Обучение в школе, как правило, происходит в рамках учебных классов. При наборе в первый класс мы впервые сталкиваемся с необходимостью деления всех учащихся на классы. При этом возникает вопрос, кого в какой класс определить. С этой целью могут проводиться различного рода тестирования, опросы, собеседования, могут учитываться пожелания родителей. Но в конечном итоге кто-то будет учиться в А классе, а кто-то в Д или Е. Правильно ли было проведено распределение учащихся в классы повлияет на их будущие результаты обучения, на результаты итоговой аттестации, на качество знаний. По этим показателям школы составляют отчеты, по ним же, включая результативность в олимпиадах, и по другим показателям в частности составляются рейтинги школ.
Со 2 класса встает вопрос распределения учащихся в подгруппы для изучения иностранного языка. Изучение английского языка, как и любого другого иностранного языка, успешнее и эффективнее происходит в группах не более 12 человек, как правило, в общеобразовательной школе это 2 подгруппы. Во многих специализированных школах принято делить класс на три подгруппы, чтобы создать наиболее комфортные условия для изучения иностранного языка.
О том, как делить учащихся на подгруппы, написано много статей, проведено множество исследований в нашей стране и за рубежом, дискуссий, обсуждений, форумов. Поэтому автор не предлагает принципиально нового способа деления, а представляет свой опыт, пытаясь показать обоснованность выбора модели деления в конкретной ситуации в конкретном классе. Материалы статьи основаны на личном опыте автора.
Рассмотрим распространенную ситуацию, когда с одним классом работают два педагога. Как делить класс на подгруппы? Оба педагога предпочли бы однородный состав подгрупп, т.е когда в каждой подгруппе есть учащиеся с разной степенью успешности в изучении не только иностранного языка, но и других учебных предметов. См. рис. 1. Модель 1.
Рис. 1 Модель 1.
Рассмотрим не очень распространенную ситуацию, когда один и тот же учитель работает с двумя подгруппами одного класса. Конечно такой класс можно разделить традиционным способом на равномерные подгруппы. Но, так как у учителя нет партнера, чьи пожелания к составу надо учитывать, он может изменить подход к делению на подгруппы, пытаясь таким образом оптимизировать учебный процесс. Выбор зависит от диапазона уровня успешности учащихся класса. Например, если количество неуспешных учащихся составляет более 50 процентов, то их можно выделить в отдельную подгруппу. См.рис. Модель 2.
Рис.2 Модель 2.
Не секрет, что при традиционном делении (модель 1) в каждой подгруппе есть группа учащихся, у которой не сформированы общеучебные умения и навыки, что само по себе является препятствием для образовательного процесса. И если такая группа достаточно велика или составляет более половины класса, то она может быть выделена в отдельную подгруппу, что зачастую совпадает с желанием самих учащихся. При таком делении учитель имеет возможность выбирать различные технологии и стратегии обучения, которые позволяют каждой подгруппе реализовать весь свой потенциал. Для более успешных учащихся, которые при традиционном делении скучали на уроке из-за слишком большой разницы в уровне успешности и обученности, такое деление дает возможность достигнуть более высоких качественных результатов обучения, при этом возрастает соревновательный дух среди таких учащихся, они - потенциальные участники олимпиад и конкурсов. Для учителя это возможность реализации различных педагогических технологий, решения задач повышенного уровня.
Что дает такое деление?
Рассмотрим преимущества и недостатки такого деления:
критерии | традиционное деление, модель 1 | деление по модели 2 |
Виды заданий на уроке: однотипные задания | Действия учащихся: успешные учащиеся скучают, неуспешные учащиеся не справляются, однако это не вызывает у них желания “тянуться”, низкий уровень мотивации |
Действия учащихся: учащиеся выполняют задания, подобранные для каждой группы, комфортная атмосфера, не увеличивающая разрыв в уровнях подготовки учащихся |
разноуровневые задания | трудности при оценивании для выставления итоговой отметки за работу | нет необходимости в таких видах заданий, подходят задания одного уровня сложности, нет трудностей при оценивании |
Виды заданий на контрольных работах: однотипные задания |
задания одинаковой сложности, низкий итоговый результат, отсутствие мотива что-либо изменить | задания разного уровня, итоговый результат выше, мотив для дальнейшего улучшения |
взаимодействие учащихся на уроке | трудности при подборе и работе в парах | парная работа по предложенному в УМК образцу |
мотивация к учению | В теории сильные учащиеся при традиционном разделении должны мотивировать более слабых. Но этого не наблюдается. | Возможен перевод учащихся из одной подгруппы в другую, тем самым учитель может простимулировать ученика. |
Время, уделяемое учителем на уроке каждому учащемуся | На этапе ввода нового материала учитель ориентируется на уровень более успешных учащихся | Материал подается по-разному для каждой группы учащихся |
Ожидания учителя | Планирование урока и его ожидаемые результаты не оправдывают реального положения дел | Прохождение программы происходит более медленнее, избыточный учебный материал сокращается |
Домашнее задание | Домашнее задание ориентируется на более успешных учащихся,снижение мотивации для выполнения (сложно) для менее успешных | Сложность домашнего задания и его объем подбирается ранжированно для каждой группы учащихся |
Формы и виды контроля | Промежуточные и итоговые формы контроля одинаковы для всех учащихся, как итог - низкий уровень качества обученности | Подбираются различные виды контроля: формируются общеучебные навыки и умения для менее успешной группы учащихся, совершенствуются универсальные учебные действия |
Безусловно, надо учитывать, что по какому бы принципу не были разделены учащиеся для изучения английского языка, рабочая программа должна быть освоена ими в полном объеме.