Цель:
Популяризация литературного творчества В.П.Крапивина, обладающего широким спектром воспитательных возможностей для подрастающего поколения.
Задачи:
- Формировать и развивать у детей и подростков интерес и потребность чтения книг В.П.Крапивина посредством проведения внеклассных мероприятий.
- Расширить круг чтения крапивинских книг путём привлечения внимания школьников к творчеству детского писателя.
Оборудование:
- Листы с заданиями для групп, презентация в формате Windows XP Microsoft Office 2007 PowerPoint, помогающая организовать конкурсную часть игры, материалы для жюри, грамоты для победителей.
Возрастная категория: 6 класс
Правила игры
1. В игре принимают участие 5 команд, каждая состоит из 5 человек.
2. Для победы необходимо пройти 4 тура.
Тур № 1.
- Вопросы данного тура на знание фактов биографии писателя и истории клуба “Каравелла”.
Тур № 2
- Вопросы данного тура на знание текста романа “Мальчик со шпагой”.
Тур № 3
- Вопросы данного тура на понимание смысла слова, встречающегося в романе “Мальчик со шпагой”, на знание традиций клуба “Каравелла”.
Тур № 4
- Команды защищают созданную ими обложку романа “Мальчик со шпагой”.
3. Командам задаются вопросы, на обсуждение каждого вопроса дается 1 минута.
4. Право ответа получает та команда, которая первой дает ответ.
5. Если команда отвечает неправильно, то у другой команды есть 1 минута на обсуждение ответа.
6. Если команды отвечают неправильно, то ведущий оглашает верный ответ и команды переходят к следующему раунду.
7. Выигрывает та команда, которая набирает больше всех очков.
Ход игры
1 тур “Битва умов” (вопросы по биографии писателя, истории клуба “Каравелла”)
1. Назовите полную дату рождения Крапивина? (число, месяц, год и место рождения)
Правильный ответ: 14 октября 1938 года, Тюмень
2. Какое образование получил В.Крапивин?
Правильный ответ: писатель окончил факультет журналистики УрГУ в 1961 году.
3. Как называлась первая книга писателя? В каком году была издана?
Правильный ответ: “Рейс “Ориона”, 1962 года.
4. В каком году Крапивин создал детский отряд “Каравелла”, который объединил всех, кто стремился жить насыщенной творческой жизнью.
Правильный ответ: 1961год
5. Перечислите профили данного отряда.
Правильный ответ:
- журналистика
- морское дело
- фехтование
- киностудия
- яхтостроение
- яхтинг
- история флота
6. Назовите какой-нибудь закон отряда Каравелла”?
Правильный ответ: Вот эти законы:
- Я вступаю в бой с любой несправедливостью, подлостью, жестокостью, где бы я их не встретил.
- Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то другой раньше меня.
- Смелость - это то, когда человек боится и всё- таки не сворачивает с дороги.
- Я никогда не должен пройти мимо плачущего ребёнка.
2 тур “Загадочный конверт” (вопросы по содержанию романа “Мальчик со шпагой”)
Задания выдаются каждой команде в специальных конвертах. Время на выполнения задания около 10 минут.
1. Закончите фразу из романа.
1. “Встань покрепче, локти согни, кулаки сожми, будто в одной руке поводья, в другой – шашка. И скомандуй тихонько, про себя: “ ...” | 2. “Чтобы врагам хвалиться было нечем, Не беги назад от них не шага. Даже если ты кузнечик, у тебя должна быть ...” | 3. “Клиперы не спорили с морем, не вспарывали волны. Они вписывались в морскую стихию, как бы сами делались частью океана. И летели вместе с ...” |
Правильный ответ:
4. “Встань покрепче, локти согни, кулаки сожми, будто в одной руке поводья, в другой – шашка. И скомандуй тихонько, про себя: “ ...” | 5. “Чтобы врагам хвалиться было нечем, Не беги назад от них не шага. Даже если ты кузнечик, у тебя должна быть ...” | 6. “Клиперы не спорили с морем, не вспарывали волны. Они вписывались в морскую стихию, как бы сами делались частью океана. И летели вместе с ...” |
|
|
|
2. Выберите правильный ответ и подчеркните
1. Новичка в клубе звали:
|
4. Как звали учительницу второго
класса, где учился Стасик Грачёв?
