Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи урока:
- Предметные: давать характеристику семейных отношений, смогут определять причинно следственные связи конфликтов в семье и пути их разрешения.
- Метапредметные: сформировать навыки сотрудничества, аргументированно выражать свое мнение; формирование УУД на примере литературы - сказки “Репка” и “Морозко”.
- Личностные: способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.
Ход урока
I. Организационный момент. (1 мин.)
Урок учитель начинает с мотивации и эмоционального фона.
- Ребята, кто вам сегодня пожелал доброго утра, когда вы открыли глазки? А кто приготовил завтрак и проводил в школу? А кто выпекает вам вкусные ватрушки и пироги?
Дежурные в это время подают рапортичку об отсутствующих учителю.
II. Постановка цели и задачи урока и разъяснение их учащимся. Мотивирование к учебной деятельности учащихся. (3 мин.)
Вопросы к классу на повторение темы “Самые близкие люди” и подведение учащихся к самостоятельной постановке целей урока. (2 мин.).
Ребята, а кого мы с вами называем близкими людьми?
Друг, товарищ - это близкий человек, а насколько близкий?
Что такое семья? А какое значение имеет семья для человека?
Проблемный вопрос: Какая семья нужна человеку?
- А теперь давайте подумаем, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (1 мин.)
Учитель корректирует ответы ребят и совместно формирует с учащимися тему урока. Один из учащихся записывает тему на доске: “Семья и семейные отношения”.
Главный вопрос урока: “Какие бывают отношения в семье?”
III. Актуализация знаний по изучаемой теме (4 мин.).
На примере сказки “Репка” учитель при совместной деятельности с учащимися показывает, что значит дружная семья, а учащиеся делают вывод, что семья, в которой присутствует взаимоуважение и взаимопомощь это счастливая семья. (Дети формируют второй вопрос)
Какая на ваш взгляд счастливая семья?
Учитель на слайде показывает фотографии своей семьи и на личном примере помогает детям формулировать вопросы по теме:
Как распределяются обязанности в семье?
Далее на примере сказки “Морозко” учитель беседует и подводит детей к пониманию конфликтов в семье. (Дети формируют третий вопрос)
Как и почему возникают споры в семье?
IV. Первичное усвоение новых знаний. (14 мин.)
Проектная (индивидуальная деятельность) на фоне музыкального сопровождения (любые детские песни об участниках семьи) - (5 мин.)
Задание классу: при помощи материала и семейной фотографии создать альбомную страничку для альбома “Счастливая семья” (ребята свою семейную фотографию оформляют в красивую рамочку).
Для ребят, которые не смогли принести фотографии учитель дает на выбор фотографии, распечатанные из интернета, на которых, по их мнению, изображена счастливая семья.
Итог проектной работы - создание из страничек ребят альбома “Счастлива семья”. Учитель ходит по классу и помогает отстающим ребятам.
V. Физкультминутка. (1 мин.)
Физкультминутку учитель проводить под песню “Папа может, папа может все, что угодно”.
Далее учитель показывает ребятам альбом и говорит о том, что у каждого свое понятие о счастливой семье, потому что есть разные семьи двухпоколенные и трехпоколенные. полные и неполные, благополучные и неблагополучные, (на конкретных примерах)
Какая на ваш взгляд нужна семья ребенку?
А почему?
VI. Индивидуальная работа по теме урока:
- Учащимся выдаются листочки с заданием:
Члены семьи | Обязанности, которые они выполняют. |
Я: | |
Мама: | |
Папа: Сестра: | |
Брат: | |
Бабушка: | |
Дедушка: | |
Тетя: | |
Дядя: |
Задание: заполнить таблицу (4 мин).
Учитель проводит опрос по итогам выполнения задания, после этого происходит беседа, во время которой учитель подводит учащихся к тому, что одной из причин возникновения споров в семье, может быть и распределения обязанностей в семье, которые перерастают в конфликты.
VII. Самостоятельная работа с текстом учебника. (6 мин).
- 1-й ряд учащихся читает текст учебника “Причины семейных конфликтов” и выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.
- 2-й ряд учащихся читает текст учебника “Виды конфликтов” и выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.
- 3-й ряд учащихся читает текст учебника “Пути решения конфликтов” и выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.
VIII. Первичная проверка понимания. (8 мин.)
Беседа по прочитанному. (5 мин.)
- Назовите причины возникновения конфликтов.
- Какие виды конфликтов вы знаете?
- Какие существуют пути решения конфликтов?
Учитель выслушивает ответы учащихся и подводит их к выводу, что семья, в которой часто происходят конфликты, и та семья, которая не находит пути решения конфликтов, не может быть счастливой. Ребенку для гармоничного развития нужна счастливая семья и неважно полная она или неполная.
Проверка заданий, выполненных в рабочих тетрадях. (3 мин.)
IX. Закрепление изученного материала (3 мин.) Выполнение заданий в индивидуальных карточках.
Задание: из предложенного списка характеристик семьи выберете и подчеркните положительные качества семьи.
Дружная, крепкая, конфликтная, домашние обязанности распределены поровну, отзывчивая, равнодушная, семья, в которой нет взаимопонимания, полная, неполная, веселая, нет уважения к членам семьи, заботливая.
X. Информация о новом домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин.).
На базе материала из учебника выполните следующие задания: Базовый уровень:
- Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений в семье? Почему?
- Какие семейные ценности и традиции есть в вашей семье?
Повышенный уровень:
Представьте себе и изобразите в качестве сюжетных картинок свой “Дом счастья”.
XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.)
Подводим итог урока: на экран выводятся картинки счастливой семьи и семьи. Где произошли конфликты “Опять двойка”, “Иван Грозный убивает сына” и т.д.
Задание: определить картинки, на которых изображена семья, которая нужна человеку?
Учащиеся делают вывод, что нет семьи, в которой не было бы конфликтов, но для того, что бы ребенок в ней смог гармонично существовать необходимо, находить правильные пути выхода из него.
XII. Саморефлексия (2 мин.)
Учитель мотивирует работу учащихся по самооценке знаний. Подводит итог урока, организует работу по саморефлексии:
- Что нового я узнал на уроке?
- Чему я научился?
Учащиеся оценивают себя, анализируют свою работу на уроке, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям.
XIII. Выставление оценок. (2 мин.)