Значение ансамблевого музицирования в формировании навыков социальной адаптации учащихся ДМШ и ДШИ в современных условиях

Разделы: Музыка


В современных условиях повышения эффективности общего образования первостепенное значение имеет воспитание, интегрированное в общий процесс обучения и развития детей. Важная роль в решении этой задачи отводится системе дополнительного образования, в которой осуществляется развитие способностей и интересов подрастающего поколения [3].

Причем одним из важнейших факторов эффективности этого процесса является взаимодействие основного школьного и дополнительного образования. Необходимость этого взаимодействия обусловлена и новыми требованиями к образованности человека, особенно в условиях современных представлений Европейского и мирового образовательных уровней. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в тенденциях отечественной и мировой образовательной культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в социокультурном пространстве, к самостоятельному выбору жизненного пути, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому, образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу необходимых знаний, умений и навыков, но и на разностороннее развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как гражданская активность, инициативность, фантазия, художественное восприятие окружающего мира, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека [3].

Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью, и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Развитие личности можно представить, как процесс и результат вхождения человека в социокультурную среду. В связи с этим, особую важность приобретает процесс социализации детей.

Социализация - это процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений, принятых в обществе. Это происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни [3].

ДШИ, как одна из форм учреждений дополнительного образования, имеет свои особенности при организации воспитательной и образовательной работы с детьми, способствующие их успешной социализации.

1. Организация жизнедеятельности детей и подростков уже социально – педагогично, т.к. позволяет педагогизировать досуг детей, привлечь их к организованным формам досуговой деятельности. Что является альтернативой неорганизованного досуга детей, создавая риск возникновения социально – педагогических проблем.

2. Занятия в ДШИ является результатом осознанного и добровольного выбора ребенка и его родителей. Сам факт такой добровольности высоко оценивается детьми.

3. Удовлетворение интересов детей, их потребностей в познавательной творческой деятельности. Ведь именно интерес становится одним из ведущих факторов при добровольном выборе ребенком занятий в школе искусств. На удовлетворении интереса базируется мотивация того, что ребенок осваивает полный курс школы. Еще одним стимулом является приближенность результатов деятельности к исходной цели. Все эти факторы способствуют тому, что ребенок удовлетворяет свои познавательные и коммуникативные потребности в сообществе единомышленников, то есть людей, для которых значимы те же интересы, цели, а во многом и ценности.

4. Специфика педагогического взаимодействия в ДШИ позволяет более полно использовать потенциал индивидуального подхода в работе с детьми, так как в сфере дополнительного образования нет столь жесткой, как в школе, привязанности к государственным образовательным стандартам. Все это способствует раскрытию индивидуальных способностей личности, ее самореализации.

5. Стили общения, используемые педагогами школы искусств - общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и дружеского расположения. Такое общение выводит ребенка на уровень активного участника взаимодействия, что способствует созданию доброжелательной атмосферы, повышению творческой активности детей, развитию их инициативности и самостоятельности.

6. ДШИ благодаря перечисленным выше особенностям педагогического взаимодействия, дает реальный шанс для ребенка изменить свой социальный статус среди сверстников. Это связано с тем, что, приходя в школу искусств, ребенок попадает в новое детское сообщество, которому неизвестен статус этого ребенка в школьном коллективе. На благоприятную социализацию в новом сообществе оказывают влияние уже другие факторы и требования, предъявляемые к ребенку. Кроме того, во внешкольных учреждениях детские сообщества достаточно часто носят разновозрастной характер. Это способствует тому, что старший ребенок, даже занимающий в одновозрастном школьном коллективе невысокий социальный статус, может проще реализовать свои лидерские амбиции, пользуясь более высоким интеллектуальным и физическим развитием, чем младшие воспитанники. Специфика педагогического взаимодействия в ДШИ способствует компенсации недостатка внимания и участия, которые испытывает определенная часть детей в школе и семье, поднимающей их статус в детском сообществе [3].

Все приведенные положения, отражающие возможности ДШИ в процессе социализации детей и подростков ярко проявляются в таком виде деятельности в рамках учебной программы школы искусств, как игра в ансамбле. Так как участниками ансамбля являются учащиеся средних и старших классов, необходимо подробнее остановиться на психологических особенностях подросткового возраста и процесса социализации подростка.

Характерными чертами подросткового возраста являются амбивалентность (противоречивость) и парадоксальность (неожиданность, странность) его психической жизни. Главная задача подростка – это формирования самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте [5].

Психолог А.Н.Леонтьев подразделяет процесс социализиции подростка на несколько этапов. Первый - обретение чувства отграничения своего Я от Я других людей, единственный способ его обретения – это активное взаимодействие с этими другими (социализация подростка), нередко протекающая в острой форме.

Далее следует новый этап в развитии, заключающийся в расширении и уточнении своего Я, в осознании подростком всей системы отношений, составляющей сущность самосознания личности. Таким образом, процесс становления самосознания и прежде всего такой важной его составляющей, как самооценка, тесно коррелирует с такими психологическими состояниями подростка, как тревожность, боязнь и страхи, неуверенность в себе – своеобразными эмоциональными индикаторами развития самооценки и самосознания. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и своих возможностях.

Первый момент самоопределения у младшего подростка – приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Реализация этой идеи возможна при наличии соответствующего уровня самооценки, а также при обретении способности и навыков к новому виду деятельности – общению [5].

Совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста [2].

Это положение особенно актуально для учащихся младших классов, так как у них еще недостаточно развиты музыкально – технические навыки, необходимые для сольного музицирования. При этом участие в концертах является одним из мощнейших стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению.

