Тип проекта: познавательный, групповой, долгосрочный
Возраст участников: 5-6 лет
Количество участников: 64
Продолжительность реализации проекта: год
Участники: дети старшей группы - 24, родители воспитанников, педагоги группы
Место реализации: МОУ, старшая группа
Тип проекта: познавательный, групповой, долгосрочный (в течение года)
Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось его детство, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт К. Симонов в стихотворении “Родина” пишет: "Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал".
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.
Реализуя задачи нравственно – патриотического воспитания в своей группе в разных видах деятельности, мы прививаем любовь к семье, к детскому саду, к своей стране, знакомим детей с ее культурой и традициями, праздниками. Но мы мало уделяем внимание знакомству детей со своей малой Родиной, а ведь любовь к Отчизне начинается именно с любви к своей малой Родине. Также мы столкнулись с серьёзной проблемой - недостатком материала для проведения систематической работы по знакомству детей со своим городом (фотографий, иллюстраций, альбомов о своем городе, отсутствие дидактических игр, систематизированного художественного слова, книг, материала для бесед и занятий).
Проведя анкетирование среди родителей, мы увидели, что и родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, проблема нехватки знаний об истории и культуре нашего города является в целом и в частности актуальной не только для нашей группы, но и для всего общества. Этот проект посвящается Волгограду - городу, который является Родиной наших воспитанников. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников.
Проблема
Рассматривая альбом “Мой город – Волгоград”, дети увлеченно показывали и рассказывали друг другу, где они побывали вместе с родителями. В ходе беседы выяснилось, что им интересна эта тема. Далее детям был задан вопрос: “ А что вы знаете о своем городе?”. Немного подумав, ребята стали выкрикивать фразы: это – “город-герой”, много памятников, есть два вечных огня, Мамаев курган, наш город большой и красивый... Оказалось, не так уж много... Поэтому у нас и возникла проблема: знаем ли мы свой город?
Так как большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями и даже улицей, на которой проживает ребенок, то у нас родилась идея педагогического проекта: как расширить знания детей о своем городе, его истории и культуре.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств, гордости за свою “малую” Родину и формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего включающего в себя уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
- Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своего города;
- Расширение знаний о родном городе: истории возникновения, символики, достопримечательности;
- Знакомство с лучшими людьми земли Волгоградской (учеными, спортсменами, композиторами, актерами, защитниками Отечества);
- Воспитание любви к родному городу, краю, умения видеть прекрасное, гордиться им;
- Повышение педагогической компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию;
- Оказание поддержки и содействие семьям в воспитании у дошкольников гражданско-патриотических чувств;
- Активизация творческого потенциала воспитанников и взрослых посредством вовлечения в проектную деятельность.
Новизна
Новизна проекта заключается в разработке системы целенаправленной работы по ознакомлению детей с родным городом, в которой определены способы и формы реализации комплексной воспитательно-образовательной работы.
Прогнозируемые результаты
Для воспитанников:
- Представление о городе, в котором они живут. Знание своей “малой” Родины, чувство гордости за свой край, его историческое прошлое;
- Знание истории возникновения родного города, его достопримечательностей, известных людей родного города;
- Представление о памятниках родного города;
- Отражение полученных знаний в детских рисунках, поделках, играх, рассказах.
Для родителей:
- Расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
- Повышение статуса семейного воспитания, укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка;
- Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта, желание сотрудничать с детским садом (семейные газеты, сказки о прошлом);
- Сплочение детей и родителей через совместные праздники, посвященные 23 февраля, Победе в Великой Отечественной войне.
