Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Урок содержит проблемные задания для индивидуальной, фронтальной и групповой работы с классом. Самостоятельная работа развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Задания базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания. Чтобы заинтересовать учащихся используется презентация.
Форма урока: дидактическая игра.
Цель урока: (Слайд 2)
- Повторить и обобщение материала по теме: “Эпоха Петра I ”.
- Cсистематизировать знания учащихся о Петровских реформах и его эпохе.
- Продолжить формирование умений работы с документами, картой.
- Уметь сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.
Задачи: (Слайд 3)
Образовательные:
- Повторить и обобщить с учащимися изученный ранее на уроках материал;
- Развивать умения использовать полученные знания в решении практических задач.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление при решении познавательных задач и в ходе самостоятельной деятельности учащихся;
- Прививать интерес к изучению предмета – история.
Воспитательные:
- В групповой работе способствовать укреплению чувства товарищества;
- Гордиться своей историей и героическим прошлым своего Отечества;
- Воспитать у учащихся уважительное отношение к традициям и к культурному своего народа.
Оборудование:
- Компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов.
- Презентация Microsoft PowerPoint.
- Таблица для выставления баллов на доске для подсчета итогов урока.
План проведения игры:
I. Сообщение целей и задач урока.
II. Рефлексия.
II. Знакомство с правилами игры.
III. Индивидуальные и групповые конкурсы.
IV. Подведение итогов и награждение победителей.
V. Домашнее задание.
Ход занятия
Рефлексия. 1. Ребята о ком и о чём мы с вами сегодня будем говорить. (ответы учеников: О Петре I).
Портрет Петра I.
(Слайд 4)
2. Как вы оцениваете роль царя-реформатора? (ответы учеников)
Вступительное слово учителя. Оценка роли Петра I (Слайд5)
Об эпохе Петра I нельзя говорить однозначно. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. Я считаю Петра I великим реформатором, однако не отрицаю того, что в своей деятельности он нередко использовал насильственные меры.
Стихи читает ученик: (Слайд 6)
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой, о мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Учитель: Сегодня мы c вами на уроке повторим и обобщим пройденный материал о Петре I, императоре-реформаторе и его эпохе. Мы будем работать индивидуально и в группах.
За каждый правильный ответ 1 балл. За неправильный – 0.
I. Блиц-турнир. (Слайд 7)
1. Фамилия Перта I? (Романов)
2. Кто были родители ПетраI? (Алексей Михайлович Романов и Наталья Кирилловна Нарышкина).
3. Год рождения Перта I? (30 мая (9 июня) 1672 г).
4. Назовите имя учителя Петра I? (Никита Зотов).
5. В каком году Пётра и его брата Ивана провозгласили царём? (1682 г.).
6. Кто был соправителем при братьях? (сестра Петра и Ивана, царевна Софья).
7. Как назывались полки созданные Петром? (“потешные”)
8. Какое название они получили в дальнейшем? (Преображенский и Семёновский).
9. В каком году Софья была отстранена от власти и кому было передано правление? (в 1689 г. , матери и дяде Л.К Нарышкину). (Слайд 8)
10. В каких областях были проведены реформы?(технико-экономикие, военном деле, управлении, финансах, торговле, социальной сфере, церкви, культуре, быту).
11.Какие языки знал царь? (Немецкий, голландский, английский и французский).
12. Назовите какие ремёсла знал Пётр I? (кораблестроение, столярное, токарное, оружейное, кузнечное, паяльное, часовое, типографское, плотницкое)
13. Князь - кесарь при Петре I? (Ромодановский Фёдор Юрьевич) 14.Как назывались органы городского управления в городах? (магистраты) 15. Что такое Синод? (управление церковными делами).
II. Военная стратегия. (Слайд9).
Пётр I был не только организатором русской регулярной армии и флота, но и выдающимся полководцем и флотоводцем. Он являлся одним из основателей русского военного и морского искусства ведения боя. Он использовал силу войск, с искусством внедрял стратегические манёвры для изменения обстановки в свою пользу и таким образом выигрывал генеральные сражения.
