Вид, тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный.
Срок реализации: В течение 3 месяцев.
Количество участников проекта: (взрослые и дети) дети и родители логопедической группы, воспитатели, логопед.
Возраст детей: 5-6 лет
Форма проведения: подгрупповая, групповая, индивидуальная.
Цель проекта: Активизация речевого развития детей посредством использования стихотворений, насыщенных изучаемыми звуками.
Задачи проекта.
Речевое развитие:
- Способствовать познавательно-речевой активности детей, развитию психических процессов, пальцевой и артикуляционной моторики, координации движений с речью.
- Привлечь интерес и внимание ребенка к звучащему слову
- Развивать фонематический слух и восприятие детей.
- Развивать умение подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.
- Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.
- Упражнять детей в правильном произношении звуков, используя стихотворения насыщенные закрепляемым звуком.
- Совершенствовать общее звучание речи (темп, ритм, дикция, интонационную выразительность).
Гипотеза: Мы будем играть, а также слушать и сочинять стишки, чтобы научиться правильно и красиво говорить.
Краткое содержание проекта:
Работа с детьми
- Игры-драматизации, а также сюжетно-ролевые и дидактические игры.
- Прослушивание стихотворений и беседа по ним.
- Рассматривание иллюстраций и рассуждения по ходу стихотворения.
- Рисование самостоятельных рисунков и аппликаций к прослушанным стихотворениям.
- Загадывание загадок о персонажах стихотворений.
- Просмотр спектаклей, мультфильмов и беседа по содержанию.
- Разучивание игр и упражнений на материале стихотворений. (на координацию речи с движением, развитие эмоций, интонационную выразительность, закрепление произносительных умений и навыков).
- Использование словесных импровизаций (разыгрывание эпизодов стихотворений и внесение новых элементов).
- Моделирование сюжета стихотворения.
- Драматизация детьми больших стихотворений.
- Составление собственных, коротких стихотворных строк.
- Формирование альбома рифмушек и иллюстраций к ним.
Работа с семьей
- Консультация – практикум для родителей “Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей”
- Анкетирование родителей по теме “Фонематические процессы у детей” с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме.
- Памятка для родителей “Волшебный мир звуков” (игры на развитие фонематических представлений)
- Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки “Рифмушки”
Работа с педагогами.
- Консультация-практикум для педагогов “Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей”
- Консультация для педагогов “Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями”
- Консультация-практикум для музыкальных руководителей “Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками”
- Составление совместно с детьми альбома “Логопедические рифмушки”.
- Использование сюжетно-ролевых игр и игр – драматизаций в непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты (продукт проекта)
Практический результат проекта
- Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников первоначальных умений и навыков по развитию речевых способностей детей логопедической группы.
- Повышение у детей интереса к коррекционному процессу, развитие познавательно – речевой активности на основе русского народного творчества. Знакомство с играми – драматизациями, стишками, потешками и использование их детьми в свободной деятельности для развития связной, выразительной речи. Овладение детьми правильной, интонационно – выразительной речью, развитие эмоций, закрепление произносительных умений и навыков и обеспечение контроля со стороны родителей и воспитателей за связной, выразительной речью.
- Развитие у детей речевой активности, любознательности, коммуникативных навыков, познавательной активности.
- Презентация альбома “Логопедические рифмушки”, практическое использование альбома при выполнении домашних заданий и в группе.
- Составление совместно с детьми альбома: “Логопедические рифмушки”.
- Показ элементов драматизации стихотворения К.Чуковского: “Краденное солнце”
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Проблема. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить короткий и развернутый ответ. Дошкольник, с речевыми нарушениями, в последствии, испытывает значительные трудности в овладении школьными знаниям и умениями. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольника – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывая о различных событиях из окружающей жизни.
Актуальность.
Что мы знаем о русском народном творчестве?
Все люди умеют говорить. Они охотно общаются между собой, передают свои знания другим людям. Стихи и потешки стоит у истоков русской народной культуры, в них отражена вся мудрость народа, любовь к семье, природе, Родине. Это приобщает детей к своей национальной культуре, дает положительные результаты при работе с дошкольниками. Логопед выбирает свою форму работы со стихами: анализ, сочинение стихов, драматизацию, лексико-грамматические упражнения, закрепление произносительных умений и навыков на материале стихотворений.
Для детей с ОНР наряду с речевыми особенностями характерны недостаточная сформированность процессов: внимания, памяти, мышления, снижена мотивация, нарушена пальцевая и артикуляционная моторика. Применение в логопедической работе стихотворчества способствует нормализации вышеуказанных нарушений. Стихи можно использовать как при коллективной, так и при индивидуальной работе с детьми.
Что хотим узнать?
В беседе выяснилось: все дети любят слушать стишки. Однако им пока трудно сочинять свои стихи. В этом нам могут помочь воспитатели, родители, логопед. В первую очередь необходимо научиться “слушать, запоминать и проигрывать” стишки. Здесь можно использовать различные игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и упражнения, которые необходимо подобрать. Кроме того необходимо научиться подбирать слова близкие по звучанию: “сильнее – умнее, ловко – веревка, трамвай – не забывай” и т.д..
