Открытый урок по обществознанию на тему "Семья и семейные отношения". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи урока:

  • Предметные: давать характеристику семейных отношений, смогут определять причинно следственные связи конфликтов в семье и пути их разрешения.
  • Метапредметные:  сформировать навыки сотрудничества, аргументированно выражать свое мнение; формирование УУД на примере литературы - сказки “Репка” и “Морозко”.
  • Личностные: способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин.)

Урок учитель начинает с мотивации и эмоционального фона.

- Ребята, кто вам сегодня пожелал доброго утра, когда вы открыли глазки? А кто приготовил завтрак и проводил в школу? А кто выпекает вам вкусные ватрушки и пироги?

Дежурные в это время подают рапортичку об отсутствующих учителю.

II. Постановка цели и задачи урока и разъяснение их учащимся. Мотивирование к учебной деятельности учащихся. (3 мин.)

Вопросы к классу на повторение темы “Самые близкие люди” и подведение учащихся к самостоятельной постановке целей урока. (2 мин.).

Ребята, а кого мы с вами называем близкими людьми?

Друг, товарищ - это близкий человек, а насколько близкий?

Что такое семья? А какое значение имеет семья для человека?

Проблемный вопрос: Какая семья нужна человеку?

- А теперь давайте подумаем, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (1 мин.)

Учитель корректирует ответы ребят и совместно формирует с учащимися тему урока. Один из учащихся записывает тему на доске: “Семья и семейные отношения”.

Главный вопрос урока: “Какие бывают отношения в семье?”

III. Актуализация знаний по изучаемой теме (4 мин.).

На примере сказки “Репка” учитель при совместной деятельности с учащимися показывает, что значит дружная семья, а учащиеся делают вывод, что семья, в которой присутствует взаимоуважение и взаимопомощь это счастливая семья. (Дети формируют второй вопрос)

Какая на ваш взгляд счастливая семья?

Учитель на слайде показывает фотографии своей семьи и на личном примере помогает детям формулировать вопросы по теме:

Как распределяются обязанности в семье?

Далее на примере сказки “Морозко” учитель беседует и подводит детей к пониманию конфликтов в семье. (Дети формируют третий вопрос)

Как и почему возникают споры в семье?

IV. Первичное усвоение новых знаний. (14 мин.)

Проектная (индивидуальная деятельность) на фоне музыкального сопровождения (любые детские песни об участниках семьи) - (5 мин.)

Задание классу: при помощи материала и семейной фотографии создать альбомную страничку для альбома “Счастливая семья” (ребята свою семейную фотографию оформляют в красивую рамочку).

Для ребят, которые не смогли принести фотографии учитель дает на выбор фотографии, распечатанные из интернета, на которых, по их мнению, изображена счастливая семья.

Итог проектной работы - создание из страничек ребят альбома “Счастлива семья”. Учитель ходит по классу и помогает отстающим ребятам.

V. Физкультминутка. (1 мин.)

Физкультминутку учитель проводить под песню “Папа может, папа может все, что угодно”.

Далее учитель показывает ребятам альбом и говорит о том, что у каждого свое понятие о счастливой семье, потому что есть разные семьи двухпоколенные и трехпоколенные. полные и неполные, благополучные и неблагополучные, (на конкретных примерах)

Какая на ваш взгляд нужна семья ребенку?

А почему?

VI. Индивидуальная работа по теме урока:

- Учащимся выдаются листочки с заданием:

Члены семьи Обязанности, которые они выполняют.
Я:  
Мама:  
Папа: Сестра:  
Брат:  
Бабушка:  
Дедушка:  
Тетя:  
Дядя:  

Задание: заполнить таблицу (4 мин).

Учитель проводит опрос по итогам выполнения задания, после этого происходит беседа, во время которой учитель подводит учащихся к тому, что одной из причин возникновения споров в семье, может быть и распределения обязанностей в семье, которые перерастают в конфликты.

VII. Самостоятельная работа с текстом учебника. (6 мин).

  • 1-й ряд учащихся читает текст учебника “Причины семейных конфликтов” и выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.
  • 2-й ряд учащихся читает текст учебника “Виды конфликтов” и выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.
  • 3-й ряд учащихся читает текст учебника “Пути решения конфликтов” и выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.

VIII. Первичная проверка понимания. (8 мин.)

Беседа по прочитанному. (5 мин.)

  • Назовите причины возникновения конфликтов.
  • Какие виды конфликтов вы знаете?
  • Какие существуют пути решения конфликтов?

Учитель выслушивает ответы учащихся и подводит их к выводу, что семья, в которой часто происходят конфликты, и та семья, которая не находит пути решения конфликтов, не может быть счастливой. Ребенку для гармоничного развития нужна счастливая семья и неважно полная она или неполная.

Проверка заданий, выполненных в рабочих тетрадях. (3 мин.)

IX. Закрепление изученного материала (3 мин.) Выполнение заданий в индивидуальных карточках.

Задание: из предложенного списка характеристик семьи выберете и подчеркните положительные качества семьи.

Дружная, крепкая, конфликтная, домашние обязанности распределены поровну, отзывчивая, равнодушная, семья, в которой нет взаимопонимания, полная, неполная, веселая, нет уважения к членам семьи, заботливая.

X. Информация о новом домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин.).

На базе материала из учебника выполните следующие задания: Базовый уровень:

  • Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений в семье? Почему?
  • Какие семейные ценности и традиции есть в вашей семье?

Повышенный уровень:

Представьте себе и изобразите в качестве сюжетных картинок свой “Дом счастья”.

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.)

Подводим итог урока: на экран выводятся картинки счастливой семьи и семьи. Где произошли конфликты “Опять двойка”, “Иван Грозный убивает сына” и т.д.

Задание: определить картинки, на которых изображена семья, которая нужна человеку?

Учащиеся делают вывод, что нет семьи, в которой не было бы конфликтов, но для того, что бы ребенок в ней смог гармонично существовать необходимо, находить правильные пути выхода из него.

XII. Саморефлексия (2 мин.)

Учитель мотивирует работу учащихся по самооценке знаний. Подводит итог урока, организует работу по саморефлексии:

  • Что нового я узнал на уроке?
  • Чему я научился?

Учащиеся оценивают себя, анализируют свою работу на уроке, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям.

XIII. Выставление оценок. (2 мин.)