Задание: Перед вами контурная карта. Какое сражение здесь изображено? Опишите его.
Что обозначают на карте цифры 1, 2, 3?
Опишите события изображённые на карте под цифрой 4, 5, 6?
III. История в лицах. Перед вами портреты сподвижников Петра 1. Что вы знаете о них? Составьте рассказ об их деятельности. За эмоциональный и интересный рассказ 2 балла., за неправильный ответ - 0 баллов. (Слайд10)
Алексей Данилович Меньшиков 1673-1729 гг. (Слайд 11)
Родился в семье крестьянина в Согласно преданию, в юности был простым пирожником. По одной из версий заслужил царскую милость, когда спас царя при посещении одного из бояр, где его хотели отравить во время обеда. Меньшиков узнал об этом сообщил Петру. Государственный деятель.Получил за заслуги перед отечеством титул князя Священной Империи. Награждён орденом Св.Андрея Первозванного и другими орденами. Как военачальник Меньшиков не обладал ни знаниями, ни храбрастью, но он всегда был энергичен при неудаче мог проявить выносливость и воодушевлялся при успехе. Алексашка, как его разывал царь, был тенью монарха. Как говорили современники: “Нескромен, склонн ко лжи и за деньги готов на всё”. Пётр I неоднократно наказывал его за воровство, но так и не решился от него избавиться т.к. он продолжал оставаться нужным человеком, на которого царь мог расчитывать когда нужна была настойчивость, решимость, предприимчивый ум и находчивость. Пётр называл его “мой лучший друг”, “дитя моего сердца”, “мой брат”. Сослан в Сибирь Петром II.
Франц Яковлевич Лефорт, 1655/56-1799 гг. (Слайд 12)
Родился в Женеве в семье торговца. Приехал в Россию в 1675 году в годы правления Алексея Михайловича. Поступил на военную службу, но ни чем особо там не отличился. С молодым Петром познакомился в 1689 г и с этой поры они были неразлучны. Современники о нём говорили, что это человек мало сведущий, но зато умел хорошо обо всём говорить, весёлого нрава, приятный собеседник. Принимает участие в создании “потешных” полков и в их манёврах. Он сумел убедить царя в преимуществе иностранной военной формы. Добился того, что сам царь одел иностранный костюм, а потом одел всех придворных и солдат. Он всегда сопровождал царя в походах и на пирах, ввёл царя в общество Немецкой слободы. Пётр I поставил его во главе Великого посольства 1697 г.с которым поехал за границу. Участвовал во штурме Азова 1695 г., был назначен адмиралом русского флота, а за взятие Азова в 1696 г. получил звание Новгородского наместника, золотую медаль и соболиную шубу. Создал галерный флот. Умер Лефорт не достигнув пятидесяти лет.
Татищев Василий Никитич. 1686-1750 гг. (Слайд 13)
Родился в Пскове, в знатной, но разорившейся дворянкой семье. Образование получил в Московской артиллеристской инженерной школе а потом в Европе. Человек который не “вмещается в одной эпохе”. По роду своей деятельности он был солдат, дипломат, разведчик, организатор промышленности и государственный деятель. Но занимался всем. Юрист, математик, философ, географ, экономист, горный инженер, этнограф, языковед, публицист, предприниматель, основатель городов, археолог. История- это не его профессия, но он стал первым историком, автором книги “Истории государства Российского”. Образованнейший человек того времени. Начальник Главного управления уральских заводов, первый исследователь природы Среднего, Южного Урала и Сибири. Из Сибири он привёз бивень мамонта весом 73 кг, что положило начало исследования этого края.
