Повторение изученного по разделу "Части речи". 5-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 5


Методическая информация

Тема урока 

 Повторение изученного по разделу «Части речи»  в 5 классе

Автор учебника, по которому ведётся обучение

Русский язык. Грамматика. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (2 отделение). И. А.  Шаповал

Классификация урока

Тип урока: комбинированный

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива)

В классе обучается 4 девочки и 4 мальчика. У всех детей поставлен диагноз ЗПР,  у 2 учеников –  глухота, у 6–двухсторонняя сенсоневральная тугоухость  3-4 степени. У детей тип нервной системы (классификация Н.И. Красногорского) – сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии. Доминирующее полушарие: у 6 детей – смешанный тип, у 2 обучающихся – левое полушарие.
Характеристика каналов восприятия: зрение

Цели и задачи урока/занятия/ мероприятия
(ЗУНКи, компетентности, УУД, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока/занятия/ мероприятия

Цели: повторение изученного в 5 классе
Задачи:
1. Образовательные: продолжить работу над умением определять части речи по вопросам и значению

2. Корреционно-развивающие:

  1. формировать коммуникативные умения;
  2. учить анализировать языковой материал;
  3. учить составлять диалогическое и монологическое высказывание;
  4. следить за произношением детей, развивать слух

3. Воспитывающие:

  1. дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
  2. создавать условия для воспитания чувств взаимовыручки, дружбы.

3)   воспитывать нравственные качества дружбы, доброжелательности;

Обучающиеся должны знать понятия и отличия самостоятельных и служебных частей речи,

Уметь определять  части речи по вопросу и значению
Личностные УУД: формирование эмоциональной отзывчивости, умение своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, стремление к успешности в учебной деятельности; умение решать проблемы.
Регулятивные УУД: обучающиеся будут учиться выполнять учебные действия в устной, письменной речи, оценивать их.
Познавательные УУД: обучающиеся будут продолжать учиться понимать смысл незнакомых слов из контекста, подбирать слова для ответа, составлять монологическое  и диалогическое высказывания; работать с информацией.
Коммуникативные УУД: уважать мнение собеседника, учиться его слушать, действовать в соответствии с к ситуацией.
 Ключевые компетентности:
 –  ценностно-смысловые компетенции (понимание авторской позиции и своё отношение к ней; применение духовно – нравственного опыта при обсуждении текста);
 – учебно-познавательные компетенции (планирование, анализ, рефлексия; понимание проблемы и выдвижение гипотезы )
 – информационные компетенции (анализ и отбор необходимой информации,  преобразование, сохранение и передача (схематичное представление материала и  рассказ по ней, умение работать с текстом);
 – коммуникативные компетенции ( развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений);
  – социально-трудовые компетенции (умение  выполнять требования учителя по соблюдению дисциплины, норм поведения во время учебных занятий, умение действовать в соответствии с личной выгодой, не ущемляя прав других учеников);
  – компетенции личностного самосовершенствования (потребность речевого самосовершенствования (исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении; замечать в собственной речи (и чужой)  отступления от норм литературного языка

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока/занятия/мероприятия

Проектор, ноутбук, презентация (Приложение 1), распечатка на каждого ученика (Приложение 2), лист А-3 или ватман, маркеры, книги, карточки для дифференцированной работы (Приложение 3)

Примечание:

Подчеркнутые фразы даются на слух

Использованная литература и ресурсы

 Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений: в 4 ч. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013.
 https://urok.1sept.ru/articles/643551/ http://kzbydocs.com/docs/382/index-72766-1.html

ХОД УРОКА


1. Оргмомент

Урок чтения.
Спросите у меня, что будем делать на уроке?
Сегодня мы будем закреплять знания о частях речи, будем хорошо говорить звук С

 

Дети повторяют.
Отвечают на вопрос

2. Работа над развитием слуха

Имя прилагательное, обозначает признак, Полина.
Имена существительное отвечает на вопросы кто? Что?, Кристина.
Глагол, обозначает действие, Демид.
Самостоятельные и служебные части речи, Маша.
Часть речи, Витя.
Предлог– служебная часть речи, Витя.
Прилагательные изменяются по падежам, Ваня.

 

Дети повторяют.

