Класс: 3
Цель - познакомиться с нелетающими птицами.
Задачи:
- вспомнить все, что уже изучали про птиц;
- познакомиться с представителями нелетающих птиц;
- узнать, как приспособились к выживанию в дикой природе представители нелетающих птиц.
Оборудование: видеопроектор, компьютер, презентация к уроку “Нелетающие птицы”
Здоровьесберегающие технологии: физминутка “Птичий переполох”
Сценарий урока
Этапы урока | Ход урока | Деятельность ученика |
1. Организационный этап | - Посмотрите, какая у нас сегодня
пословица: Красна птица пеньем, а человек –
ученьем. - Как вы понимаете ее смысл? - Спасибо! - Послушайте загадку: Прилетают сорванцы, - Кто это? |
Смотрят на экран и читают пословицу Послушать ответы 3-4 учеников
Выслушать отгадки - Птицы |
2. Введение в тему урока | - Кто назовет отличительные особенности
птиц от других животных? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности преобразованы в крылья.) - Для чего предназначены передние конечности, преобразованные в крылья? - Молодцы! А все ли птицы летают? - Как называются такие птицы? - Кто сформулирует тему урока? |
Называют особенности
- Для полета Нет Строят предположения - Нелетающие птицы |
3. Работа по теме урока | Учитель: - Некоторые виды птиц вообще не умеют летать. Для передвижения они используют задние конечности. Нелетающие птицы являются единственной двуногой группой среди всех наземных позвоночных. - Ученые считают, что первые “нелетуны” появились на островах в связи с тем, что кормовая база там была изобильной, к тому же полностью отсутствовали хищники. Вероятно, именно этим и объясняется тот факт, что в упомянутых условиях одинаково выживали особи как с развитыми, так и недоразвитыми крыльями, либо и вовсе без них. - Самыми известными на сегодняшний день вымершими “нелетунами” являются бескрылая гагарка и птица додо. Бескрылая гагарка - относилась к семейству Чистиковых. Длина тела 70 см. Крылья были довольно маленькими, но хорошо приспособленными к гребле под водой. Птица была полностью истреблена в 19 веке. Додо, или маврикийский дронт, – населяла острова Маврикий в Индийском океане. Была полностью истреблена белым человеком и завезенными котами при окультуривании этих земель. - Как же исторически сложилось, что есть нелетающие птицы? |
Смотрят картинки
- птицы жили на островах с большим количеством пищи и полным отсутствием хищников |
4. Физминутка | -Ребята! Сейчас мы отдохнем и подвигаемся с помощью физминутки “Птичий переполох”. Мы будем глазками внимательно следить за птичками и повторять за ними движения. Начинаем! | Выполняют движения |
5. Продолжение работы по теме урока | - А теперь давайте познакомимся с
нелетающими птицами современности. Но сначала мы
будем отгадывать загадку про птицу. Птица
большая, но не летает, Рассказывает ученик 1: Африканские страусы – это самые большие пернатые нашей планеты. Питаются травой, побегами деревьев и кустарниками, не брезгуют насекомыми и мелкими позвоночными. Страусы обладают очень острым зрением и отменным слухом. Они являются прекрасными бегунами. Кроме того, он является прекрасным бойцом, его двупалые лапы - серьезное оружие. Страус отличается умением хорошо маскироваться, так как его трудно отличить от обычного кустарника. Учитель: - Какое крылатое выражение отображает способность страуса маскироваться? - А что означает данное крылатое выражение? - А вы знаете, что когда страус чует опасность, он прячет голову под крыло, распускает перья и стоит без движения. В таком виде он похож на куст с длинным и тонким стволом. - Про следующую птицу нам расскажет другой наш одноклассник: Птица эта не летает, |
Страус
Смотрят картинку
- Прячет голову в песок - Не видеть проблемы
Смотрят картинку
Нанду
Смотрят картинку |
Рассказывает ученик 2: Внешностью и образом жизни нанду напоминает страуса. Оперение серого цвета и находится оно не только на теле, но и на шее и голове. В природе данные птицы живут группами, достигающими 30 особей. В случае опасности взрослый нанду может развивать скорость до 60 км/час. Среди природных хищников, способных охотиться на взрослых особей, - ягуары и пумы. А вот молодняк страдает от нападений диких собак. Кроме того, броненосцы любят разрушать гнезда этих птиц. Учитель: - Чем отличается нанду от страуса? - Встречайте еще одного представителя: Скрытная птица |
Цветом и расположением оперения
Казуар |
|
Рассказывает ученик 3: Казуар считается самой опасной птицей на Земле. Имеют много общего со страусами, однако главным их отличием является трехпалая лапа. В этом отряде всего два семейства: Эму и Казуаровые. Они характеризуются сжатым с боков клювом и роговым “шлемом” на голове. Низко наклонив голову при беге, казуар раздвигает “шлемом” кусты, траву. В отличие от страусов и нанду казуары предпочитают жить в лесных зарослях. Питаются опавшими плодами деревьев и мелкими животными. В остальном же представители данного отряда похожи на своих близких родственников - страусов. |
Смотрят картинку |
|
