Цель:формирование навыков научного анализа явлений природы, осмысление взаимодействия общества, культуры и природы, осознание значимости своей практической помощи природе.
Задачи:
- Воспитывающие:
- формирование нравственной отзывчивости на красоту природы родного края;
- активизация мыслительных процессов и интереса к самопознанию;
- осмысление взаимодействия общества, культуры и природы;
- организация культурно-образовательной деятельности учащихся;
- реализации эстетических потребностей ребенка.
- Обучающие:
- формирование общей культуры учащихся посредством интегрированного подхода в изучении объектов окружающей среды;
- актуализация исследовательской потребности и вовлечение в поисковую деятельность;
- формирование ключевых образовательных и экологических компетенций;
- отработка информационно-учебных навыков в решении познавательных задач и саморазвития;
- освоение методик проведения анализа окружающей среды;
- поиск и реализация индивидуальной образовательной траектории ученика;
- организация и проведение отчётных выставок творческих работ учащихся, участие в социально значимых акциях, конференциях, семинарах муниципального и регионального уровня;
- деловое сотрудничество с образовательными учреждениями города, развивающее преемственность всех ступеней дополнительного образования.
- Развивающие:
- развитие коммуникативных способностей, творческого воображения;
- формирование художественно-образного восприятия родного Подмосковья;
- развитие самостоятельности, ответственности, любознательности;
УУД:
- личностные: формирование личных качеств: патриотизм, любовь к людям, доброта;
- познавательные: развитие умений наблюдать, работать с учебником, справочной литературой;
- регуляторные: использовать навык критического мышления в анализе результатов самостоятельной работы;
В соответствие с выбранной методической темой, была разработана мной авторская программа курса: «Атлас природы России», рассчитан на 35(70) часов преподавания в 5(6) и 7 классах, и определены тематические разделы:
- Многообразие жизненных форм.
- Обитатели природных сообществ.
- Обитатели искусственных сообществ.
- Биология среди наук (биогеография, биометрия, бионика, биотехнологии).
Эти разделы могут изучаться параллельно основному курсу: биологии, географии, экологии или выполнять закрепляющую функцию. Обращаю внимание на используемый мной методический комплект это не только образовательные пособия, но и музыкальные диски, дидактические материалы, созданные руками ребят (лабораторный практикум, учебники, гербарии – атласы определители, модели – клетки, системы органов).
Структура и форма занятий разнообразна, что позволяет учитывать возрастные особенности ребят, вовлекать их в поисковую деятельность, развивать внимание, наблюдательность, логическое и критическое мышление, умение грамотно выражать свои мысли, описывать природные явления.
Уже на первом занятии по теме: «Красота как биологическая целесообразность:
« Растения в живописи, литературе, музыке», предполагает использование элементов знаний из школьных дисциплин: МХК, литературы, музыки, биологии. При подготовке к занятиям использую метод проектов, заранее ученики получают проблемно-поисковые задания, например: «Что мне известно о растениях в живописи, литературе, музыке?». Свой ответ они могут реализовать не только через презентацию, стихи, доклад, рисунок, плакат, постановку и даже вышивку – все, что подскажет фантазия ребенка. Так при обобщении изученных разделов: «Обитатели природных и искусственных сообществ» ребята готовят проекты: «Березовая роща в творчестве русских живописцев», «Хлеб всему голова», «Растения нашего города», «Растения (животные) символы»; «Животные в памятниках, памятники животным», а к юбилею победы « Животные на войне», оформляют выставку художественных работ и прикладного творчества: «Русский пейзаж», «Времена года», «Флора и фауна родного Подмосковья», «Растения и животные Красной книги».
С этой целью создания на занятиях среды комфортного обучения часто использую художественную и научно-популярную литературу, телевизионные передачи. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Так при изучении с семиклассниками темы: «Животные помощники человека» разбираю басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там»; а на занятиях по теме: «Язык животных»; «Легенды и мифы о животных» прошу ребят прокомментировать с точки зрения биологии такие шуточные слова: «Глух и нем как рыба»; «Рыба – кит».
Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение. Применение игровых технологий и проектного обучения на занятиях – это не самоцель, а способ повышения интереса к предмету, развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка. Ведущей является технология педагогического проектирования.
