Позволю привести цитату, которая иллюстрируют содержание сегодняшнего мастер-класса: «В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию, самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации, и эффективности учебной деятельности» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения)
Что же такое проект и исследовательская деятельность? Очень часто, даже мы педагоги путаем эти понятия.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проектная деятельность | Исследовательская деятельность |
По завершении работы над проектом должно быть сделано следующее:
|
|
В специальной литературе предлагается несколько вариантов типологии учебных проектов, которые основываются:
— на комплексности или предметно-содержательной области (моно- и межпредметные);
— характере контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные);
— количестве участников (индивидуальные и групповые);
— продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);
— доминирующей деятельности учащихся, в которой выделяют:
- Практико-ориентированный проект.
- Информационный проект
- Творческий проект
- Игровой или ролевой проект
I. ТЕМА
Дорогие коллеги, предлагаем несколько простых приемов формулирования тем.
- Работа с учебным текстом. Регулярно используя этот прием, можно научить учащихся самостоятельно формулировать темы проектов и исследований (читаем отрывок из книги о Паддингтоне и затем, выслушав предложенные темы, записываем их на доске).Приложение №2
- Работа с картинками. Показать 4 картинки, объединенные общей темой (красная шляпа, синий пиджак, Лондон, медведь), если возникнут затруднений, можно показать видеоролик, который объединяет все эти 4 картины в единое целое. Выслушать предположения и так же записать их на доске.Приложение №3
- Работа с анаграммой, найди лишнее (задание на синтез или анализ) или же можно предложить следующее задание: разгадать зашифрованное предложение, используя цифры и букв, при этом не нужно говорить, что с этим делать с данным заданием, просто положить листочки с заданием и выслушать варианты выполнения его.Приложение №1
ТЕМУ ВЫВЕЛИ!
II. ПРОБЛЕМА
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений на умение выявлять проблему и выдвижение гипотез. И здесь я предлагаю использовать такой метод, как «Фишбоун». Это кластер в форме рыбы. В основании кластера лежит центральная проблем. В хвосте – предполагаемый результат решения проблемы. На скелете рыбы отмечают основные методы и группы умений, которые развиваются этими методами.
При заполнении кластера в помощь вы можете использовать дополнительный материал.
№ | Метод |
Суть метода |
1. |
Анализ |
Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться источниковедческий, историографический, искусствоведческий, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический, содержательный анализ. |
2. |
Дедукция |
Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. |
3. |
Индукция |
Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему). |
4. |
Классификация |
Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком. |
5. |
Моделирование |
Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков. |
6. |
Наблюдение |
Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. |
7. |
Обобщение |
Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов. |
8. |
Описание |
Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. |
9. |
Прогнозирование |
Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. |
10 |
Синтез |
Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. |
11. |
Эксперимент |
Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов: |
12. |
Опыт |
Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя. |
13. |
Опрос |
Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным. |
14. |
Интервью |
Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. |
15. |
Анкетирование |
Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. |
16. |
Краеведческий поиск |
Комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознания. |
17. |
Атрибуция |
Проблема атрибуции какого-либо произведения заключается в определении его автора. Под произведением может пониматься любой связанный набор знаков, в том числе фильм, картина, аудио-произведение, письмо. |
18. |
Реконструкция |
Воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок. |
Примерные упражнения (методы – индукция и синтез): еще раз прочитать отрывок из книги (именно о путешествии), увидеть фрагмент фильма (трейлер к фильму «Путешествие мишки Паддингтона»), посмотреть маршрут Паддингтона. Мы должны узнать, кто такой мишка Паддингтон и чем знаменит, с какой целью была создана «тропа» Паддингтона (Приложение №4). Все эти упражнения должны навести на мысль, что цель данного проекта – развитие детского туризма.
С помощью этих упражнений можно научить формулировать тему и определять проблему. Предлагаем вам, еще одно упражнение, которое, так же как и предыдущие упражнения должно натолкнуть вас на форму организации вашей работы над проектом (Приложение №5).