Учитель: А хотите я расскажу вам австралийскую сказку про казуара “Синяя голова”? Слушайте. Однажды храбрый Йонди отодвинул низко нависшее над землей небо палкой, которую он нашел в источнике будущего. Палка эта изогнулась и стала бумерангом. Появилась тогда на взлетевшем ввысь небе радуга и разбилась она на тысячи и тысячи разноцветных кусочков, которые превратились в тысячи и тысячи красивых птиц. А что произошло с этими птицами? Они упали на землю и стали учиться летать. Одни птицы очень скоро научились летать, другие так и не научились. Очень смеялась над такими неудачниками птица-хохотунья Кукабурра, особенно над казуаром, у которого тогда еще не было синей головы. И разозлился казуар. Злился, что он некрасивого серого цвета, не такой яркий, как попугай, злился, что он глупее совы, злился, что не умеет летать и что птица-хохотунья Кукабурра смеется над ним, когда он пытается этому научиться. Возненавидел казуар всех птиц и решил поджечь лес, в котором они жили. Пошел к дереву огня, принес оттуда горящую головню и поджег лес. Те птицы, которые научились хорошо летать, улетели далеко-далеко и вернулись только тогда, когда пожар потух. Но многие и многие птицы еще не умели летать. Спасаясь от пламени, бросились они в воду рек, морей и озер. И произошло чудо. Превратились те птицы в рыб. Вот почему есть разные рыбы - большие и маленькие, круглые и плоские, разноцветные, золотистые и бесцветные, красивые и уродливые. Это все бывшие птицы, и каждая рыба немного похожа на птицу, от которой она произошла. А казуар был наказан за свое злодейство, Бог Байаме, создатель всего живого на земле, сделал так, что голова казуара стала синей. |
Ответы
Слушают сказку |
|
- О чем мы узнали из сказки? - Дайте характеристику Казуару как герою сказки. Встречайте следующего представителя: Приезжайте в Антарктиду! (Ученики самостоятельно читают текст, который раздал учитель): |
- Сказка о том как появились рыбы и
птицы, а также причину по которой голова у
казуара стала синей. 2-3 ученика дают характеристику Пингвин |
|
Пингвины – это прекрасные пловцы и ныряльщики. Могут оставаться под водой благодаря тяжелым и твердым костям, которые служат балластом, как тяжелый пояс для водолаза. Крылья пингвинов эволюционировали в плавники. Они помогают управлять движением в водной среде. Еще одним свойством, позволяющим выживать в дикой природе, является уникальная бело-черная расцветка птиц. Она делает пингвина невидимым для хищников как снизу, так и сверху. | Смотрят картинку | |
Учитель: - А где живут пингвины знаете? - Послушайте про следующую нелетающую птицу: Птичка с именем фруктовым |
- Да, на севере, в Антарктиде
Киви |
|
Киви В дневное время скрываются в кустарниках и густых чащах леса, а ночью бродят в поиске корма, который находят благодаря хорошо развитому обонянию. Питаются червями и другими беспозвоночными, которых вытаскивают из сырой почвы. При помощи длинного клюва эти птицы не только добывают пищу, но и делают небольшие углубления в лесной подстилке, в которой прячутся сами. - Когда птица киви похожа на фрукт киви, или китайский крыжовник? - Конечно во сне, когда птичка поджимает лапки и клюв. Кстати именно из-за внешнего сходства фрукт и птичка называются одинаково. |
Смотрят картинку
Когда спит |
|
Угадайте следующего представителя
нелетающих птиц: На Неприступном острове Это самая маленькая нелетающая птица на Земле. Сейчас данный вид сохранился только на острове Непреступный (он свободен от людей и хищников). Ранее же эти птицы в изобилии водились на всех близлежащих островах, однако завезенные белым человеком коты полностью уничтожили на них данный вид. Пастушок предпочитает открытые луга и папоротниковые заросли. Питается молью, земляными червями, семенами и ягодами. |
Не знаем
Смотрят картинку |
|
А теперь послушайте загадку про
последнюю нелетающую птичку: Могут люди научить Но это не просто попугай, а Попугай Какапо. Эта птица занесена в Красную книгу. Она не умеет летать, однако может планировать с возвышенности на землю. Несмотря на наличие полноценных крыльев, Какапо имеет слабые мышцы и тяжелые кости без воздушных полостей. Птица ведет ночной образ жизни, а питается листьями папоротника, мхами, ягодами и грибами. |
Попугай
Смотрят картинку |
|
6. Закрепление | - Вот и закончилось наше путешествие в
мир новых знаний. О ком говорили сегодня? - Кого из представителей запомнили? - Посмотрите на экран и поиграем в игру “Пятый лишний” |
О нелетающих птицах Перечисляют птиц, которых запомнили Смотрят на экран и выполняют задание |
7. Итог урока | - С кем сегодня знакомились? - Дайте полное определение понятию “птицы” - Как так получилось, что в природе встречаются нелетающие птицы? Что мешает летать этим птицам? - Назовите нелетающих птиц, которых запомнили. - А теперь предлагаю вам пройти блиц-турнир. Внимание на экран. - Кто узнал что-то новое на уроке? |
С нелетающими птицами Дают определение Крылья видоизменены
Перечисляют Отвечают на вопросы блиц-турнира Показывают карточками |
8. Домашнее задание | - Нарисуйте, пожалуйста, ту нелетающую птицу, которая вам больше всего понравилась. |