Для педагогов:
- Укрепление связей в работе педагогического коллектива и родителей через совместные мероприятия (праздники, развлечения, экскурсии);
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- Творческая самореализация в профессиональной деятельности (копилка дидактических игр, систематизация художественного слова по патриотическому воспитанию, альбом "Лучшие люди земли Волгоградской");
- Апробация и внедрение в воспитательно-образовательный процесс элементов проектной деятельности;
- Создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Материалы и оборудование
Особое внимание в ходе проекта уделялось центру нравственно-патриотического воспитания. Изучив интересы детей, мы наполнили его различным материалом и оборудованием:
- энциклопедиями, книгами по патриотическому воспитанию, художественной литературой для поддержания детского интереса;
- фотографиями, открытками, фотоальбомами, наборами открыток, плакатами;
- атрибутами для сюжетно-ролевых игр: “Госпиталь”, “Экскурсия по городу”;
- дидактическими и настольные играми "Мой город Волгоград", "Люби и знай свой край", "Исторические места Волгограда";
- конструкторами “Лего”, “Деревянный”, “Железный”, “Мой город”;
- фонотекой, в которой есть современная и классическая музыка, песнями военных лет;
- информационный стенд по патриотическому воспитанию детей, папки - передвижки, стенд для родителей;
- ИКТ (мультимедийные презентации).
Технология проекта и этапы реализации плана проекта
I этап - подготовительный
Основными задачами на этом этапе были определение участников проекта, их роли в достижении предполагаемых результатов, проведение анкетирования родителей и родителей, планирование работы с учетом возрастных особенностей детей и составление перспективного плана для всех этапов проекта.
На этом этапе важно было заинтересовать родителей проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников, заинтересовать идеей самих ребят. В процессе совместного обсуждения с детьми, в соответствии с интересами и возможностями, был составлен план по ознакомлению детей со своим городом, определены основные направления работы.
План реализации подготовительного этапа:
№ п/п | Мероприятия или основные направление деятельности | Сроки | Участники | Ответственные |
1 | Изучение интереса детей для определения задач проекта (анкетирование детей и родителей) | сентябрь | воспитатели | воспитатели |
2 | Сбор и анализ литературы для детей и взрослых о родном городе | воспитатели | воспитатели | |
3 | Подбор материала для родительского уголка | воспитатели | воспитатели | |
4 | Подбор наглядных материалов: фотографий, иллюстраций о родном городе | родители, воспитатели |
воспитатели | |
5 | Сбор информации о лучших людях земли Волгоградской | октябрь | родители, воспитатели |
воспитатели |
6 | Подбор песен, стихов о родном городе | родители, воспитатели |
воспитатели | |
7 | Подбор материала на тему “Их именами названы улицы” | родители, воспитатели |
воспитатели | |
8 | Сбор материала о реке-Волге, подбор стихов, художественных произведений | родители, воспитатели |
воспитатели | |
9 | Подбор информации к оформлению семейных газет “Моя семья в истории Победы” | родители | воспитатели |
II этап - основной
Для реализации основного этапа были подобраны необходимые наглядные материалы: фотографии, иллюстрации, альбомы, художественная литература, стихи, книги о родном городе; собрана информация о лучших людях земли Волгоградской, о реке нашей – матушке Волге; подобран материал для бесед и занятий с детьми и родителями, составлен план работы по реализации проекта.
