Цель: развивать фантазию и творческие способности ребенка средствами математики на основе выявления субъективного опыта детей.
Задачи:
- закреплять знание числового ряда, чисел последующего и предыдущего, знание геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости листа,
- развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, взаимосвязи целого и частей;
- развивать умение работать в группе, парами и индивидуально, осознавая конечный результат деятельности;
- воспитывать чувство сплочённости.
Демонстрационный материал: сундучок, накрытый тканью, начало сказки на листе, нарисованная карта с цифрами и стрелками, напечатанные цифры, размещенные в зале, листы бумаги, простые карандаши, мультимедиа,
ХОД НОД:
Дети входят в зал. На полу стоит сундучок, прикрытый тканью. Проводится игра «Да–нет».
– Вы хотите знать, что находится под тканью? Вы будете задавать мне вопросы, но я могу отвечать только, да или нет. Подсказка – это неживой предмет. Дети задают вопросы: это мяч, это кукла, это игрушка? Если дети долго не могут угадать, то дается подсказка о форме, цвете, материале.
– Правильно, это сундучок.
После правильного ответа, воспитатель снимает ткань.
На волшебном сундучке (коробке), где спрятан сюрприз, в ряд расположены цветные палочки Кюизенера – числа. (Кодовый замок).
Подберите шифр в кодовом устройстве: подберите цифры, которые обозначает каждая палочка. Когда волшебный сундучок будет открыт, дети получают сюрприз.
А в сундучке что-то есть. Воспитатель начинает читать:
«Жила-была принцесса в красивом замке. Вдруг небо покрылось тучами, подул сильный ветер, подхватил принцессу и унес ее к Бабе Яге, а замок превратил в руины».
– Но на этом сказка-то не может закончиться. Нужна наша помощь. Что же нам нужно сделать? (ответы детей). Ребята, в сундуке еще что-то есть.
Это свиток, что это может быть? Рассматривают (ответы детей). Это похоже на карту. Но как же ей воспользоваться? Куда же пойти? На карте изображены стрелки, некоторые цифры выделены другим цветом. Предположения детей, что пойти нужно по выделенным цветом цифрам. Правильно, ребята, нужно найти такую же цифру в зале. Первое задание под цифрой 2.
1 задание. На столах лежит бумага и простые карандаши. На слайде на некоторое время появляется изображение геометрических фигур. Дети должны посмотреть, запомнить как расположены фигуры и воспроизвести их так же на листе бумаги. Слайд появляется, дети проверяют правильность выполненного задания. Называюткак расположены геометрические фигуры.
– Нам нужно двигаться дальше. Следующая цифра, которую нам необходимо найти – 4.
2 задание. «Игра с двумя обручами»
Материал: Два обруча (синий и красный), логические блоки Дьенеша.
Содержание: Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуются три отдельных области (пересечения). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры внутри синего – все круглые. А в области пересечения двух обручей поселяются фигуры, обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые),
какие фигуры лежат вне обоих обручей? (все фигуры – не красные и не круглые; синие; желтые; зеленые, треугольные, квадратные)
3 задание. Для выполнения этого задания нам нужно разделиться на пары. Дети берут фрагмент цифры и находят себе пару, затем ищут такую же цифру на столе возле тарелочки и выполняют
каждая пара своё задание
1 пара – составление узоров из геометрических фигур. 2 пара – соедини линиями похожие по форме геом. фигуры и рисунки.
3 пара – собери картинку из частей разрезанную на несколько полосок с цифрами.
(дети оценивают правильность выполнения)
Следующая цифра – 8.
4 задание. Монетки с волшебного дерева. На дереве висят кружочки с цифрами. Дети срывают по 1 монетке, называют «соседей числа».
Ну что ребята двигаемся дальше. А вот и избушка Бабы Яги, но впереди у нас опять препятствие. Чтобы нам добраться до избушки нужно выложить мост. Дети выкладывают мост из полосок на которых изображены цифры от 1 до 10.
– А вот и избушка Бабы Яги. Но вход завален камнями. (модули – на них цифры).
Нужно разобрать камни. Возьмите камень с числом, которое идет после 5, затем с числом перед числом 4, следующий между числом 7 и 9.
Выходит Баба Яга (логопед).
– Ох добрались вы до меня. Все мои задания выполнили. Ну это еще не все испытания, которые вам нужно пройти. Я вам кое-что еще приготовила. Засиделась я что-то, скучно мне. Поиграйте со мной.
Баба Яга проводит игру «Бабка Ежка» (артикуляционная гимнастика с музыкальным сопровождением на координацию движений)
Далее задания проводит Баба-Яга.
5 задание. Упражнение «Какой по счету» на слайде.
6 задание. Вопросы о геометрических фигурах на слайде.
7 задание. Упражнение «Посчитай снежинки» на слайде.
Баба-Яга: Выполнили вы все мои задания, ну что же забирайте принцессу, а я устала пойду отдохну.
Баба-Яга уходит, а на слайде появляется принцесса.
– Ну вот, ребята, и спасли мы с вами принцессу. Но ведь ее замок разрушен, как же теперь быть?
Ответы детей.
Я думаю, ребята, она была бы очень рада, если бы мы построили для нее новый замок.
Предлагается схема замка и палочки Кюизенера.
Дети рассматривают, выясняют, какие необходимо взять палочки, строят сказочное королевство.
Вот теперь у нашей принцессы новый красивый замок. И начнется для нее новая жизнь в новой сказке. Я предлагаю сочинить ее в группе, а на следующем занятии рассказать.