Методическое дополнение к теме "Музыка и живопись"

Разделы: Музыка


Выявляя связи между музыкой и изобразительным искусством, необходимо достичь того, чтобы дети почувствовали, что каждый из них обладает не только внутренним слухом, но и внутренним зрением.
Учитель при этом не должен приписывать музыке зрительных, живописных программ там, где их нет. Слушая, человек может мысленно увидеть то, о чем эта музыка рассказывает лишь тогда, когда его зрительные представления будут возникать из самой музыки.

Цель урока углубить представление учащихся о музыке, слушая которую можно мысленно представить зрительный образ.

Задачи:

  • познакомить с инструментальным фрагментом М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина»;
  • выявить особенности интонационного развития музыки М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»;
  • расширить представление о творчестве М.П.Мусоргского.

1. М.П.Мусоргский. Увертюра к опере «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке».
2. А.М.Городницкий «Шуточная песня строителей петровского флота».

Учитель: Сегодня, продолжая тему «Музыка и живопись», мы начинаем урок сразу со звучания новой музыки. Подумайте, – что ее роднит с русской народной песней?

Звучит мелодия М.П.Мусоргского из «Рассвета» acappella в исполнении учителя.

Дети: (ответы детей собирательные) Певучесть, поступенное движение, звучание a cappella...
Учитель: Можно сказать, что эта мелодия отражает необъятность русских просторов, привольную гладь русских рек? Эта мелодия – воплощение внутренней красоты русского народа?
Дети соглашаются.
Учитель: Попробуем вместе спеть эту мелодию.

Поем первую фразу на «а», вторую доигрываю.

Учитель: Какое исполнение для этой мелодии более естественно, т.е. мелодии более удобно: когда ее поют голосом или она звучит в исполнении на фортепиано?
Дети: Когда ее поют...
Учитель: Представьте себе, что вам надо эту мелодию оркестровать. Какому бы инструменту симфонического оркестра вы бы поручили мелодию?
Дети: Скрипке, флейте...
Учитель: Почему скрипке?
Дети: Этот инструмент наиболее близок человеческому голосу.
Учитель: Т.е. вы стремились бы приблизить звучание инструментов человеческому голосу?
Давайте послушаем – как это написал композитор Модест Петрович Мусоргский.

Слушаем первую фразу.

Дети: Мелодию исполняют скрипки... Музыка звучит таинственно, нежно на фоне флейты и скрипок.
Учитель: Это осветляет мелодию или делает ее более мрачной?
Дети: Осветляет...
Учитель: Какое это время дня?
Дети: Утро. Создается впечатление просыпающейся природы... Как будто лучи солнца освещают землю...
Учитель: Давайте слушать дальше.

Звучат «удары в колокол».

Учитель: Ничто не омрачило музыку? Она так же спокойна?
Дети: Как будто раскаты грома... Что-то страшное случилось... Кого-то ведут на казнь...
Учитель: Как же это сделал Мусоргский?
Дети: Звучит барабан...
Учитель: Это не барабан. Это инструмент – литавры.

Слушаем вторую фразу.

Учитель: Музыка опять успокоилась, но мелодия уже звучала не у скри­пок...
Дети: А у гобоя...
Учитель: Что же дальше будет происходить с нашей мелодией?

Звучит третье проведение мелодии, с колокольным звучанием.

Дети: Звучание омрачилось... Появились звуки в низком регистре...
Учитель: Если надо было созвать людей, для того, чтобы сообщить какую-либо новость, как в 18 веке это делали? (Звонили по телефону, сообщали по радио?)
Дети: Звонили в колокола!
Учитель: Вы знаете, что колокола могут звонить по-разному: и радостно, и тревожно. Как звонили наши колокола?
Дети: Тревожно…
Учитель: Чем же закончится эта музыка: тревога будет разрастаться или успокоится?

Слушаем до самого конца.

