 81 (кв.).

9 * 9 = 81 (кв.).

Делают выводы.

2.№ 3 (с.56).

– Прочитайте текст.

- Является ли он задачей? - Почему?

– Что известно в задаче?

- Что требуется узнать?

- Решите данную задачу.

- Составьте обратные задачи.

Отвечают на вопросы учителя.

Решают задачу.

Составляют обратные задачи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 1 учебник№8 (с. 56).

– Прочитайте условие задачи.

– Что известно?

-Что требуется узнать?

– Заполните таблицу по данному условию.

Обсудите план решения в группах.

?Что узнаем первым действием?

? Что узнаем вторым действием?

? Один из вас у доски будет решать задачу, а остальные решат её самостоятельно.

Читают, отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

Решают.

Выполняют самопроверку. Сверяют своё решение с решением ученика на доске.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике.

Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия, вырабатывают критерии оценки и определяют успешность.

8. Включение в систему знаний и повторение Самостоятельная работа: (по выбору)

1) р.т. с.26 № 4.

2) учебник с.56 № 6.

Делают выбор самостоятельно
  • решают,
  • проверяют.
Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

9. Рефлексия деятельности

(итог урока)

? Подведём итог нашей работы.

Проанализируйте свою работу на уроке. Какие учебные задачи ставили перед собой?

“Закончите предложения”

1. Мне было интересно и легко...

2. Я научился ...

3. Мне было трудно...

4. Мне еще нужно...

Отвечают на вопросы.

Определяют эмоциональное состояние на уроке.

Личностные : понимание причин успеха в учёбе,

самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

10. Информация о домашнем задании I уровень обязательный: учебник с.55 – повторить таблицу умножения;

II уровень тренировочный:  р.т.с.27 №8.

III уровень творческий: р.т. с.27 №9, составь обратные задачи.

  Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться, положительно.

Познавательные:   самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.