На примере своего опыта могу сказать, что из учащихся моего класса всегда формировалось два состава ансамблей баянов-аккордеонов – ансамбль младших классов и ансамбль старших классов. Ученики младших классов с первого года участия в ансамбле являются обязательными участниками концертов для родителей, отчетных концертов школы, что, как уже говорилось выше, является стимулом для поддержания интереса к обучению как у самих детей, так и у их родителей.

Как уже отмечалось выше, одним из факторов успешной социализации подростков является развитая способность к общению. Роль ансамбля в развитии данной способности трудно переоценить, т.к. занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают чувства взаимопонимания и взаимной поддержки, а также способствует росту самоуважения, чувства социальной значимости и взрослости. Именно потребность поддерживать дружеские отношения в сложившемся коллективе и сформированный за годы обучения интересу к ансамблевому музицированию способствуют тому, что многие учащиеся моего класса, закончившие основной курс обучения, продолжают заниматься в ансамбле.

Ансамблевое музицирование имеет возможность в полной мере осуществить индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом его возраста и уровня подготовленности, физиологических и психологических особенностей. Это выражается в подборе партий исполняемых произведений, соответствующим возможностям ребенка, что позволяет ему чувствовать себя полноценным членом коллектива, вносящим свой вклад в общее дело, что, естественно, повышает его самооценку и снижает уровень тревожности.

Наряду с тревожностью, как уже говорилось, на самооценку подростка влияет чувство неуверенности в себе, одним из проявлений которого является застенчивость - самая распространенная коммуникативная трудность подростков и юношей. Коллективное музицирование помогает в преодолении многих комплексов, учит определенной этике, позитивному общению, повышает самооценку.

Данный факт подтверждается наблюдениями за развитием учащихся моего класса – участников ансамбля “Экспромт” на протяжении всех лет его существования. Итогом наблюдений стало проведение тестирования по методике оценки коммуникативных и организаторских склонностей (авторы В.В.Синявский, Б.А.Федоришин). Состав ансамбля баянов-аккордеонов “Экспромт” - 5 человек (4 мальчика, 1 девочка), из которых один – ученик 5 класса, остальные – выпускники разных лет. Получились следующие результаты: учащийся 5 класса (20% от общего числа тестируемых) на начальном этапе обучения отличавшийся крайней застенчивостью, необщительностью показал средний уровень развития коммуникативных способностей, два человека (40%) – высокий уровень, и оставшиеся два человека (40%) – очень высокий уровень развития коммуникативных способностей.

Психологами установлено, что в наибольшей степени личностные характеристики и уровень самооценки связаны с показателями в творческой деятельности. Подростки с выраженным творческим потенциалом отличаются среди сверстников развитым чувством индивидуальности, стремлением опираться на собственные силы, желанием работать самостоятельно, уверенностью в себе. Не менее важны развитый самоконтроль, организованность, умение дисциплинировать себя.

Говоря о показателях в творческой деятельности, хотелось бы упомянуть о некоторых достижениях коллективов. Ансамбли являлись участниками многих фестивалей и конкурсов разного уровня – от районных (конкурс ансамблей и оркестров “Волшебные наигрыши” - I место) до международных (“Санкт-Петербургские Рождественские Ассамблеи” - диплом лауреата III степени). На протяжении всех лет наряду с ансамблями существовали дуэты из числа наиболее продвинутых учащихся. Игра в дуэте помогает этим детям еще более ярко раскрыть свои способности, увереннее почувствовать себя на сцене (что является проблемой для большинства учащихся), а это, в свою очередь, создает условия для успешных сольных выступлений. Дуэты также показывали хорошие результаты. На их счету помимо районных фестивалей и конкурсов, три международных конкурса - “Будущее планеты” (диплом лауреата II степени), “Санкт-Петербургские Рождественские Ассамблеи” и “Музыкальный вернисаж” (дипломы дипломантов I степени).

Говоря о значимости ансамблевого музицирования в развитии качеств, необходимых для успешной социализации подростков, невозможно не упомянуть о роли руководителя ансамблевого коллектива в развитии этих качеств.

Основная задача руководителя - это установление правильных взаимоотношений с воспринимающей аудиторией. Без способности к внешнему выражению своих мыслей и чувств довольно сложно. Намного легче работать тому, кто контактен, общителен, внешне одинаково относится ко всем, с кем работает. Немаловажную роль здесь играет искренность в отношениях с детским коллективом [4].

Таким образом, чем больше ребенок будет общаться с педагогом и сверстниками на почве музыкального творчества, тем легче будут преодолеваться неизбежные кризисы подросткового возраста. Музыкальная школа предоставляет такую возможность. Коллективное музицирование способствует развитию творческого потенциала и формированию познавательного интереса, повышению коммуникативной компетенции и изменению социального статуса ребенка в коллективе сверстников, формированию разнообразных умений и навыков и расширению кругозора ребенка. Все это и многое другое, что происходит с воспитанником в ДШИ прямо или косвенно способствует его дальнейшей успешной социализации [1].

Библиография.

1. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей /Е.Б.Евладова, Н.Н.Михайлова, Л.Г.Логинова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: impisr.edinsk/fails/uchebnik/chap5.htm

2. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. - 90 с.

3. Краснокутская Е.Н. Социализация учащихся в системе дополнителного образования /Е.Н.Краснокутская // [Электронный ресурс] / Режим доступа: du-wings.ru /publication/1790

4. Пилецкая А.А. Коммуникативные и организаторские способности руководителя хора как основные компоненты модели специалиста” / А.А.Пилецкая // [Электронный ресурс] / Режим доступа: urok.1sept.ru./artices/593873

5. Подуровский В М . Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности /В.М. Подуровский, Н.В.Суслова. – М.:Владос, 2001. – 320 с.