Учебник: Информатика, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.
Цель обучения:усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе.
Форма учебного занятия:диспут, учебная игра.
Форма обучения:групповая (микрогруппы), индивидуальная.
Планируемые результаты, УУД:
- Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия.
- Познавательные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Личностные – самопознание и самоопределение, построение образа, включая самоотношение и самооценку.
В современном информационном мире дети неохотно читают книги. Это отмечено педагогами, родителями, общественностью. С приходом в нашу жизнь сети Интернет, мобильных телефонов, смартфонов существенно упростился поиск необходимой информации, что в свою очередь привело к тому, что учащиеся перестали анализировать полученную информацию. Предлагаю повторительно – обобщающий урок по теме «Компьютер – универсальное устройство для работы с информацией» в виде смыслового чтения. Для этого подбираю подходящий интересный текст, составляю задания, вопросы, для ответов на который учащиеся будут много раз обращаться к тексту. Это позволит хорошо усвоить учебный материал.
Подготовительный этап:
Учащихся распределяются по микрогруппам (3-4 человека в группе). Каждая группа обеспечивается текстом, который может быть на компьютере и на обычном листе бумаги. В данном уроке предложена сказка о компьютере Александры Есиной. http://www.stihi.ru/2009/05/30/5169.
План урока:
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание |
Вид и форма деятельности |
Время |
1. |
Организация начала занятия |
Приветствие. Подготовка учащихся к работе на уроке. |
Сообщение учителя. |
2 |
2. |
Подготовка к основному этапу |
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений. |
Сообщение учителя, выдача раздаточного материала: текса и заданий. |
3 |
3. |
Закрепление знаний и способов действия |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уроке в условиях групповой деятельности. |
Работа в группах. |
15 |
4. |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование целостной системы ведущих знаний по предложенной теме, выделение ключевых вопросов по теме. |
Работа в группах, индивидуальная деятельность учащихся. |
20 |
5. |
Подведение итогов занятия. |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. |
Оценить работу групп и каждого ученика отдельно на основании выполненных заданий. |
3 |
6. |
Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
На дом: задание № 16 |
2 |
Пояснения к этапам урока
Этап 2. Короткий рассказ учителя о применении компьютера в различных областях деятельности человека: издательское дело, банковское, медицина, транспорт, образование, охрана природы и т.д.Компьютер – инструмент для обработки, поиска, хранения информации. Обратить внимание учащихся на схему прохождения и обработки информации в компьютере, на взаимодействие различных типов устройств. Раздача текста для смыслового чтения.
Текст
Сказка о компьютере
Александра Есина
Жили – были клавиатура, монитор, память и процессор. Жили они дружно, пока не возник у них спор, кто из них главнее.
Клавиатура говорит:
– Я главнее, чем вы. Я нужна для ввода числовой и текстовой информации. Я имею 104 клавиши и 3 световых индикатора в правом верхнем углу, информирующих о режимах работы. У меня есть несколько групп клавиш: алфавитно-цифровые, клавиши редактирования и листания документов, управления курсором, специальные, функциональные, Windows – клавиши, цифровой блок, клавиши управления питанием. Без меня вы не сможете ввести информацию, даже на калькуляторе не посчитаете, т.к. цифры я ввожу – то.
– Да, это ты права, – говорит монитор. – Но я всё равно главнее. Смотрите, если информация вводится при помощи клавиатуры, то где она выводится? Я, я, а не она являюсь универсальным устройством вывода информации. Информация на моём экране представляется в виде растрового изображения, которое формируется из отдельных точек (пикселей). Качество изображения определяется моей разрешающей способностью. Так что главный только я!
– Куда тебе! – говорит память. – Я самая главная. Данные и программы хранятся в памяти, т. е. во мне. Я представляю собой последовательность пронумерованных, начиная с нуля, ячеек. А у вас так нельзя! Меня называют «мозгом»! Значит, я главная!
– Вас послушаешь, я вообще тогда не нужен! А на самом-то деле, я ведь самый главный! Я, процессор! Я центральное устройство компьютера, которое обрабатывает данные в соответствии с заданной программой. Я со всеми вами работаю. Я самый главный!