План реализации основного этапа
№ п/п | Мероприятия или основные направление деятельности | Сроки | Участники | Ответственные | |||||
1 | Беседа “Моя малая Родина” | сентябрь | дети, воспитатели | воспитатели | |||||
2 | Занятие “История возникновения родного города-Волгограда” | дети, воспитатели | воспитатели | ||||||
1 | Экскурсия по родному городу (по фотографиям и иллюстрациям) | октябрь | дети, воспитатели, родители |
воспитатели | |||||
2 | Занятие “Город-красавец, город-труженик” | дети, воспитатели | воспитатели | ||||||
3 | Оформление семейных газет “Мой родной город” | дети, родители | воспитатели, родители | ||||||
1 | Беседа “Государственные символы города Волгограда” (герб, флаг), изготовление дидактической игры “Символы нашего города” | ноябрь | дети, воспитатели | воспитатели | |||||
2 | Аппликация “Герб и флаг города” | дети, воспитатели | воспитатели | ||||||
3 | Знакомство с картой города. Беседа “На какой улице ты живешь?” | дети, воспитатели | воспитатели | ||||||
4 | Занятие “Улицы родного города” | дети, воспитатели | воспитатели | ||||||
1 | Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе; дидактическая игра “Угадай достопримечательности нашего города” | декабрь | дети, воспитатели | воспитатели | |||||
2 | Прослушивание песен о родном
городе. Изготовление макета “Мой родной город”. |
дети, воспитатели | воспитатели | ||||||
3 | Беседа “Лучшие люди земли Волгоградской” | дети, воспитатели | воспитатели | ||||||
1 | Беседа “Что такое героизм” | январь | дети, воспитатели | воспитатели | |||||
2 | Занятие “На Мамаевом кургане тишина” | дети, воспитатели | воспитатели | ||||||
3 | Рассматривание альбомов,
иллюстраций “Исторические памятные места нашего города”, чтение стихов о родном городе |
дети, воспитатели | воспитатели, родители | ||||||
4 | Рисование на тему “Достопримечательности моего города” | дети, воспитатели, родители |
воспитатели | ||||||
1 | Беседа “Сталинградская битва” | февраль | дети, воспитатели | воспитатели | |||||
2 | Беседа - презентация “Юные защитники города” | дети, воспитатели | воспитатели | ||||||
3 | Маршрут выходного дня “Памятные места Волгограда” - буклет | дети, родители | воспитатели, родители | ||||||
4 | Спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества (с участием родителей) с выставкой семейных газет “Сталинградская битва” | дети, воспитатели, родители |
воспитатели | ||||||
1 | Беседа “Волга-труженица” | март | дети, воспитатели | воспитатели | |||||
2 | Чтение стихов, рассказов о Волге | дети, воспитатели, родители |
воспитатели | ||||||
3 | Игра-занятие “Путешествие по Волге” | дети, воспитатели | воспитатели | ||||||
4 | Конструирование из крупного напольного конструктора “Мосты Волгограда” | дети, воспитатели | воспитатели | ||||||
1 | Копилка патриотических игр (придуманные воспитателем и детьми) | апрель | дети, воспитатели | воспитатели | |||||
2 | Сказки о войне (придуманные детьми и родителями) | дети, родители | родители | ||||||
3 | Игровая ситуация "Построй главную улицу" (из детских рисунков) | дети, воспитатели | воспитатели | ||||||
4 | Подбор материала к игре “Волгоград встречает гостей” | дети, воспитатели, родители |
воспитатели, родители | ||||||
1 | Беседа “Боевая слава нашего народа” | май | дети, воспитатели | воспитатели | |||||
2 | Выставка семейных газет “Моя семья в истории Победы” | дети, родители | родители | ||||||
3 | Заучивание стихов о войне, прослушивание песен военных лет | дети, воспитатели | воспитатели | ||||||
4 | Прослушивание песен о войне | дети, воспитатели, родители |
воспитатели | ||||||
5 | Презентация проекта | дети, воспитатели, родители |
воспитатели |
Для ознакомления детей с родным городом были проведены разнообразные мероприятия, способствующие воспитанию гордости за свою малую Родину.
Дети с большим интересом слушали об истории возникновения своего города, познакомились с его символикой. Рассматривание альбомов, иллюстраций о родном городе, чтение стихов, способствовали эмоциональному восприятию информации. Очень многообразной и неожиданной была беседа с детьми "Лучшие люди земли Волгоградской". Дети даже не подозревали о том, какие люди -знаменитости родились и выросли в Волгограде.
Много нового и интересного дети узнали о великой реке – Волге, особенно им понравилась игра-занятие “Путешествие по Волге”, где они с интересом погрузились в историю далекой Волги, увидели какие суда ходят по ней, чем она богата, какие достопримечательности находятся на правом и левом берегу Волги.
Большой интерес у детей вызвало составление макета города, в процессе изготовления которого они могли не только применить свои знания, но и приобрести опыт творческого взаимодействия со сверстниками.
Проводились семейные экскурсии по памятным местам Волгограда в выходные и праздничные дни - родителям был предложен “Маршрут выходного дня”. После выходных дети с увлечением рассказывали, куда ходили, что нового узнали, показывали фотографии, обменивались сувенирами.
