Модели деления класса на подгруппы при изучении английского языка

Разделы: Иностранные языки


Обучение в школе, как правило, происходит в рамках учебных классов. При наборе в первый класс мы впервые сталкиваемся с необходимостью деления всех учащихся на классы. При этом возникает вопрос, кого в какой класс определить. С этой целью могут проводиться различного рода тестирования, опросы, собеседования, могут учитываться пожелания родителей. Но в конечном итоге кто-то будет учиться в А классе, а кто-то в Д или Е. Правильно ли было проведено распределение учащихся в классы повлияет на их будущие результаты обучения, на результаты итоговой аттестации, на качество знаний. По этим показателям школы составляют отчеты, по ним же, включая результативность в олимпиадах, и по другим показателям в частности составляются рейтинги школ.

Со 2 класса встает вопрос распределения учащихся в подгруппы для изучения иностранного языка. Изучение английского языка, как и любого другого иностранного языка, успешнее и эффективнее происходит в группах не более 12 человек, как правило, в общеобразовательной школе это 2 подгруппы. Во многих специализированных школах принято делить класс на три подгруппы, чтобы создать наиболее комфортные условия для изучения иностранного языка.

О том, как делить учащихся на подгруппы, написано много статей, проведено множество исследований в нашей стране и за рубежом, дискуссий, обсуждений, форумов. Поэтому автор не предлагает принципиально нового способа деления, а представляет свой опыт, пытаясь показать обоснованность выбора модели деления в конкретной ситуации в конкретном классе. Материалы статьи основаны на личном опыте автора.

Рассмотрим распространенную ситуацию, когда с одним классом работают два педагога. Как делить класс на подгруппы? Оба педагога предпочли бы однородный состав подгрупп, т.е когда в каждой подгруппе есть учащиеся с разной степенью успешности в изучении не только иностранного языка, но и других учебных предметов. См. рис. 1. Модель 1.

Рис. 1 Модель 1.

Рассмотрим не очень распространенную ситуацию, когда один и тот же учитель работает с двумя подгруппами одного класса. Конечно такой класс можно разделить традиционным способом на равномерные подгруппы. Но, так как у учителя нет партнера, чьи пожелания к составу надо учитывать, он может изменить подход к делению на подгруппы, пытаясь таким образом оптимизировать учебный процесс. Выбор зависит от диапазона уровня успешности учащихся класса. Например, если количество неуспешных учащихся составляет более 50 процентов, то их можно выделить в отдельную подгруппу. См.рис. Модель 2.

Рис.2 Модель 2.

Не секрет, что при традиционном делении (модель 1) в каждой подгруппе есть группа учащихся, у которой не сформированы общеучебные умения и навыки, что само по себе является препятствием для образовательного процесса. И если такая группа достаточно велика или составляет более половины класса, то она может быть выделена в отдельную подгруппу, что зачастую совпадает с желанием самих учащихся. При таком делении учитель имеет возможность выбирать различные технологии и стратегии обучения, которые позволяют каждой подгруппе реализовать весь свой потенциал. Для более успешных учащихся, которые при традиционном делении скучали на уроке из-за слишком большой разницы в уровне успешности и обученности, такое деление дает возможность достигнуть более высоких качественных результатов обучения, при этом возрастает соревновательный дух среди таких учащихся, они - потенциальные участники олимпиад и конкурсов. Для учителя это возможность реализации различных педагогических технологий, решения задач повышенного уровня.

Что дает такое деление?

Рассмотрим преимущества и недостатки такого деления:

критерии традиционное деление, модель 1 деление по модели 2
Виды заданий на уроке: однотипные задания Действия учащихся:

успешные учащиеся скучают,

неуспешные учащиеся не справляются,

однако это не вызывает у них желания “тянуться”, низкий уровень мотивации

Действия учащихся:

учащиеся выполняют задания, подобранные для каждой группы, комфортная атмосфера, не увеличивающая разрыв в уровнях подготовки учащихся

разноуровневые задания трудности при оценивании для выставления итоговой отметки за работу нет необходимости в таких видах заданий, подходят задания одного уровня сложности, нет трудностей при оценивании
Виды заданий на контрольных работах:

однотипные задания

задания одинаковой сложности, низкий итоговый результат, отсутствие мотива что-либо изменить задания разного уровня, итоговый результат выше, мотив для дальнейшего улучшения
взаимодействие учащихся на уроке трудности при подборе и работе в парах парная работа по предложенному в УМК образцу
мотивация к учению В теории сильные учащиеся при традиционном разделении должны мотивировать более слабых. Но этого не наблюдается. Возможен перевод учащихся из одной подгруппы в другую, тем самым учитель может простимулировать ученика.
Время, уделяемое учителем на уроке каждому учащемуся На этапе ввода нового материала учитель ориентируется на уровень более успешных учащихся Материал подается по-разному для каждой группы учащихся
Ожидания учителя Планирование урока и его ожидаемые результаты не оправдывают реального положения дел Прохождение программы происходит более медленнее, избыточный учебный материал сокращается
Домашнее задание Домашнее задание ориентируется на более успешных учащихся,снижение мотивации для выполнения (сложно) для менее успешных Сложность домашнего задания и его объем подбирается ранжированно для каждой группы учащихся
Формы и виды контроля Промежуточные и итоговые формы контроля одинаковы для всех учащихся, как итог - низкий уровень качества обученности Подбираются различные виды контроля: формируются общеучебные навыки и умения для менее успешной группы учащихся, совершенствуются универсальные учебные действия

Безусловно, надо учитывать, что по какому бы принципу не были разделены учащиеся для изучения английского языка, рабочая программа должна быть освоена ими в полном объеме.