Дети: Успокоилась... Заканчивается спокойно и светло...
Учитель: Тревога исчезла бесследно?
Дети: Нет. Тревога как будто оставила свой след в душе...
Учитель: Дело в том, что это не просто рассвет, не просто определенное время суток, а определенное состояние человека, состояние пробуждения чего-то нового. И такой рассвет может быть и ночью, и днем, и вечером.
Эту музыку можно услышать в концертном зале, когда на сцене будет звучать симфонический оркестр. Тогда в программе вы прочитаете: М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

Выписываю на доске.

Но можно услышать и в театре, если вы придете слушать оперу М.П.Мусоргского «Хованщина». Тогда в программе вы прочитаете: М.П.Мусоргский. Опера «Хованщина».

Выписываю на доске.

И как только зазвучат первые звуки, вы узнаете нашу знакомую музыку, потому что она написана, как вступление к опере.
И расскажет нам эта опера о том, как жили в России люди во времена царствования Петра I. Опера называется «Хованщина», по фамилии князя Хованского, который возглавил войско стрельцов, поднявшее бунт против царя, и Петр I этого не потерпел, он каз­нил бунтовщиков.
Теперь вы, наверное, поняли, почему музыка звучит и светло, и тревожно, т.к. время это было очень непростое.
И вот еще очень интересный факт из воспоминаний наших с вами соотечественников, который был описан в книге К.П.Португалова «Серьезная музыка в школе».
Вы знаете, что 9 мая 1945 года был подписан Акт о капитуляции фашистской Германии. И когда в ночь на 9 мая объявили об окончании войны, люди не могли спать. Для них наступило утро. В самый разгар ночи началась новая жизнь – мирное время.
По радио после тревожных победных маршей вдруг зазвучала музыка Мусоргского «Рассвет на Москве-реке», но она приобрела новое звучание. Казалось, что Мусоргский написал не просто утро, не просто рассвет, и даже не рассвет на Москве-реке, а именно рассвет 9 мая – рассвет Дня Победы. Вот как велика и безгранична бывает сила музыки.

Учитель: Скажите: достаточно ли было бы подобрать одну картину к этой музыке?
Дети: Нет.
Учитель: Почему?
Дети: …Разное состояние души...
Учитель: Попытайтесь, слушая эту музыку, – «увидеть» ее и дома сделать или подобрать к ней рисунок – запечатлеть именно то, что тронуло вас больше всего.

Звучит «Рассвет на Москве-реке» от начала до конца.

Учитель: Время правления Петра I было очень непростое. В жизни нашего государства произошло много изменений, реформ.
...1703 год. Основан город Санкт-Петербург...
Что было сделано для укрепления государства Российского?
Дети: Регулярная армия, флот.
Учитель: Кроме того, была привнесена европейская мода, с 1700 года Новый год стали отмечать не с 1 марта, а с 1 января, Петр отправлял та­лантливых молодых людей учиться за границу и сам учился...
Мы уже с вами говорили, что не смотря на жизненные трудности, русский народ никогда не унывал – люди любили шутки, смех.
Я предлагаю вам сегодня новую, шуточную песню строителей петровского флота. Написал ее наш с вами современник автор-бард Александр Городницкий.

Звучит  «Шуточная песня петровского флота» А.М.Городницкого в исполнении учителя.
Урок заканчивается вокальной работой над песней и ее исполнением.

 

Страница из рабочей тетради.

«РАССВЕТ НА МОСКВЕ-РЕКЕ»

1. М.П.Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке».
2. Городницкий. «Шуточная песня строителей петровского флота».

1. Тебе уже знакомо имя русского композитора – Модест Петрович Мусоргский. Вспомни и назови знакомые тебе произведения этого композитора.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

2. Музыка Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» звучит во вступлении к опере «Хованщина», которая рассказывает о времени правления царя
_____________________________________________________________________________

3. Что роднит эту мелодию Мусоргского с русской народной песней?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

4. Почему Мусоргский в светлую, спокойную мелодию вводит тревожное звучание колоколов?
_____________________________________________________________________________

5. Сделай или подбери рисунок к музыке М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».