IV. Знаете ли вы реформы?Поставить события и даты в хронологической последовательности. (Вопросы ко всей команде) (Слайд14-15)
Начало создания школ. | 1699 г. |
Газета “Ведомости” и начало строительства Петербурга | 1703 г. |
Создание Синода | 1721 г |
Упразднение патриаршества, новое летоисчисление указ о ношении европейской одежды | 1700 г. |
“Табель о рангах” | 1722 г. |
Реформа местного управления | 1708 г. |
Основание в Москве аптечного огорода-“ботанического сада” | 1706 г. |
Городская реформа | 1720 г. |
Ассамблеи и создание коллегий | 1718 г. |
Основание Кунсткамеры | 1719 г |
Создание Сената | 1711 г. |
Введение гражданской азбуки | 1710 г. |
Учреждение Академии наук | 1724 г. |
Царский указ от отрезании бород и платьев | 1705г. |
Создание карты Каспийского моря. | 1720 г. |
Выпуск “Арифметики” Л.Ф. Магницкого | 1703 г. |
Создание обсерватории. | 1702 г. |
V. “Кто есть кто”. Вести войну за Балтийское море против Швеции, для этого нужна была армия и флот. Кратко опишите мундир воинов, к каким полкам они принадлежали. (каждой группе по одному рисунку). (Слайд 16) Рисунок 6
1. 2. 3.
1. Офицер Преображенского полка. Зелёный кафтан длиною до колен. На ноги надеты чулки, сапоги или штиблеты. Вокруг шеи завязан чёрный галстук, на руки одеты кожаные или лосиные перчатки, на голове медвежья шапка с красным верхом. На поясе завязан шарф. По борту, краям обшлагов и карманных клапанов кафтана и камзола, по боковому шву штанов и краю шляпных полей — нашит золотой галун. Оружие- шпага.
2. Рядовой лейб-гвардейского Преображенского полка. Фузилер. Надет тёмно –зелёный кафтан с красными обшлагами, красный камзол, штаны, красные чулки. Оружие шпага и фузея, через плечо надета патронная сумка и повязан шарф. Разрешалось носить усы.
3. Унтер -офицер Преображенского полка. Одета темно-зеленая епанча, шилась из сукна носилась в холодную погоду. На голове чёрная валенная шляпа-треуголка с узким золотым галуном, нашитым по краю полей шляпы и на обшлагах кафтана. На ногах красные чулки и штиблеты. Галстук из белого полотна, перчатки из лосиной кожи.
Во время парада парики с локонами. Разрешалось носить усы.
1. 2.
3.
(Слайд 17)
1. Канонир артиллеристского полка. Самые сообразительные рекруты. Обслуживали пушки. Оружие: ручное огнестрельное, фузея. Жалованье, выше чем у солдат. Одежда: красный мундир с отложным воротом, обшлага и обшивка петель - синяя. Камзол, панталоны красные, галстук чёрный, чулки - белые. Черные треуголки обшиты по краю белым галуном.
2. Бомбардир артиллеристского полка. Обслуживали гаубицы и мортиры. Оружие: ручное огнестрельное, мортирка. При стрельбе мортирку ставили на алебарду, или упирались в землю. Одежда: красный мундир с отложным воротом, обшлага и обшивка петель - синяя. Камзол и панталоны красные, галстуки и чулки - белые. Носили шапки-“шишаки”. Поверх мундира надевали епанчу василькового цвета.
3. Младший офицер артиллеристского полка. Проходили специальное обучение за границей, самые знающие специалисты во всей армии. Красного цвета мундир, камзол и штаны, обшлага мундира обшивались золотым галуном. Вызолоченные пуговицы, белые чулки и галстук, тупоносые башмаки, шляпа. Плетёный шарф из красных, синих и серебряных нитей перевязан через правое плечо. Из оружия шпага.
Физкультминутка. (Слайд 18)
Осторожно ветер
За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко, (постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько
Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.(махи руками)
VI. Знаете ли вы оружие. Назовите, какое оружие здесь изображено. (Слайд 19)
1. Пушка, 2 Мортира, 3, 4 Гаубица
VII. Понятия. (учащиеся отвечают по очереди). (Слайд 20)
Ассамблея - собрание – бал с участием женщин в домах российской знати.
Протекционизм - ограничение торговли и производства товаров иностранными подданными.
Меркантилизм - поддержка развития отечественной промышленности.