3. Проверка домашнего задания

Индивидуальная работа. Приложение 1

2. Дополнить таблицу

Часть речи

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

Каким членом предложения является?

Имя существительное

 

 

 

Имя прилагательное

Какой? Чей?

 

 

Местоимение

 

Указывает на предмет, но не называет его

 

Глагол

 

 

сказуемым

Остальные работают с учителем.

По  ходу опроса  на доске  заполняется кластер «Части речи». (Слайд 3)
– На какие группы делятся части речи? Почему? (Самостоятельные и служебные.)
– Как отличить одну часть речи от другой? (По вопросам, по значению)
Какие самостоятельные части речи вы знаете? Какие служебные части речи вы знаете? Зачем они нужны?

Как вы выполнили задание 5 на стр. 35? (Слайды 2-6)

 
Демид,  Ваня выполняют задания по карточкам.

Один ученик  у доски заполняет таблицу:

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

4. Основная часть. Работа по теме (Слайд 4)

4.1. Прочитайте текст. Распределить слова по группам.
В яркие краски одевается осенний лес. В золотом уборе стоит могучий дуб. Яркими красными пятнами выделяются рябины. На  клёне висят листья розовые,  золотые,  красные. Но  есть и зелёные пятна…

Сущ.

Прил.

глагол

предлог

союз

 

 

 

 

 

О чем говорится в тексте? Какие слова вам непонятны?

 

 

Отвечают на вопросы.

Распределяют слова.

 

Проверка совместная

5. Физминутка "Если нравится тебе".

Если нравится тебе, то делай так.
(2 щелчка пальцами над головой)
Если нравится тебе, то делай так,
(2 хлопка в ладоши)
Если нравится тебе, то делай так.
(2 хлопка под коленями)
Если нравится тебе, то делай так.
(2 притопа ногами)
Если нравится тебе, то ты скажи: "Хорошо".

 

Дети проговаривают и выполняют движения

4.2. Работа с текстом  (Слайд 5)

Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? 
Какие слова вам непонятны? Что в тексте вам не нравится? (Повторяются одни и те же слова)
Осень – причудливая волшебница.  Осень разбрасывает разноцветные листья по дорожкам. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от осинки пошёл полыхать клён. Клён прикоснулся к берёзке, и вспыхнула берёзка жёлтым костром.
Задание:  заменить существительные на местоимения.
Найдите прилагательные. Подчеркните их.

Читают по цепочке

4.3.  (Слайд 6). Поставь знак «+»

 

Сущ.

Прил.

Глаг.

Мест.

предлог

дивная

 

 

 

 

 

шуршит

 

 

 

 

 

сентябрь

 

 

 

 

 

дождливый

 

 

 

 

 

под

 

 

 

 

 

осень

 

 

 

 

 

ты

 

 

 

 

 

осыпаться

 

 

 

 

 

моросит

 

 

 

 

 

 Выполняют задание на листе ученика.
1 ученик у доски.
Взаимопроверка.

4.4. Списать.  Разобрать предложения по членам. (Слайд 7)

Наступила золотая осень.
Улетают на юг птицы.
Белая береза загрустила

Списывают,  подчеркивают члены предложения.
Взаимопроверка.

6. Рефлексия. (Слайд 8)

Верные – неверные суждения.

Существительное обозначает действие предмета. 
Имя прилагательное связано с именем существительным. 
Имя прилагательное – это часть слова. 
Имена прилагательные изменяются по родам.
Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета. 
Слова около, на, под – союзы.
Предлоги и союзы – это служебные части речи.

 

7. Домашнее задание (на выбор) (Слайд 9)

1. Придумайте 5 слов – предметов на тему «Осень». Подберите к ним признаки и действия. Запишите.
2. Составить рассказ об осени (5-6 предложений). Подчеркнуть глаголы и прилагательные.

 

8. Итог урока

Какие знания мы закрепили сегодня на уроке?
Оценки
Спросите, какая у вас отметка.

Отвечают на вопросы

9. Рефлексия. (Слайд 10)

– На уроке я работал…
– Своей работой на уроке я…
– Урок для меня показался…
– Мое настроение…
– Материал урока мне был…
– Домашнее задание мне кажется коротким / длинным// понятным / непонятным //легким / трудным

 

 

Отвечают на вопросы