Что нужно сделать, для того, чтобы...
Чтобы научиться сочинять свои стишки, надо: очень хотеть этому научиться, стараться, выполнять все упражнения и задания логопеда и воспитателей, и в этом могут помочь родители и друзья.
Чтобы научиться красиво рассказывать стихи, придумывать свои, нужно научиться подирать слова близкие по звучанию. Научиться рассказывать и “обыгрывать” существующие стишки, подобрать для своих стихотворений интересные факты и события. Научиться закачивать начатое стихотворение, связно, последовательно, грамматически правильно излагая свои мысли, создать библиотечку стишков, потешек.
Этапы работы над проектом.
1. Поисковый
Поиск и анализ проблемы:
Важно В ходе беседы определились с названием “Логопедические рифмушки”, с перечнем игр для развития речевого общения, и умения подбирать разные рифмы к предложенным словам.
Постановка цели проекта:
Цель: научиться красиво и правильно рассказывать стихотворения и сочинять свои короткие стихи.
Задачи: Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки обращения, разговора. Развивать фонематический слух и восприятие детей на логопедических занятиях. Тренировать детей в умении находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук.
Оформить обложку собственной книжки-малышки “Рифмушки”, придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций.
- Развивать познавательные способности, речевую активность.
- Активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки исследовательской и поисковой деятельности.
- Развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело.
Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.
Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.
2. Аналитический.
Анализ и подбор ресурсов:
Обсудили с детьми, наличие игр в группе, как будем оформлять новые игры, что для этого нужно и где возьмём материал? Что нужно, чтобы материал получился красочным? (дома нарисовать, записать, найти в интернете что- то интересно, сделать поделки и рисунки, фотографии)
Сбор и изучение информации:
- Учителю – логопеду подготовить и провести консультацию для родителей “Развитие связной, выразительной речи на основе русского, народного творчества”;
- Совместно с детьми начать вести альбом: “Логопедические рифмушки”
- Помочь в подборе слов – паронимов и рифмы.
- Использовать альбом в процессе свободной деятельности, закрепления умение правильно формулировать и излагать свои мысли. Дома с родителями при “обыгрывании” сюжета стихотворения и составлении концовок к стихам по заданию учителя-логопеда.
Деятельность детей на данном этапе:
Дети активно участвуют в разучивании и рассказывании стихов, разучивании сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций помогают учителю – логопеду и родителям в красочном оформлении этих игр, подборе стихотворений и придумывании новой концовки к начатым стихам.
Деятельность педагога:
- Консультация учителя – логопеда для воспитателей: “Развитие связной, выразительной речи на основе русского, народного творчества”
- Составление совместно с детьми альбома: “Логопедические рифмушки”.
- Использование альбома в процессе закрепления правильного формулирования и изложения своих мыслей по разученным стихотворений.
3. Практический
- В ходе практической части проекта дети учатся грамматически правильно строить предложения, пересказывать тексты, рассказывать о прошедших событиях, связно и правильно излагать свои мысли.
- Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов на формирование фонематического восприятия “Какой звук потерялся?”, “Слово рассыпалось – собери его” и др.
- Использовать при подборе рифмы различные таблицы и планы, помогающие при составлении рифмованных стихов.
- Тренировать умение детей рассказывать, дополнять, изменять концовку, придумывать свои стишки, постепенное (по мере изучения) оформление альбома “Логопедические рифмушки”
- В процессе деятельности по художественному творчеству, познанию, дома с родителями подобрать и изготовить игры по развитию фонематического восприятия, пополнению и активизации словарного запаса, творческого рассказывания: “Расскажи и назови”, “Разложи по порядку и расскажи”, “Закончи по-новому”.
- Принять участие в постановке стихотворной сказки: “Краденное солнце”
Деятельность педагога:
- Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта)
Деятельность детей:
- Работать над пополнением и активизацией словарного запаса, над развитием фонематического восприятия, творческого рассказывания. Формировать познавательно-речевое развитие детей посредством использования стихотворений.
4. Презентационный
- На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации.
- Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации.
5. Контрольный
- Дети принимали активное участие: активно играли в сюжетно – ролевые игры и игры – драматизации, слушали, запоминали и воспроизводили прослушанные стихотворения, дополняли стишки пропущенными словами, придумывали концовку коротким стишкам.
Трудности:, затруднялись в придумывании других концовок стихам и в подборе рифмы к словам.
Дальнейшее использование продукта проектной деятельности
- Подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают изучать стишки, пересказывать их, дополнять, придумывать свои, тем самым развивая красивую выразительную речь под руководством педагогов.
Значение проекта
Данный проект повысил мотивацию детей к подготовке к школе. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими игры. Они не только сами с удовольствием слушали стихотворения, но и принимали участие в них представлении.
Некоторым детям трудно давалась воспроизведение прослушанных стихотворений отбору рифм к различным словам, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате этой работы в повседневных занятиях у детей нормализуется психо-эмоциональное состояние, улучшается познавательно речевое развитие: связная речь, лексико-грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность; формируются чувства сопереживания, сотрудничества, уверенности в своих силах, положительные черты характера.