Основные формы занятий – это сочетание занятий лекционного типа с дискуссиями; обсуждениями сообщений, проведение «круглых столов» и уроков тренингов, коммуникативных практикумов и психотехнических игр и упражнений, организация экскурсий учащихся в сопровождении педагогов и родителей по «живописным уголкам» природы, с целью изучения памятников природы родного Подмосковья, участие в мастер-классах, открытых занятиях на базе городского краеведческого музея, дома детского творчества, городской детской библиотеки; проведение передвижных отчётных выставок творческих работ учащихся; участие в социально значимых акциях, научно-практических конференциях в городском округе и регионе. Формы обратной связи разнообразны – тестовые занятия, решение познавательных задач, презентации проектов и социально значимых акций, практические работы в микрорайоне, оформление выставок. Особое внимание уделяю выполнению творческим заданиям, на которых отрабатываю навыки исследовательской деятельности, как универсального способа познания действительности, активизации личностной позиции в сохранении и укреплении здоровья, по результатам выполнения которых, выявляется группа исследователей. Этих ребят знакомлю с критериями проектной и исследовательской деятельности, обучаю правилам написания проектов и научно-исследовательских работ. При выполнении таких заданий формируются информационные компетенции учащихся, поскольку при этом учащиеся используют дополнительные источники информации, в том числе, и информационно-коммуникационные. Учащихся-исследователей я включаю в программу работы с одаренными детьми, ребята помогают в организации семинаров, конференций, участвуют внеклассных мероприятиях городского, регионального Всероссийского уровня. В нашей гимназии постояннодействует экспозиция творческих работ учащихся, которая послужили основой в оформление интерьера школьных помещений. Выставка представлена не только художественными работами ребят, но и вышивкой, которой мы гордимся и это «визитная карточка» гимназии №1.
Программа курса «Атлас природы России» (5-6 класс, 35 часа)
Тема: Многообразие жизненных форм организмов
Раздел №1 Многообразие жизненных форм растений.
Красота как биологическая целесообразность: растения в живописи, литературе. Многообразие растительных организмов. Классификация и методы изучения растений. Жизненные формы растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Раздел №2 Обитатели природных сообществ.
Растения леса. Растения луга. Растения болота. Растения водоема. Лекарственные растения.
Ядовитые растения.
Раздел №3 Обитатели искусственных сообществ.
Растения города. Растения полей. Растения сада.
Тема: Биология среди наук.
Раздел №4 Ботаника – наука о растениях.
Флора материков. Центры происхождения растений. Биотехнология традиционная: хлебопечение, виноделие, сыроделие. Ботаника – источник идей для инженерной мысли. Происхождение ботанических терминов. Организм растений в цифрах.
Программа курса «Атлас природы России» (7 класс 35 часов)
Тема: Многообразие жизненных форм организмов.
Раздел №1 Многообразие животных.
Красота как биологическая целесообразность: животные в живописи, литературе. Классификация и методы изучения животных. Среды жизни и их обитатели. Сезонные изменения в жизни животных. Животный мир твоего региона. Охраняемые территории Московской области.
Раздел №2 Обитатели природных сообществ.
Животные леса, луга, болот, водоема. Гиганты и карлики в мире животных. Животные – строители. Животные заботливые родители. Опасные и ядовитые и животные. Язык животных.
Раздел №3 Обитатели искусственных сообществ.
Животные города. Животные – помощники человека. Легенды и мифы о животных.
Тема: Биология среди наук.
Раздел №4 Зоология наука о животных. Фауна материков. Биохимия животных: белки структурная единица организации жизни. Иностранный язык в биологии животных. Зоология – источник идей для инженерной мысли. Генная инженерия: генетически модифицированные продукты. Организм животных в цифрах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Атлас природы России» 6 класс (35 часов)
Наименование разделов и дисциплин |
Всего |
Лекции |
Практич |
Экскурсии |
|
1 |