– Нет, я!
– Нет, я!
– Нет, я!
– Нет, я!
А человек спор слышал и сказал:
– Что вы спорите? Вы же сами ответили на вопрос, кто из вас главнее!
– Мы ответили?
– Вы. Главные вы все. Только в совокупности, когда вы все вместе, компьютер будет работать! Кто будет вводить информацию, если не клавиатура, и выводить, если не монитор? Кто будет хранить её, если не память? Кто будет обрабатывать данные в соответствии с заданной программой, если не процессор? Не знаете? Вот! Так что вы зря спорите. Ведь главные вы все!
Подумали клавиатура, монитор, память и процессор и помирились. С тех пор они живут счастливо. Ведь сила их – в единстве!
Этап 3.Учащиеся получают задания к тексту.
Задания
1. Перечисли персонажей сказки ________________________________________________
2. Сколько на клавиатуре клавиш? Выберите правильный ответ.
103 клавиши |
104 клавиши |
105 клавиш |
3. Сколько на клавиатуре световых индикаторов?
4. Кого из персонажей сказки называют “мозг компьютера” и почему? _____________________
5. Кто помог разрешить спор?__________________________
6. Раздели текст на абзацы и придумай заголовок к каждому абзацу.
Абзац № | Заголовок абзаца |
7. Дополни предложения, используя текст сказки
Клавиатура нужна для ….
Монитор является универсальным устройством …
Данные и программы хранятся в ….
Процессор – центральное устройство компьютера, которое ….
8. Какие утверждения соответствуют содержанию текста?
Верно |
Неверно |
Не сказано |
||
а) |
Клавиатура нужна для ввода числовой и текстовой информации. |
|||
б) |
Монитор не является универсальным устройством вывода информации |
|||
в) |
Память представляет собой последовательность нумерованных ячеек |
|||
г) |
Оперативная память позволяет компьютеру работать быстрее |
|||
д) |
Процессор хранит данные и программы |
|||
е) |
Информация на компьютере представляется в виде растрового изображения |
|||
ж) |
Клавиатура нужна для ввода графической информации |
|||
з) |
Жесткий диск требуется для сохранения информации на компьютере |
9. Укажи (зачеркни) ложные утверждения (не соответствующие содержанию текста).
- Процессор обрабатывает данные в соответствии с заданной программой;
- В этом тексте сказано, что колонки тоже важны;
- Этот текст рассказывает о дружбе;
- Пиксели бывают разных размеров;
- Ячейки памяти нумеруются, начиная с единицы;
- На клавиатуре 104 группы клавиш.
10. Ответь на вопрос: Так кто же всех главнее? Подтверди словами из текста? (Анализ)
11. Охарактеризуй функции персонажей сказки одним словосочетанием
12. На клавиатуре есть несколько групп клавиш. К каким группам относятся клавиши?
Клавиша |
Группа клавиш |
13. Каких персонажей ты добавил бы в сказку? Аргументируй свой ответ.
14. Придумай другой конец сказки, в котором будет больше персонажей.
15. В чем смысл последней фразы текста? Возможно ли ее отнести к обществу? Аргументируй свой ответ на конкретном примере.
16. Выберите одно из предложенных заданий:
16.1. Придумай свою подобную сказку о споре между персонажами, где в итоге оказалось бы, что все они очень важны и только их совместная работа, а не работа каждого из них по отдельности имеет смысл.
16.2. Приведи примеры ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, подобных той, что описана в сказке.
16.3. Попробуй придумать историю или пример реальной ситуации, где в споре, подобном тому, что описан в сказке, побеждает один персонаж.
16.4. Приведи примеры литературных произведений (сказок, басней), имеющие подобную историю.
Учащиеся работают в группах. Каждая группа находит ответы на вопросы и задания, работая с текстом.
Этап 4.Каждая группа отвечает на вопросы и задания. Обсуждая ответы, находим правильные решения и ответы.
Этап 5.Подводим итог урока. Коллективно оцениваем работу каждой группы, по возможности – каждого ученика.
Этап 6. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. На дом: задание № 16, письменно.