Учимся задавать вопросы (практическая консультация для педагогов)

Разделы: Работа с дошкольниками


Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ.
Таджикская пословица.

Умение ставить разумные вопросы есть признак ума и проницательности.
Эммануил Кант

Уважаемые коллеги!

Предлагаю начать нашу консультацию с комплиментов друг другу.

Приветствие “Комплимент” (коллеги говорят соседу справа/слева какой-либо комплимент)

Ранее на наших встречах мы говорили о развитии связной речи у детей дошкольного возраста. В ходе посещения занятий в группах я определила, что многие воспитатели затрудняются в постановке вопросов при обучении детей связному высказыванию.

Приведу некоторые примеры: “Морковь какая?”, “Что тут нарисовано?”, “Что девочка делает?” Корректные ли эти вопросы? Почему? Как спросить ПРАВИЛЬНО? (высказывания коллег)

Презентация.

СЛАЙД 2. Любой педагог должен уметь задавать вопросы. Чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей речевой деятельности, рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.

Очень большое значение имеет логическая структура вопроса. Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление человека на поиск ответа, побуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Очень важный фактор эффективного общения - это умение спрашивать.

С помощью вопросов мы можем создать нужную нам ситуацию и вызвать желательные нам реакции собеседника.

Вопросы задают все, но мало кто знает, как делать это правильно, чтобы беседа шла в нужном направлении. Если на свои вопросы вы получаете односложные ответы, то, вероятно, вы задали не тот тип вопросов и не тем тоном.

СЛАЙД 3. С психологической точки зрения существуют шесть типов вопросов:

  • Простые
  • Уточняющие
  • Практические
  • Оценочные
  • Творческие
  • Вопросы-интерпретации

С точки зрения философии типов вопросов ещё больше!

СЛАЙД 4. Вопрос – это эффективное средство обучения, которое вызывает желание учиться. Педагоги должны создавать атмосферу, которая побуждает детей задавать вопросы и давать на них ответы. В процессе познания вопросы должны предварять ответы. Следовательно, очень важно развивать умение задавать вопросы.

Какова же иерархия уровней постановки вопросов? Рассмотрим методику обучения умению отвечать детей на вопросы.

Что такое иерархия?

СЛАЙД 5. Иера?рхия (от древне-греческого “священный” и “правление”) — порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево; принцип управления в централизованных структурах. Ситуативная подчинённость может возникать по горизонтальному принципу, это качество гибкости системы управления.

По своему характеру и по степени сложности ответов выделяют 3 вида вопросов.

СЛАЙД 6. И мы с вами уже говорили про эти 3 вида. Давайте вспомним их:

  • Репродуктивные,
  • Поисковые,
  • Проблемные.

СЛАЙД 7. Репродуктивные - наиболее лёгкие, доступные вопросы, требующие простых ответов. Перечень их ограничен: Кто это? Что это? Что делает?

Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные. Поэтому очень важно помогать детям начинать ответ с последнего слова вопроса, своеобразной подсказки (говорящие дети с этим справятся уже в раннем возрасте, если будут слышать образец ответа)

Кто это?

Что это?

Это мальчик.

Это мячик.

Что делает кот? Кот спит.

Вариант вопросов: Это кто? Это что? Что кот делает? - будут некорректными (неправильными), так как вместо помощи (подсказки) затрудняют ответы детей.

Предлагаю выполнить упражнение “Вопрос - ответ”

(педагоги в парах по предметным картинкам задают друг другу вопросы)

СЛАЙД 8. Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений.

Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой?

Продолжается отработка модели ответа, начинающегося с последнего слова (словосочетания) вопроса. Это облегчает ребёнку уже несколько усложнённый ответ и является своего рода подсказкой, но и требует от взрослого грамотной, чёткой, заранее продуманной формулировки вопросов.

Как вы думаете, какой вариант вопроса правильный: Где спит кот? Где кот спит? (конечно - первый вариант, подсказывающий ответ: Кот спит на диване.)

Сейчас поупражняемся.

(По любой сюжетной картине педагоги упражняются в составлении правильных поисковых вопросов)

СЛАЙД 9. Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями Почему? Зачем?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций – и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчинённые предложения и более расширенный словарь.

В обучении ответам на проблемные вопросы ещё большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приёма, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

Сейчас предлагаю разделиться на подгруппы и составить проблемные вопросы по сложенной сюжетной картине.

(Педагоги берут по 1 фрагменту разрезных картинок, объединяются в подгруппы, собрав целую картинку и в подгруппах выполняют задание)

Итак, подведём итоги.

Что же такое вопросы? Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы. С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.

Вопросы должны быть продуманными:

  • Первый раз задали вопрос, последующие повторы должны быть такими же.
  • Непродуманные вопросы каждый раз звучат по-новому, тем самым затрудняют ответы.

Мы, взрослые, учимся задавать вопросы, и очень важно учить этому детей.

Для обучения детей умению задавать вопросы можно использовать методику “Вопрошайка” (автор М.Б. Шумакова), с которой вы можете ознакомиться самостоятельно.

СЛАЙД 10. А сейчас предлагаю поделиться своими впечатлениями о нашей практической консультации. (Рефлексия)

Литература.

  1. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги./ Автор-составитель О.М. Ельцова. - Волгоград: Учитель, 2010 г.
  2. Волков А.А. Основы риторики. - М: Академический проспект, 2003г.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.:Просвещение, 1985г.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.