Раздел №1 Многообразие организмов. |
8 |
2 |
3 |
3 |
1.«Красота как биологическая целесообразность: растения в живописи, литературе» |
|||||
2.Классификация и методы изучения растений. |
|||||
3-4 Жизненные формы растений. |
|||||
5-6. Сезонные изменения в жизни растений. |
|||||
7-8 Растения зимой. |
|||||
2 |
Раздел №2 Обитатели природных сообществ. |
13 |
6 |
6 |
1 |
9-10 Растения леса. |
|||||
11-12. Растения луга. |
|||||
13-14. Растения болота. |
|||||
15-16 Растения водоема. |
|||||
17-18.Презентация исследовательских работ: |
|||||
19-20.Лекарственные растения. |
|||||
21-22.Ядовитые растения. |
|||||
3 |
Раздел №3 Обитатели искусственных сообществ |
6 |
2 |
2 |
2 |
23-24 Растения города. |
|||||
25-26. Растения полей. |
|||||
27-28. Растения сада. |
|||||
4 |
Раздел №4 Ботаника – наука о растениях |
8 |
4 |
2 |
2 |
29-30. Биогеография. Биохимия растений. |
|||||
31-32. Иностранный язык в ботанике. Бионика. |
|||||
33-34.Биотехнология. Биометрия растений. |
|||||
35. Итоговое занятие: Подготовка и организация
|
35 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Атлас природы России» 7 класс (35 часов)
Наименование разделов и дисциплин |
Всего часов |
Лекций |
Практич |
Экскурсии |
|
1 |
Раздел №1 Многообразие организмов. |
8 |
2 |
3 |
3 |
1-2. Многообразие и методы изучения животных. |
|||||
3-4 Среды жизни и их обитатели. |
|||||
5-6 Сезонные изменения в жизни животных. |
|||||
7-8. Животный мир твоего региона. Охрана. |
|||||
2. |
Раздел №2 Обитатели природных сообществ. |
13 |
6 |
6 |
1 |
9-10 Животные леса. |
|||||
11-12 Животные луга. |
|||||
13-14 Животные болота. |
|||||
15-16 Животные водоема. |
|||||
17. «Гиганты и карлики в мире животных». |
|||||
18. Животные – строители. |
|||||
19. Животные заботливые родители. |
|||||
20-21. Опасные и ядовитые. Язык животных. |
|||||
3. |
Раздел №3 Обитатели искусственных сообществ. |
6 |
2 |
2 |
2 |
22-23. Животные города. |
|||||
24. Животные – помощники человека. |
|||||
25. Легенды и мифы о животных. |
|||||
26-27Презентации исследовательских проектов: «Животные – увлечения человека»; |
|||||
4. |
Раздел №4 Зоология – наука о животных |
8 |
4 |
2 |
2 |
28-29 Зоогеография. Биохимия животных. |
|||||
30-31 Иностранный язык в зоологии. Бионика. |
|||||
32-33 Биотехнология. Биометрия животных. |
|||||
34-35 Итоговое занятие: Подготовка и организация
Поделки из природного материала Фотовыставка |
35 |
Список используемой литературы
- Блинников В.И., Блинникова Л.Н. «Биологические экскурсии в природу» \Рязань: «Горизонт»,1993 (Российское энциклопедическо-информационное книжное издательство);
- Гайдина Л.И., Кочергина А.В. «Окружающий мир» с увлечением: 4-7 класс. \М.: «5 за знания»,2007 (Методическая библиотека);
- Дмитриев Ю., Пожарицкая Н., Владимиров А. «Книга природы»\М.: «Детская литература»1990;
- Зубакин В.А., Тихомиров В.А. «Красная книга Московской области» \ М.: «Аргус. Русский университет»1998;
- Ким О.А. «Мир дикой природы: В полях и лесах»\ М.: «Росмен» 1998;
- Никишов А.И. «Школьный практикум. Биология животных» Методическое пособие 7 класс \ М.: «Владос» 2009;
- Сивоглазов В.И. «Многообразие живой природы. Растения» \ М.: «Дрофа»,2007;
- Степанчук Н.А. «Практикум по экологии растений». Методическое пособие 6 класс \ Волгоград.: «Учитель» 2004;
- Своллоу С., Стефанс М. «Юный натуралист: Мир ручьев, прудов и рек»\М.: «АСТ-ПРЕСС»1996;
- Своллоу С., Стефанс М. «Юный натуралист: кто живет в саду?»\М.: «АСТ-ПРЕСС»1997;
- Своллоу С. «Юный натуралист: Мир побережья»\М.: «АСТ-ПРЕСС»1999;
- Стефанс М. «Юный натуралист: деревья и листья» \М.: «АСТ-ПРЕСС»1997;
- Стефанс М. «Юный натуралист: дикорастущие цветы» \М.: «АСТ-ПРЕСС»1998;
- Томсон Р., Стефанс М. «Юный натуралист: наблюдаем насекомых» \М.: «АСТ-ПРЕСС»1997;
- Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. «Организмы и среда их обитания». Практикум \ М.:«НЦ ЭНАС» 2002;
- Харитонов Н.П. «Животные и растения Московской области, включенные в «Красную книгу России» и их охрана». Справочно-информационный материал. \ М.: «Москва» 1999;
- Харт М., Стефанс М. «Юный натуралист: наблюдаем птиц» \М.: «АСТ-ПРЕСС»1997;
- Хартилл Р. «Юный натуралист: Дикие животные» \М.: «АСТ-ПРЕСС»1999;