Мануфактура - предприятие основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.
Наёмный труд - труд работников, лишённых средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу.
Приписные крестьяне - дворцовые крестьяне, которые были приписаны к предприятиям
Брандер - судно для поджигания кораблей противника.
Рекруты – податное население, которое выставляло от своей общины определённое количество воинов для службы.
Коллегии - центральные органы отраслевого управления в сформированные взамен приказов.
Регулярная армия - армия, созданная из полков иноземного строя, стрельцов и казаков с учётом новейших европейских достижений.
VIII. Факты в цифрах. (учащиеся отвечают по очереди). (Слайд 21)
1. Сколько продолжалась Северная война. (21 год).
2. Сколько лет прожил Пётр 1. (53 года).
3. Сколько лет правил ПётрI. (43 г).
4. Размер одежды у Петра1. (48-го) 5. Сколько лет было Петру, когда умер отец? (4 года).
6. В каком возрасте он стал правителем? (10 лет)
7. Какой рост был у Петра I? (180 см)
8.На сколько губерний разделилась Россия в годы правления Петра 1? (8)
Сколько языков знал Пётр I? (4)
IX. Кто лишний? Определить кто лишний в ряду и почему? Каждой группе 1 вопрос.
(Слайд 22)
1. П.И. Ягужинский, Ф.А.Головин, Б.П.Шереметьев, И.С.Мазепа.(Сподвижники Петра I, Мазепа-гетман Украины, предал царя во время Полтавской битвы )
(Слайд 23)
2. Саксония, Дания, Швеция, Россия. (Швеция, Страны Северного союза
(Слайд 24)
3. Нарва, Полтава, у Гангут, Азов. (Места сражений в ходе Северной войны, Азов- крепость на Азовском море)
X. Культура. Перед вами, здания построенные при Петре1. Расскажите о них.
1) 1. Крупное научное учреждение. Основано в 1714 г. В нём хранились собрания минералов. (Кунсткамера - помещение для редкостей. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции “уродцев” — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Здесь хранились медицинские препараты, древние монеты, глобусы. Она стала первый музеем.)
(Слайд 25)
2. Расположено на берегу реки Невы. Памятник архитектуры русского ампира. Изначально построенный в качестве верфи. (С 1718 года здесь располагалась Адмиралтейств-коллегия. Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов город. В 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость: постройки были ограждены земляным валом с пятью земляными же бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой и сделана насыпь гласиса.
(Слайд 26)
3. Построено по проекту Петра 1. Расположено на Заячьем острове. Историческое ядро города. (Петропавловская крепость была построена как оборонительное сооружение, но она ни разу за свою историю не выполняла свои основные функции. На протяжении двух веков крепость служила политической тюрьмой. 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально дерево-земляные, в 30—40-х и 80-х гг. XVIII века одеты камнем. Одним из первых заключенных мрачных казематов крепости стал царевич Алексей).
(Слайд 27)
2) Перед вами здания построенные в Петербурге во времена Петра 1. Какое из зданий при нём не было построено? Назовите его. (Мраморный дворец). За каждый правильный ответ 1 балл. Неправильный ответ - 0. За ответ на вопрос другой группы 2 балла.
(Слайд 28)
1.Летний дворец. 2. Здание Двенадцати коллегий 3. Мраморный дворец. 4. Петергоф.
О мощный властелин судьбы! (Слайд 29)
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
3. Учитель: Подведение итогов. Выставление оценок. (Слайд 30)
Прокомментировать работу учащихся на уроке.
4. Домашнее задание: Тест с. 162-163-учебника. (Слайд 31)
Составить синквейн со словами “Пётр Великий”
Ресурсы.
- http://referatplus.ru/istoriya/1_history_10_0044.php
- http://www.bibliotekar.ru/polk-5/10.htm
- http://www.portal-slovo.ru/history/40144.php
- http://uniforma-army.ru/rossia_artilleria_PetrI.php
- http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1608#ixzz3xFYDscO5
- https://ru.