Цели урока:
- Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Соединения проводников», научить решать задачи;
- Развивающая: развить интеллект и речь учащихся, навыки самостоятельной и аналитической работы, практические умения и навыки при работе с приборами;
- Воспитательная: воспитать интерес к изучению предмета, чтению литературы и бережное отношение к оборудованию.
Тип урока: Урок закрепления ранее изученного материала. Подготовка к контрольной работе.
Оборудование урока:
- Источник тока,
- Амперметр,
- Вольтметр,
- Резистор,
- Лампочка,
- Моток проволоки,
- Соединительные провода,
- Ключ,
- Линейка.
Формы и методы работы учащихся на уроке:
1. Экспериментальные задания;
2. Фронтальная беседа;
3. Решение задач;
4. Индивидуальный опрос;
5. Выполнение теста.
ХОД УРОКА
Разум – это не только знания, но и умение применить эти знания на практике.
Аристотель
1. Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку. Первичная мотивация учащихся к учебной деятельности.
2. Проверка предыдущего домашнего задания
3. Оглашение темы урока, его целей и задач (в доступной для учащихся форме)
На предыдущих уроках мы познакомились с такими понятиями как электрический ток, сила тока и напряжение, изучили закон Ома для участка цепи и законы соединений проводников.
Тема нашего урока «Расчет электрических цепей». Вы знаете, что физика – наука опытная и, если выдвинута какая-то теория или сформулирован закон, то его надо подтвердить с помощью эксперимента.
В связи с этим перед нами встает проблема подтверждения справедливости законов постоянного тока с помощью решения экспериментальных задач.
4. Актуализация опорных знаний учащихся по изученной теме. Решение творческой задачи
За окном снег, а в комнате тепло. К сожалению, измерить температуру нечем – нет термометра. Но зато есть батарейка, вольтметр и амперметр, медная проволока и справочник по физике. Как найти температуру воздуха в комнате?
5. Фронтальная беседа
5.1. Проводится в виде игры
Из темного пакета ученики достают различные приборы (амперметр, вольтметр, реостат, батарейка, резистор, лампочка, соединительный провод) и рассказывают о них по плану:
– название;
– для чего служит;
– как он подключается в цепь.
5.2. Установите соответствие между кратными и дольными значениями силы тока и напряжения:
1мА 10³В
1мкА 10–6В
1кВ 10–3В
1мВ 10³А
1кА 10–3А
1мкВ 10–6А
5.3. Работа с формулами
Вставьте недостающие обозначения
I = U/ … R = R1+… U = U1 +
U = U1=… 1/ R = 1/R1 +… R = … l/S
U = … R I1 = I = … I = … + I2
6. Повторение раннее изученного. Решение экспериментальных задач
Мы повторили все, что необходимо для выполнения следующих заданий:
- Найдите длину мотка проволоки, используя источник тока, амперметр, вольтметр, линейку.
- Найдите сопротивление лампы, используя источник тока, амперметр, ключ, провода и резистор известного сопротивления. Цепь можно собрать только один раз.
7. Первичная проверка усвоения изученного ранее материала. Выполнение теста
Вы знаете, что в последнее время очень популярны задания в тестовой форме, причем задания те только на знание определений и формул, но и на умение применить их в конкретной ситуации. И сейчас вы выполните такое задание.
Тест.
1. Как называется прибор для измерения силы тока?
А) вольтметр; б) амперметр; в) омметр.
2. Единица измерения напряжения?
А) вольт; б) ампер; в) ом.
3. Как изменится сопротивление лампы при увеличении силы тока в цепи в 2 раза?
А) увеличится в 2 раза; б) уменьшится в 2 раза; в) не изменится.
4. Как изменится сопротивление проводника, если его длину увеличить в 2 раза?
А) увеличится в 2 раза; б) уменьшится в 2 раза; в) не изменится.
5. Как изменится сопротивление проводника, если площадь его поперечного сечения увеличить в 2 раза?
А) увеличится в 2 раза; б) уменьшится в 2 раза; в) не изменится.
6. Сопротивление какой цепи больше?
7. Чему равна сила тока в проводнике R2?
А) 2А; б)0,8А; в) 0,08А.
8. Определите показания вольтметра
А) 3В; б) 7,5В; в) 10,5В.
9. Найдите напряжение на второй лампе.
А) 3,5В; б) 7В; в) 7А.
10. В какой точке А, В или С разорвать цепь, чтобы горела только лампа 1.
А) А и В; б) В; в) В и С; г) А и С; д) А; е) С.
8. Физкультминутка
Представьте, что вы – заряженные частицы, которые пока нет электрического тока, колеблются около своих мест (ученики колеблются). Возникает электрический ток и заряженные частицы придут в движение в направлении действия на них электрических сил. Пусть доска заряжена отрицательно, противоположная стена –положительно (ученики начинают медленно двигаться с вытянутыми руками).Направление тока меняется от доски к стене (дети поворачиваются и движутся к своему месту).
9. Подведение итогов решения экспериментальных и теоретических задач.
10. Закрепление изученного на уроке. Решение задач.
1. Найдите распределение токов и напряжений в цепи, если напряжение на участке АВ равно 60В.
2. Цепь состоит из трех последователь соединенных проводников, подключенных к источнику напряжением 24В. Сопротивление первого 6Ом, второго 4Ом, а напряжение на концах третьего проводника 4В. Найти силу тока в цепи, сопротивление третьего проводника и напряжение на концах первого и второго проводников.11. Подведение итогов урока и оценивание результатов достижений учащихся.
12. Объяснение нового домашнего задания.
Повторить все изученное по теме, подготовиться к контрольной работе.