Логоритмика — это система музыкально-двигательных, речевых и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Система логоритмических занятий предполагает следующие условия:
- обязательность повторения формируемых двигательных навыков;
- учет возрастных и индивидуальных возможностей детей с речевой патологией;
- постепенное повышение требований к детям через усложнение двигательных, музыкальных и словесных заданий;
- всестороннее воздействие на личность ребенка;
- комплексность.
Логоритмика поможет лучше развить у дошкольников способность к овладению умениями и навыками учебной деятельности и сформировать коммуникативную готовность к обучению. Последняя, как установлено современными исследованиями, является необходимым условием всякого организованного обучения и важной предпосылкой для перехода к полноценной учебной деятельности.
Задачи логоритмики.
- Оздоровительные. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторных функций. Воспитание правильной осанки, походки. Развитие ловкости, силы, выносливости.
- Образовательные. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений.
- Воспитательные. Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллектевизма, умения соблюдать правила.
- Коррекционные. Учет механизма и структуры речевого нарушения, комплексность и поэтапность логопедической работы. Учет возрастных и личностных особенностей детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти. Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя и связной речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
Схема логоритмического занятия
- Ритмическая разминка, дающая установку на нужный темп движений и речи (вводное упражнение);
- Упражнение для развития внимания;
- Упражнение, регулирующее мышечный тонус;
- Упражнение для развития чувства темпа и ритма;
- Упражнение для координации слова с движением;
- Слушание музыки;
- Пение;
- Упражнение для развития мелкой моторики;
- Упражнение для развития речевых и мимических движений;
- Игра;
- Заключительное упражнение на релаксацию с целью успокоения детей и переключения их внимания на другие виды деятельности.
Используемая литература:
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - СПб, 1997.
- Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение. - СПб, 1997.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб, 2004.
- Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием. - М., 1998.
Цели:
Коррекционные:
- Воспитание тормозных установок на неправильную речь.
- Воспитание плавности и слитности речи.
- Развитие координации речи, движения, музыки.
Образовательные:
- Закрепление умений различать разный характер музыки.
- Развитие чувства ритма, музыкального слуха.
- Расширение знаний о признаках поздней осени.
Воспитательные:
- Развитие воображения, творческой активности.
- Обучение умению подражать и перевоплощаться.
- Оборудование: корзинки, картинки осеннего леса, куста калины, лесных животных, кукла, бутылки с крупой, запись “Колыбельная зайки”, задорная музыка.
Ход занятия
- Сегодня мы опять отправимся в лес. Но пойдем не одни, а с девочкой Машенькой. Бабушка попросила ее принести калины для пирогов. После первых заморозков калина стала с ладкая. Возьмем корзинки и поможем Машеньке набрать калины.
1. Вводное упражнение.
- Идём по узкой тропинке. На пути глубокий овраг — перепрыгнем через него. Дальше идём по двое. Пришли в лес. А вот и калина.
2. Упражнение на развитие внимания “Слушай хлопки”
Дети идут по кругу. На один хлопок — срывают ягоды правой рукой, на 2 хлопка — срывают ягоды левой рукой, на 3 хлопка — обеими руками.
3. Упражнение, регулирующее мышечный тонус.
- Тяжелые получились у нас корзинки.
Вытянем руки перед собой — тяжело держать корзинки. (напряжение)
Опустили корзинки на землю — ох! (расслабление)
4. Упражнение для развития темпа и ритма.
- С дерева упала шишка. Кто мог ее уронить? Ну, конечно, белка!
Давайте сыграем для белочки и споем. (дети встряхивают бутылочки с крупой в ритм песенке).
Белка, белка, белочка. (3 раза)
5. Упражнение для развития мелкой моторики.
- Белочке понравилась наша песенка и она решила угостить вас орешками.
Сидит белка на тележке
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке-толстопятому, заиньке усатому.
6. Слушание.
- Устала Машенька, решила присесть отдохнуть и мы сней тоже отдохнем. (дети садятся на ковер и слушают “Колыбельную зайки”).
7. Пение.
- Вдруг вдалеке послышался голос волка. Волк далеко. (дети повторяют тихо за логопедом “У”). Волк близко. (громко тянут “У” вслед за логопедом). Волку отвечают его волчата. (песенка волчат) высокимголосом. Ушел волк и Маша дальше пошла.
8. Упражнение для развития мимических и речевых движений
- Подняла Машенька голову вверх и увидела яркое солнышко. Тепло и радостно стало Маше.
Солнышко, солнышко, (руки в стороны)
Поиграй у речки! (улыбаются)
Солнышко, солнышко, (руки в стороны)
Выйди на крылечко! (улыбаются)
Лучик солнца соберем, (стучат ладошкой по ладошке)
Позолоченный возьмем.
Мы возьмем покатаем (катают “шарик”)
И назад тебе вернем. (подбрасывают “шарик” вверх)
9. Игра.
Танец-игра “Бежит зайчик по дорожке”
10. Заключительное упражнение.
- Стало в лесу темнеть. Пора Маше возвращаться домой. Давайте проводим ее, чтобы ей не было страшно. Идти надо тихо-тихо, чтобы не потревожить зверей, которые уже впали в спячку. (дети идут медленным шагом по кругу под спокойную музыку.