|
2. Во что играют Иванов и Серёжа,
ожидая поезд?
|
5. Как звали руководителя клуба
“Эспала”:
|
3. В какой город поехал Серёжа с
другом по школе и клубу Генкой Медведевым :
|
6. Кем был в клубе “Эспада” Димка
Соломин:
|
Правильный ответ:
1. Новичка в клубе звали:
|
4. Как звали учительницу второго
класса, где учился Стасик Грачёв?
|
2. Во что играют Иванов и Серёжа,
ожидая поезд?
|
5. Как звали руководителя клуба
“Эспала”:
|
3. В какой город поехал Серёжа с
другом по школе и клубу Генкой Медведевым :
|
6. Кем был в клубе “Эспада” Димка
Соломин:
|
3. О каком городе идет речь в тексте книги?
“Белый город, мраморные колоннады на площадях, толчея пёстрых кораблей в Карантинной гавани. Солдаты в шлемах с гребнями, хмурые рабы и смуглые мальчишки, пускающие с прибрежных камней игрушечные лодки. И всё это в окаймлении синих шипучих волн, под блеском безоблачного неба”.
Правильный ответ: Херсонес
4. Чьей команде даётся такая характеристика?
“Деловитый молчаливый Павлик Снегирёв, темноглазый и всегда спокойный Коля Копыркин, похожий на каплю чёрной ртути Рафик Сараев, тоненький и лохматый Серёжа Лавренюк и светлоголовый, но загорелый, даже зимой, Василёк Рыбалкин”.
Правильный ответ: первая шеренга “Эспады”, группа барабанщиков
5. Описание какого лагеря приводится в отрывке?
“Шумит на галечных пляжах, приходя из темноты, морской прибой, светятся огоньки на проходящих вдали пароходах. Ребята выходят на катерах в нейтральные воды и бросают в море бутылки с письмами к мальчишкам и девчонкам разных стран”.
Правильный ответ: Артек
6. Узнайте по описанию, чей герб?
“Ярко-оранжевый щит с белой окантовкой. По огненному рассветному полю мчались два всадника. Сами всадники были тёмно-красные, а кони – светло-серый и чёрный. Всадник на сером коне с шашкой в опущенной руке, всадник на чёрном – с поднятым копьём”.
Правильный ответ: Сережи Каховского
3 тур “Чёрный ящик” (вопросы на понимание смысла слова)
Данный конкурс проводится для капитанов команд.
Ведущий игры называет лексическое значение слова, написанного на листке, находящемся в чёрном ящике. Капитан команды должен угадать это слово.
Слайды презентации с изображением фотографии термина демонстрируются после того, как слово отгадано.
В черном ящике лежат листки со словами: “Шеврон”, “Командор”, “Эспада”, “кэч”.
Если остается время, то можно предложить капитанам отгадать перевод
девиза отряда “Каравелла”. “Tamborileros, adelante!”
Правильный ответ:
Шеврон – (фран) нашивка из галуна на рукаве в виде двух полосок, скрещивающихся под острым углом. Обычно на рукаве нижних военных чинов.
Командор - высшее звание рыцаря, в некоторых странах воинское звание офицера флота, руководитель или распорядитель некоторых видов спортивных соревнований.
Эспада - (espada) в переводе с испанского языка означает "шпага", "меч", "рапира".
У Владислава Крапивина в его книге "Мальчик со шпагой" есть такие строки:
"Прощаясь, он шпагу как надо
Братишке сделать помог,
Испанское слово "эспада"
По-нашему значит "клинок"...
Кэч – (англ - ketch) парусное двухмачтовое судно с косыми парусами. Кормовая мачта устанавливается впереди оси руля.
Как переводится девиз отряда “Каравелла” “Tamborileros, adelante!”
- “Барабанщики, вперед!” (по-испански)
4 тур “Защита обложки книги” Переходим к защите обложки к книге В.Крапивина “Мальчик со шпагой”
Каждая команда представляет свою обложку книги. Члены жюри оценивают работу по следующим критериям:
- Соответствие рисунка содержанию книги.
- Уместное цветовое решение.
- Владение риторическими умениями при устном ответе.
- Оригинальное исполнение рисунка.
Подведение итогов игры. Вручение грамот.