Решение задач по теме "Соединение проводников". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Цели урока: 

  • Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся  по  теме «Соединения проводников»,  научить  решать задачи;
  • Развивающая: развить интеллект и речь учащихся, навыки самостоятельной и аналитической работы, практические умения и навыки при работе с приборами;
  • Воспитательная: воспитать интерес к изучению предмета,  чтению литературы и бережное отношение к оборудованию.

Тип урока: Урок закрепления ранее изученного материала. Подготовка к контрольной работе.

Оборудование урока:

  • Источник тока,
  • Амперметр,
  • Вольтметр,
  • Резистор,
  • Лампочка,  
  • Моток проволоки,
  • Соединительные провода,
  • Ключ, 
  • Линейка.

Формы и методы работы учащихся на уроке:

1. Экспериментальные задания;
2. Фронтальная беседа;
3. Решение задач;
4. Индивидуальный опрос;
5. Выполнение теста.

ХОД УРОКА

Разум – это не только знания, но и умение применить эти знания на практике.

Аристотель

1. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку. Первичная мотивация учащихся к учебной деятельности.

2. Проверка предыдущего домашнего задания

3. Оглашение темы урока, его целей и задач (в доступной для учащихся форме)

На предыдущих уроках мы познакомились с такими понятиями как электрический ток, сила тока и напряжение, изучили закон Ома для участка цепи и законы соединений проводников.
Тема нашего урока «Расчет электрических цепей». Вы знаете, что физика – наука опытная и, если выдвинута какая-то теория или сформулирован закон, то его надо подтвердить с помощью эксперимента.
В связи с этим перед нами встает проблема подтверждения справедливости законов постоянного тока с помощью решения экспериментальных задач.

4. Актуализация опорных знаний учащихся по изученной теме. Решение творческой задачи

За окном снег, а в комнате тепло. К сожалению, измерить температуру нечем – нет термометра. Но зато есть батарейка, вольтметр и амперметр, медная проволока и справочник по физике. Как найти температуру воздуха в комнате?

5. Фронтальная беседа

5.1. Проводится в виде игры

Из темного пакета ученики достают различные приборы (амперметр, вольтметр, реостат, батарейка, резистор, лампочка, соединительный провод) и рассказывают о них по плану:
– название;
– для чего служит;
– как он подключается в цепь.

5.2. Установите соответствие между кратными и дольными значениями силы тока и напряжения:

1мА             10³В
1мкА           10–6В
1кВ              10–3В
1мВ             10³А
1кА             10–3А
1мкВ           10–6А

5.3. Работа с формулами

Вставьте недостающие обозначения
       
              I = U/ …                    R = R1+…                    U = U1 +
              U = U1=…                 1/ R = 1/R1 +…           R =  … l/S
              U = … R                     I1 = I = …                    I = … + I2

6. Повторение раннее изученного. Решение экспериментальных задач

Мы повторили все, что необходимо для выполнения следующих заданий:

  • Найдите длину мотка проволоки, используя источник тока, амперметр, вольтметр, линейку.
  • Найдите сопротивление лампы, используя источник тока, амперметр, ключ, провода и резистор известного сопротивления. Цепь можно собрать только один раз.

7. Первичная проверка усвоения изученного ранее материала. Выполнение теста

Вы знаете, что в последнее время очень популярны задания в тестовой форме, причем задания те только на знание определений и формул, но и на умение применить их в конкретной ситуации. И сейчас вы выполните такое задание.

Тест.

1. Как называется прибор для измерения силы тока?

              А) вольтметр;  б) амперметр;  в) омметр.
   
2. Единица измерения напряжения?

              А) вольт;  б) ампер;  в) ом.

3. Как изменится сопротивление лампы при увеличении силы тока в цепи в 2 раза?

              А) увеличится в 2 раза;  б) уменьшится в 2 раза;  в) не изменится.

4. Как изменится сопротивление проводника, если его длину увеличить в 2 раза?

              А) увеличится в 2 раза;  б) уменьшится в 2 раза;  в) не изменится.

5. Как изменится сопротивление проводника, если площадь его поперечного сечения увеличить в 2 раза?

              А) увеличится в 2 раза;  б) уменьшится в 2 раза;  в) не изменится.

6. Сопротивление какой цепи больше?

7. Чему равна сила тока в проводнике R2?

              А) 2А;  б)0,8А;  в) 0,08А.

8. Определите показания вольтметра

              А) 3В;  б) 7,5В;  в) 10,5В.

9. Найдите напряжение на второй лампе.

              А) 3,5В;  б) 7В;  в) 7А.

 

10. В какой точке А, В или С разорвать цепь, чтобы горела только лампа 1.

              А) А и В;  б) В;  в) В и С;  г) А и С;  д) А;  е) С.

8. Физкультминутка

Представьте, что вы – заряженные частицы, которые пока нет электрического тока, колеблются около своих мест (ученики колеблются). Возникает электрический ток и заряженные частицы придут в движение в направлении действия на них электрических сил. Пусть доска заряжена отрицательно, противоположная стена  –положительно (ученики начинают медленно двигаться с вытянутыми руками).Направление тока меняется от доски к стене (дети поворачиваются и движутся к своему месту).

9. Подведение итогов  решения экспериментальных  и теоретических задач.

10. Закрепление изученного на уроке. Решение задач.

1. Найдите распределение токов и напряжений в цепи, если напряжение на участке АВ равно 60В.

2. Цепь состоит из трех последователь соединенных проводников, подключенных к источнику напряжением 24В. Сопротивление первого 6Ом, второго 4Ом, а напряжение на концах третьего проводника 4В. Найти силу тока в цепи, сопротивление третьего проводника и напряжение на концах первого и второго проводников.
      
11. Подведение итогов урока и оценивание результатов достижений учащихся.

12. Объяснение нового домашнего задания.

Повторить  все изученное по теме, подготовиться к контрольной работе.