С помощью данных методов мы вывели цель и натолкнули на возможные варианты проектных работ (с помощью каких ЦОР и ТСО они будут сделаны).
III. ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ
Далее предлагаем несколько вариантов деления класса на группы. При подготовке данного мастер класса, перед нами встал вопрос. Как, в соответствии с ФГОС ООО будет происходить деление класса на группы. Просмотрев многочисленные мастер-классы по данной теме, таких издательств как Просвещение, Титул, мы пришли к выводу, что единых требование, предъявляемых к данной проблеме – нет. Поэтому мы хотим предложить вам такие способы деления на 2, 3, 4 или нужное вам количество групп.
– по интересам;
– по желанию;
– по половому признаку — мальчики, девочки;
– по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
– по жребию (листочки разного цвета — группа красных, желтых, синих)
– мозаика (детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения)
– по предпочтению (например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).
На данном этапе задача учителя заключается в том, чтобы состав групп был примерно равнозначен по силам и по количеству.
Итак, после распределения по группам, имеет смысл вернуться на этап целеполагания, где, с помощью различных методов, мы попытались натолкнуть детей на возможные варианты выполнения данного проекта, и теперь выслушать предложения детей нам формы работы над данным проектом (озвучивание фрагмента фильма о приключениях Паддингтона; инсценировка приезда Паддингтона в России; тропы Паддингтона в родном крае (России); визитная карточка города, поселка и тд).
IV. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В РАМКАХ РАБОЧИХ ГРУПП
После того как каждая рабочая группа определилась со своей формой представления проекта, следующий этап работы – это распределение обязанностей в рамках рабочих групп. В рамках реализации ФГОС ООО развитие умения сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, решая регулятивные УУД и коммуникативные задачи, является одним из основных компонентов достижения конечной цели образования. И умение распределить обязанности, посильные каждому участнику группы – тоже важный этап работы. Как правило, дети сами договариваются в рамках своей группе о тех ролях, которые они будут выполнять, но, как вариант, можно предложить такой метод распределения обязанностей как – жребий (каждому выбранному предмету/символу/знаку, соответствует определенная роль.Например, круг – поиск информации, треугольник – графическое оформление, квадрат – защита проекта и тд).
V. ОЦЕНИВАНИЕ (Приложение №6)
На этапе планирования работы над проектом, мы, совместно с учениками, вырабатываем единые критерии оценивания работы над проектом. Причем здесь возможны варианты: самооценка и оценивание работ других групп. Как вы считаете, данный этап работы над проектом завершен? Что же нам осталось сделать? И осталось ли?
VI. РЕФЛЕСКИЯ (Приложение №7)
Хотим предложить вам несколько вариантов рефлексии, согласно нашему методу «Фишбоун», работу над которым вы наблюдали на разных этапах на протяжении всего мастер–класса.
Для управления эффективным учебным процессом нам необходима постоянная обратная связь с учащимися: как они усвоили новый учебный материал, какие проблемы возникли? Одними опросами домашнего задания на следующем уроке здесь не ограничишься.
Проводить частые самостоятельные работы, тоже нецелесообразно. Любой контроль знаний должен восприниматься учителем не как «карающий меч» для ученика, а материал для мониторинга результативности учебного процесса. Да и не всё измеришь количеством баллов, когда нам необходимо, к примеру, проследить уровень аналитического, логического мышления или как выполнена воспитательная задача урока. Нам необходимы такие технологические инструменты, которые могли бы позволить обеспечить оперативный мониторинг качества полученной учащимися информации, создать оптимальные условия для рефлексии учащихся.
Технологичных и эффективных приёмов, направленных на творческое применение накопленных знаний, очень мало. Поэтому они чрезвычайно ценны в повседневной практике учителя. Профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР предложил вот такую формулу, по-английски пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary))
В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Пример. (по теме «Россия во второй половине XIX в»)
Щенникова Наталья. 10 класс.
Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной.
Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества.
Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну.
Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.
Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.
На этом этапе работы мы предлагаем вам заполнить ПОПС формулу по вашему проекту.