Тип урока: урок усвоения новых знаний учащихся.
Цели урока:
Обучающие:
- Дать представление о зарождении демократии в Афинах;
- Выяснить причины конфликта между демосом и знатью в Афинах в VI в до н.э.;
- Познакомить с реформами Солона в управлении Афинами.
Развивающие: умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события.
Воспитывающие: воспитывать чувство сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремиться совершать хорошие поступки.
Оборудование урока:
- Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- Мультимедийная презентация Microsoft Power Point
- Карта “Древняя Греция”;
- Атласы по истории древнего мира по количеству учащихся в классе;
- Тестовые задания в виде раздаточного материала;
- Рабочие тетради;
Ход урока
I. Организационный момент.
(1- 2 минуты) (Слайд №2)Перед уроком учащимся необходимо приготовить все принадлежности к уроку (рабочие тетради, карандаши, ручки, линейки)
– Здравствуйте ребята. Когда я шел сегодня к Вам на урок, шёл лёгкий тихий дождь. Вы обратили внимание на то, как легко и тихо капали дождинки с неба на землю? Давайте также тихо займём свои места. (Ребята садятся)
II. Актуализация опорных знаний по теме “Земледельцы Аттики теряют землю и свободу”. (5-7 мин.)
1. Вступительное слово учителя (Слайд №3).
- Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны, города, села, района, семьи. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.
Ребята, как можно прославиться? (Совершая хорошие поступки, сделав открытие и т.д.)
- Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Я надеюсь, что сегодня каждый из вас постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием древней истории, тем самым оставить как можно больше памяти по себе.
- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие на колеснице. Рассмотрите колесницу. Это настоящая греческая колесница.
А что такое колесница? Колесница – это большая двухколесная повозка, управляемая возничим, преимущественно использующая в качестве движущей силы скаковых лошадей. (Слайд № 4 Колесница и звучит музыка) Обратите внимание на музыку, которая звучит. Как вы думаете, куда мы сегодня отправляемся, в какую страну? (Ответ)
- Молодцы! Действительно, мы отправляемся в Грецию в VI в. до н.э. Вы сейчас слышите греческую народную музыку. Итак, в добрый путь!
2. Преодоление препятствий.
Учитель: Поскольку мы с вами путешествуем нельзя забывать, что каждого путешественника на пути могут встретиться преграды. Вот и перед нами появилось первое препятствие – лабиринт (Слайд №5).
Из него можно найти выход, но только объясняя значения этих слов.
Ареопаг –> полис –> демос –>архонты –>Аттика Афины
(Ареопаг – Совет знати; полис – город-государство; демос – народ; архонты – девять знатных и богатых правителей, ежегодно избиравшихся жребием; Аттика – область Средней Греции; Афины – главный город Аттики).
- Молодцы, вы прекрасно справились с препятствием и благополучно добрались до Греции.
3. Работа с картой (Слайды №№ 6-8).
Откройте атласы и найдите, где находилась Древняя Греция? (Она располагалась на юге Балканского полуострова).
- Где находилась Аттика? Аттика находилась в Средней Греции.
- Назовите главный город Аттики. (Афины – главный город Аттики) Покажите его на карте.
III. Изучение нового материала. (Слайд №9)
1. Беседа. - Итак, давайте вспомним, какие отношения сложились между демосом и знатью в Афинском полисе в 7 веке до н.э.? (Власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ в управлении не участвовал. Лучшими землями владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки. В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. Трудясь с раннего утра до позднего вечера на своем участке, крестьянин должен был отдать случае неуплаты долга земля переходила к знатному господину, а работники, иногда вместе с семьей становились рабами.
2. Сообщение темы, плана урока и цели. В Афинах будем изучать тему “Как зародилась демократия”. (Слайд №10) Запишите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока. Новый материал мы будем с вами изучать по следующему плану.
План изучения нового материала: (Слайд №11)
- Афинский демос и его требования.
- Демос восстает против знати.
- Отмена долгового рабства.
- Перемены в управлении Афинами.
- Солон покидает Афины.
- Запишите, пожалуйста, план нашего урока. (Учащиеся записывают план урока.)
- Ребята, сформулируйте, пожалуйста, на какие вопросы мы должны будем ответить в конце нашего путешествия? (Высказывания ребят: Почему демос восстает против знати? Как произошла отмена долгового рабства? Какие перемены произошли в управлении Афинами? Кто такой Солон? Почему он покинул Афины?)
Цель урока (слайд №12): Ребята, согласно одной из целей нашего урока нам нужно выявить причины, значение и результаты реформ Солона.
А для этого мы должны: (Слайд № 13)
- Выяснить причину конфликта между демосом и знатью в Афинах в VI в до н.э.;
- Познакомиться с реформами Солона в управлении Афинами;
- Будьте внимательными, так как в конце нашего путешествия нас могут также ожидать непредвиденные ситуации.
3. Рассказ учителя по новому материалу: (Слайд №14)
Учитель: В Афинах существовал обычай ставить на земле должника каменные плиты или столбы с обозначением суммы долга. Не отдаст в срок долг – отберут у него участок. Отберут участок – станет он батраком у богача. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать его на чужбину.
Какие же требования выдвигал демос? (Демос добивался права самим управлять государством, требовал отмены долгового рабства и переделить землю.)