Большое внимание уделялось воспитанию гордости за героическое прошлое нашей страны, воспитанию уважения к защитникам Отечества. Особенно эмоционально прошла беседа-презентация "Юные защитники". Используемый наглядный материал, собранный совместно с родителями, способствовал повышению степени осознанности предлагаемого материала.
Родители и дети приняли активное участие в оформлении семейных газет “Сталинградская битва”, “Моя семья в истории Победы”. Дети имели возможность почитать стихи, книги о героях, послушать песни военных лет (“Бравые солдаты”, “Катюша”, “День Победы” и др.). Укреплению детско-родительских отношений способствовал спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества, который посетили не только родители, но и солдаты воинской части 5174. Позже мы совместно с детьми создали свою копилку патриотических игр, в которые дети играют с большим удовольствием, а еще хотят придумать свои игры.
Вместе с родителями дети придумали и нарисовали "Сказки о войне", по-детски простые и короткие, но написанные с огромной душой и сердцем. Эти сказки мы читали детям других групп и получили приз "Медаль писателя".
III этап – заключительный
Для реализации заключительного этапа проекта “Над Волгой широкой стоит величаво, мой город красавец, мой город-герой!” мы использовали весь необходимый материал, подобранный в ходе проекта, а также с помощью родителей были изготовлены атрибуты к игре “Волгоград встречает гостей” (“автобус” - сшиты накидки на стульчики, кепка для водителя, подобран руль, подобраны карточки для экскурсовода, нарисован маршрут водителя).
Очень занимательно и весело прошла игра-викторина “Я живу на земле Волгоградской”, на которой ребята вспомнили символику города Волгограда, имена тех, кто основал и прославил город, играли в патриотические игры, закрепили знания об истории родного города.
Играя в игру “Волгоград встречает гостей”, дети изображали гостей города и экскурсоводов, любовались его достопримечательностями. Дома дети уже с родителями не раз проигрывали эту игру, приходили и рассказывали, какое удовольствие получили от экскурсии.
Итоговым мероприятием была презентация проекта, которую дети и воспитатели представили на родительском собрании.
№ п/п | Мероприятия или основные направление деятельности | Сроки | Участники | Ответственные |
1 | Конкурс знатоков города “Я живу на земле Волгоградской” (игра-викторина) | июнь | дети, воспитатели | воспитатели |
2 | Игра “Волгоград встречает гостей” | родители, воспитатели | воспитатели | |
3 | Презентация проекта | родители, воспитатели | воспитатели |
Итоги реализации проекта
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашей группы анкетирование в начале года показало, что у 60% воспитанников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города; 55 % родителей затрудняются в знании истории города, края, а 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность, используемые в проекте, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Обращение к историческому и культурному наследию родного города позволило решить многие
задачи воспитания патриотов Родины, своего города. И поэтому, к концу года мы пришли к следующим результатам: у детей повысился познавательный интерес к истории и культурному наследию города (на начало года – 40%, на конец года – 75%), у родителей появился интерес к конкурсам и акциям нравственно-патриотической тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, любви к малой родине (на начало года – 45%, на конец года – 80%).
Участие в проекте способствовало расширению кругозора и повышению познавательной активности детей, формированию у дошкольников положительной направленности поведения, сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений между детьми в коллективе.
Данный проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания, в продленных группах начальной школы. Весь смысл данной проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
Список используемой литературы:
- Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. “Воспитание маленького гражданина”
- Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. “Родной край”
- Виноградова Н.Ф. “Страна Россия”
- Виноградова Н.Ф. “О родной стране”
- Клосс Л. Т. “Волгогрята”
- Блинова Г.М. “Познавательное развитие детей 5-7 лет”
- Кондрыкинская Л.А. “Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду”
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. “Детям о Великой Победе”
- Матеркин А.М. “Волгоград в названиях улиц”
- Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. “Мы живем на земле Волгоградской”
- Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. “Моя Родина – Волгоград”