Цель: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормами.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить и совершенствовать коммуникативные навыки:
- уточнить и активизировать словарь по лексической теме: “Зима”,
- совершенствовать грамматический строй речи, закрепить навыки словообразования и словоизменения;
- совершенствовать связную речь.
- развивать речевую активность детей, побуждать их к вступлению в диалог.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное восприятие и внимание, память, конструктивный праксис, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;
- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности, взаимодействия в игре и на занятии.
- воспитывать усидчивость, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.
- создавать благоприятный психологический климата в группе, устанавливать позитивные межличностные отношения, сплачивать детский коллектив;
Учитель-логопед: Сегодня утром на крыльце нашего детского сада я нашла чудесный ларец. Вам интересно, ребята, что в нем? Давайте посмотрим! (В ларце ледяные круглые шарики, нанизанные на нитку)
Дети: Это льдинки.
Учитель-логопед: На что они похожи?
Дети: На бусы.
Учитель-логопед: Посмотрите. Потрогайте. Какие они? (Холодные. Скользкие. Мокрые. Блестящие)
- Почему они такие? Правильно – они изо льда. Ледяные. Давайте вместе скажем: “ледяные”! (Дети повторяют.)
Учитель-логопед: Кто же потерял такие красивые бусы?
Дети: Зимушка-Зима.
Учитель-логопед: Скажите, пожалуйста, какая же у нас русская зима?
Ответы детей: Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
Учитель-логопед: Когда вы слышите слово “зима”, что вы представляете? (Снег, мороз, лёд, вьюгу и др.).
- Самое главное, что мы ждём от зимы – это, конечно, снег.
Пальчиковая гимнастика “Снежинки”. Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Но где же снежинки? В ладошке вода. Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Как видно ладошки мои горячи! |
Ритмичные удары пальцами левой
руки, начиная с указательного, по ладони правой
руки. Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки. На вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать. На первый вопрос сжать кулаки, на второй вопрос – разжать. Мелкие потряхивания расслабленными ладонями. Растираем ладошки друг о друга, на слове “горячи” прикладываем ладошки к щечкам. |
Учитель-логопед: Ребята, а как вы думаете, где живёт Зима?
Дети: В лесу!
Учитель-логопед: Все мы знаем: русский лес
Полон сказочных чудес!
Но увидеть эти чудеса смогут только самые внимательные! Давайте проверим вашу внимательность. Посмотрите, какую замечательную картину нарисовал Мороз на нашем окошке. Расскажите, что вы видите?
Задание на внимательность “Что нарисовал Мороз?” (Рисунок 1)
Рисунок 1
Ну что ж, вы молодцы, очень внимательные. Перед тем как отправиться в зимний лес, мы должны размяться.
Выполнение под музыку упражнений на развитие общей моторики и артикуляционной гимнастики.
Дети берутся за руки и змейкой идут по музыкальному залу под музыку. Подходят к ширме, декорированной под зимний чудесный лес.
Учитель-логопед: Вот и попали мы в сказочный лес, Посмотрите, как удивительно красиво вокруг. Только как же нам найти дорогу к Зимушке-Зиме?
Из-за ширмы появляется заяц.
Учитель-логопед: Зайка, ты нам расскажешь, как найти дорогу к Зимушке-Зиме?
Зайка отрицательно мотает головой.
Учитель-логопед: Ой, зайцы ведь говорить не умеют!
Заяц: Все я умею, и разговаривать могу. Я ведь в волшебном лесу живу! Я вам сейчас нарисую картинку-подсказку, кто в нашем лесу знает, где живет Зима.
Зайка “рисует” картинку и отдает детям. На рисунке части снеговика.
Дети: Это снеговик!
Учитель-логопед: Давайте его слепим!
Массаж биологически активных зон “Снеговик”
Раз – рука, два – рука,
Лепим мы снеговика.
Три, четыре, три, четыре –
Нарисуем рот пошире.
Пять – найдем морковь для носа,
угольки найдем для глаз.
Шесть – наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь –
Мы плясать его попросим.
Появляется Снеговик.
Снеговик:
Вы слепили меня ловко!
Снеговик я не простой,
Любопытный, озорной!
Если справитесь с моими заданиями, я покажу вам дорогу к избушке Зимушки-Зимы.
Задания Снеговика:
Назовите, каких животных можно встретить в зимнем лесу?
А теперь поиграем в игру на внимание и сообразительность. Назовите лишнее животное:
Корова – волк – лиса – медведь.
Волк – лиса – лиса – петух – еж.
Лиса – медведь – волк – морж.
Снеговик: Ребята, а вы знаете, что такое письма, кто их пишет? А есть письма, которые пишут птицы, звери. Такие письма называют следами, их можно прочитать. Я приготовил вам фотографии следов зверей, которые живут в лесу. Вам нужно правильно подобрать к каждому животному – нужный след.
Дети выполняют задания Снеговика.
Учитель-логопед: Дорогой Снеговик, наши дети не только могут тебе много рассказать про лесных животных, но и изобразить их!
Комплекс общеразвивающих упражнений под музыку.
По лосиному красиво
Ходит лось в лесу густом.
По мышиному пугливо
Семенит мышонок в дом.
И по заячьи зайчишка
Все спешит запутать след.
По медвежьи ходит мишка –
Косолап он с детских лет.
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
Снегирек летает,
Крылья расправляет.
С ветки на ветку пушистый зверек
Весело прыгает – скок-поскок.
А в берлоге спит медведь,
Тише, тише – не шуметь!
Тс-с-с-с-с-с-с!
Снеговик: Молодцы, ребята! Покажу вам дорогу. (Идут под музыку змейкой) Вон и изба виднеется.
Речь с движением. Упражнение на развитие мелкой моторики.
У Зимы в лесу изба, Во все стороны резьба. Два столба хрустальных врыты, Сторожить поставлены Ледяные окна скрыты Ледяными ставнями. На шесте, на ледяном Ходит ворон ходуном. |
Руки сомкнуты шалашиком над головой. Пальцы переплетены. Ставят кулачок на кулачок попеременно. Руки перед собой, ладони раскрыты, прижаты друг к другу ребром, пальцы сомкнуты. Руки поворачиваем к себе ладонями, затем тыльной стороной. Указательный палец левой руки прикрываем ладонью правой. Указательными пальцами делаем вращательные движения, остальные пальцы сжаты в кулак. |
Появляется Зимушка-Зима.
Зима: Здравствуйте ребята, какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. Зачем пожаловали?
Дети отвечают, что принесли потерянные Зимой бусы. Зима благодарит детей.
Учитель-логопед: Чтобы порадовать зиму, давайте поиграем в игру “Зимние слова”.
Зима бросает каждому ребенку “снежок”, а ребенок, возвращая его, называет “зимнее” слово. (“Зимние” слова: мороз метель, вьюга, снеговик, снегурочка, снежинка, мороз, сосулька, лёд, снегопад, гололёд и т.д.)
Зимушка-Зима: Ребята, а вы зиму любите? А песни про зиму знаете?
Хоровод “ Что нам нравится зимой?”
Зимушка-Зима:
Ну, спасибо, вам пора,
Ждут вас в садике друзья.
Учитель-логопед: Вот и закончилось наша прогулка по зимнему лесу. Давайте попрощаемся с Зимушкой.
А теперь на одной ножке покружитесь
И в детском саду окажитесь!