Прежде чем преступить к проектированию компетентностно-ориентированного урока, нам необходимо ответить на вопрос – что изменяется в образовательном процессе при реализации компетентностного подхода. Компетентностный подход ориентирует проектировщика на результат образования. Под результатом образования понимаются ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что должен будет способен делать выпускник по завершении той или иной части образовательной программы. Сравним результаты образования при организации традиционного и компетентностного подходов к обучению.
Традиционный подход | Компетентностный подход |
Результатом образования выступают предметные знания, умения, навыки, которые усваиваются в соответствии с программами, оцениваются на экзаменах. Ученик знает историю, биологию... Чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше. | Готовность решать проблемы различной
сложности на основе имеющихся знаний. КП не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания. Ответ на вопрос – чему научился ученик за годы обучения в школе. |
Определение урока:
Традиционный подход | Компетентностный подход |
Это ограниченный во времени отрезок учебного процесса, в рамках которого осуществляется передача знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей обучающихся. | Это не только ограниченный во времени отрезок учебного процесса, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, в котором в процессе активной деятельности происходит усвоение обучающимися знаний, умений, навыков, осуществляется саморазвитие и самореализация учащихся |
Традиционный подход подчёркивает доминирующую роль учителя, в этом случае результативность урока определяет процесс преподавания, какие методы, приёмы использует учитель в своей деятельности, то есть зависит всецело от педагогического мастерства учителя.
В компетентностно-ориентированном подходе к обучению результативность учебного занятия определяется продуктом, результатом активной деятельности учащихся по освоению компетенций и личностных качеств. Поэтому предполагает изменения в определении целей, структуры и функций урока. Учитель отходит от доминирующей роли, когда он единственный носитель знаний, от учителя требуется умение организовать активную деятельность учащихся по поиску, усвоению, переработке информации.
Необходимым условием эффективности обучения при компетентностном подходе является личное включение ученика в активную деятельность. Задача учителя продумать и организовать активную работу учащихся, обеспечить необходимые условия средствами. Без самостоятельной, осознанной, мотивированной деятельности учащихся не может быть процесса усвоения, урок просто превращается в процесс информирования. От того, насколько чётко учитель определит, какие компетентности будут формироваться при изучении дисциплины, темы, зависят цели конкретного урока, организация учебной деятельности.
Проектирование при компетентностном подходе включает в себя:
- отражение в системном и целостном виде образа результата образования;
- формулирование результатов образования как признаков готовности выпускника продемонстрировать соответствующие знания, умения и ценности;
- определение структуры компетенций, которые должны быть приобретены и продемонстрированы обучаемыми.
Обучение ключевым компетенциям может осуществляться по нескольким направлениям:
- обучение компетенции как самостоятельному качеству;
- включение ключевых компетенций в предметы.
В этом подходе компетенции рассматриваются как необходимые компоненты результатов обучения.
При проектировании целей изучения каждой конкретной темы дисциплины предлагаем опираться на совокупность последовательных процедур, предложенных О.Е. Лебедевым:
- определение общей образовательной цели изучения темы;
- исходя из общей цели определяются частные цели формирования компетенций в деятельностной форме, то есть то, что учащийся должен знать, уметь и применить в результате изучения темы.
Таким образом, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определённого результата. Содержание материала внутри предмета подбирается учителем под сформированный результат. При описании результатов обучения необходимо продумать, как и каким образом они будут оцениваться, для того чтобы узнать, добился ли ученик этих результатов. Для этого необходимы некоторые инструменты или методы оценивания, позволяющие определить, в какой степени достигнуты установленные результаты обучения. Задача преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить соответствие методов обучения, процедур оценивания, критериев оценивания и результатов обучения. Связь между преподаванием, оцениванием и результатами обучения позволяет сделать учебный опыт более прозрачным.
Следующим шагом является проектирование
содержания образования. Определение содержания
в соответствии с целями по преподаваемым
предметам осуществляется через ориентировочное
прогнозирование и выделение тем, на которых
будут реализовываться цели – формирование
компетенций и личностных качеств. При выборе
методов обучения для реализации
компетентностной модели особое внимание
необходимо уделить тем методам, которые
способствуют включению обучающихся в активную
деятельность, развитию инициативы,
ответственности, способствующие развитию
критического мышления.
Сложность и многогранность компетентности
хорошо раскрыта в работах учёного М.А. Чошанова,
которым была разработана формула
компетентности: “мобильные знания”, “гибкий
метод”, “критическое мышление”.