Учитель: Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами, требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным. Бедняки восстали против знати. Они стали вооружаться дубинами. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были раненые и убитые. Смута в Афинах продолжалась долго, ни одна сторона не могла одержать верх. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры и созвать народное собрание. Это произошло в 594 г. до н.э. Знать и демос сообща избрали архонтом (то есть царем или правителем) Солона.
4. Рассказ учителя о Солоне. (Слайд №15)
Солон происходил из знатного рода; одним из его предков был афинский царь Кодр. Но прославился он не знатностью рода, а как один из семи величайших мудрецов древности, выдающийся реформатор и поэт.
Отец Солона был человеком не богатым (хоть и знатным), и после его смерти у сына не осталось почти никаких средств к за долги 5/6 своего урожая. В случае неуплаты долга земля переходила к знатному господину, а работники, иногда вместе с семьей становились рабами.
В Афинах существовал обычай ставить на земле должника каменные плиты или столбы с обозначением суммы долга. Не отдаст в срок долг – отберут у него участок. Отберут участок – станет он батраком у богача. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать его на чужбину.
Какие же требования выдвигал демос? (Слайд № 16) (Демос добивался права самим управлять государством, требовал отмены долгового рабства и переделить землю.)
5. Работа с учебником.
(Слайд № 17)Ответить на этот вопрос мы сможем, прочитав п.2 § 30 на стр. 144. Будем читать поочередно, громко и выразительно.
Итак, какие реформы были проведены Солоном?
(Слайды № 18-19)В результате проведенных реформ Солоном
были отменены все старые долги. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде отберут его имущество. В том случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого должника уже не сделают рабом.Солон повелел выкупить за государственные деньги всех рабов- должников, даже тех, которых продали в заморские страны.
6. Рассматривание рисунка, посвященного отмене Солоном долгов стр. 144.
(Слайд № 20)Ребята, рассмотрим рисунок на стр. 144. Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди? Земледельцы ликуют, так как Солон приказал выкинуть с полей долговые камни, а знать негодует, потому что он отменил долги, лишил их даровых рабочих рук. Но наступит такое время, когда и знать и демос будут недовольны Солоном.
7. Беседа с учащимися.
- Как вы думаете, почему все были недовольны?
- Как вы думаете, почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызвал недовольство бедняков, тем самым никому он не угодил, то есть “нельзя дать худым и благородным долю равную иметь”
Как пишет Плутарх, “Солон не угодил ни той, ни другой стороне: богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных – еще больше – тем, что не произвел передела земли…”.
Но Солон отменил не только долговое рабство, а провел реформы и в управлении Афинами.
8. Самостоятельное чтение Параграф 30 п. 3., стр. 144–145 (Слайд №21)
Задание классу: выяснить, как изменился суд при Солоне?
Примерный ответ учащихся:
1) Судьями могли быть выбраны любые граждане государства независимо от их состояния, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках. (Слайд №22)
2) На судебном заседании мог присутствовать любой афинянин.
3) Решение суда определялось большинством голосов судей.
Вывод. (Слайд №23) Главная перемена состояла в том, что знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых, а судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества. Большинство суровых законов Драконта было отменено. Со временем Солона вновь регулярно стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне – граждане.
IV. Закрепление пройденного материала.
1. Самостоятельная работа (Слайд №24)
Мы познакомились с реформами Солона в управлении Афинами. А сейчас, чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, я предлагаю вам небольшую проверочную работу в виде теста.
Сейчас вы получите карточки, обратите внимание, что тест состоит из 4-х вопросов. Не забудьте, пожалуйста, их подписать. (Раздаются карточки. Учащиеся выполняют задание). (Слайд №25).
Учитель. А теперь обменяйтесь карточками и обратите внимание на экран, где указаны правильные ответы (Слайд №26).
Проверьте карточку своего напарника и поставьте оценку.
(Учащиеся выполняют задание и сдают карточки учителю).
2. Работа в рабочих тетрадях. с.15, задание №20.
Задание. Впишите недостающие слова. Главное в законах Солона.
- Прочитайте выполненные задания.
Работа с терминами. (Слайды 27, 28, 29)- можно использовать, если будет время.
Учитель: (Слайд №30) Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся к месту, откуда мы его начали.
Итак, ребята, давайте подведем итоги, справились ли мы с поставленными задачами.
Какова причина конфликта между демосом и знатью? Какие реформы провел Солон? Какие перемены произошли в управлении Афинами? Кто такой Солон? Почему он покинул Афины?
Выводы (ответы учащихся):
1) Солон отменил долговое рабство – все граждане Аттики стали свободными.
2) Знатные перестали пользоваться преимуществами в управлении.
3) Регулярно стало созываться народное собрание (правителей избирать из знатных и богатых, судьей мог стать любой гражданин, достигший 30 лет.
А это значит, что законы Солона заложили в Афинах основы “демократии”
- по-гречески означает “власть народа”.Ребята, каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым каждый из вас оставил след в истории вашего класс. А наш урок уходит в историю.
V. Объяснение учащимся нового домашнего задания: (Слайд №31)
Параграф 30, в рабочих тетрадях на с.15 выполнить задание №16.
(Слайд №32) До свидания. Я благодарю Вас! Хороших вам результатов в изучении истории!
Весь урок сопровождается Презентацией.