По М.А.Чошанову, компетентность определяется через:
- мобильные знания – это знания, которые способны не только сохраняться и воспроизводиться, но и обладают способностью накапливаться и совершенствоваться, обеспечивая человеку, ими обладающему, способность решать практические задачи;
- гибкость метода – обеспечивает применение знаний для решения практических задач в изменившейся жизненной ситуации, в новых условиях профессиональной деятельности;
- критичность мышления – предполагает наличие опыта и способности анализировать ситуацию, выявлять возникающие проблемы, осуществлять поиск альтернативных решений, отличать продуктивные пути решения проблем от неэффективных, отказываться от ложных путей, просто сомневаться.
Следовательно, можно с уверенностью сказать, что традиционные методы скорее препятствуют, нежели развивают и формируют компетентность, поскольку создают лишь ограниченные возможности для создания развивающийся среды. Напротив, проектные формы обучения, уроки-дискуссии, уроки-исследования и т.п. способствуют формированию компетентностей.
Таким образом, центральным моментом в организации обучения на основе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Таких форм в мировом опыте несколько. Это различные формы открытого, проектного и проблемно-ориентированного обучения. Общий знаменатель всех форм обучения, направленных на развитие или формирование ключевых компетенций можно сформулировать так: это смещение акцента с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учеников
При выборе методов обучения для реализации компетентностного подхода, особое внимание мы уделяем тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность и развитию инициативы и ответственности. Происходит переосмысление позиций учителя, который становится в большей степени “координатором” и “наставником”, чем непосредственным источником знаний. Изменение профессиональной позиции педагога приводит к тому, что ученик выступает как партнёр в процессе обучения.
При проведении занятий важную роль играет “открытая познавательная позиция”, которая предполагает особый тип к познавательным явлениям. В открытой познавательной позиции индивидуальное умозрение отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события, явления.
Чтобы сформировать открытую познавательную позицию, на практических занятиях, мы отбираем методы, способствующие:
- восприятию и осознанию учащимися различных взглядов на одно и то же явление, событие;
- использование множества вариативных способов описания и анализа одного и того же явления, события;
- синтезированию в ходе обсуждения различных позиций и мнений относительно решения проблемы;
- появление различных идей и неоднозначных суждений.
При всем многообразии форм организации учебной деятельности, которые можно использовать при развитии ключевых компетентностей, преимущественными могут считаться те, что ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен “продукт” работы, который может быть оценен учителем и аудиторией.
Преимущественными формами проявления самостоятельности ученика в учебной деятельности разработчики считают следующие формы: анализ текста и обобщение информации, обсуждение, создание текста, выступление (презентация).
В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.
Учитель проводит анализ содержания всего курса, выделяя в нем узловые темы. Таких тем в учебном году не должно быть больше десяти. Учебный план распределяется таким образом, чтобы каждая тема содержала несколько принципиально важных “модулей”:
- ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля);
- блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель здесь выступает в роли консультанта, наставника);
- практические занятия с материалом курса (для естественных наук – лабораторные занятия, для гуманитарных – дискуссии или игровое моделирование);
- модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен).
Кроме того, должно быть отведено время для публичной презентации итогов самостоятельных исследований учеников (или они вводятся в содержание дискуссий и лабораторных занятий).
Развитие компетенций и личностных качеств находится в прямой зависимости от приемов применяемых учителем в соответствии с поставленной целью.
Основные методы обучения:
- методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии);
- метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар);
- методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм;
- модернизированные традиционные методы обучения;
- методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).
Таким образом, центральным моментом в организации обучения на основе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.
Меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах, развитие самостоятельности и ответственности.
Абсолютно некомпетентностных форм и методов нет. Однако некоторые формы и методы сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций:
- монолог учителя;
- фронтально-индивидуальный опрос;
- самостоятельная индивидуальная работа учащиеся с учебником, по требованию учителя;
- демонстрация видеофильма;
- традиционная форма оценивания.
Процедура выбора технологий следующая:
- сопоставление тем учебного плана и компетенций, личностных качеств, в результате чего выявляются тематические зоны для поиска адекватных им образовательных технологий;
на основе организационных форм обучения осуществляется выбор конкретных технологий в зависимости доминирующих в конкретной теме, модуле компетенций.
Литература:
1. Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие.- М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
2. А.В. Пашкевич. Проектирование компетентностно-ориентированного урока // Интернет-ресурс.