Проект "Я красиво говорю. Логопедические рифмушки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид, тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный.

Срок реализации: В течение 3 месяцев.

Количество участников проекта: (взрослые и дети) дети и родители логопедической группы, воспитатели, логопед.

Возраст детей: 5-6 лет

Форма проведения: подгрупповая, групповая, индивидуальная.

Цель проекта: Активизация речевого развития детей посредством использования стихотворений, насыщенных изучаемыми звуками.

Задачи проекта.

Речевое развитие:

  • Способствовать познавательно-речевой активности детей, развитию психических процессов, пальцевой и артикуляционной моторики, координации движений с речью.
  • Привлечь интерес и внимание ребенка к звучащему слову
  • Развивать фонематический слух и восприятие детей.
  • Развивать умение подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.
  • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.
  • Упражнять детей в правильном произношении звуков, используя стихотворения насыщенные закрепляемым звуком.
  • Совершенствовать общее звучание речи (темп, ритм, дикция, интонационную выразительность).

Гипотеза: Мы будем играть, а также слушать и сочинять стишки, чтобы научиться правильно и красиво говорить.

Краткое содержание проекта:

Работа с детьми

  • Игры-драматизации, а также сюжетно-ролевые и дидактические игры.
  • Прослушивание стихотворений и беседа по ним.
  • Рассматривание иллюстраций и рассуждения по ходу стихотворения.
  • Рисование самостоятельных рисунков и аппликаций к прослушанным стихотворениям.
  • Загадывание загадок о персонажах стихотворений.
  • Просмотр спектаклей, мультфильмов и беседа по содержанию.
  • Разучивание игр и упражнений на материале стихотворений. (на координацию речи с движением, развитие эмоций, интонационную выразительность, закрепление произносительных умений и навыков).
  • Использование словесных импровизаций (разыгрывание эпизодов стихотворений и внесение новых элементов).
  • Моделирование сюжета стихотворения.
  • Драматизация детьми больших стихотворений.
  • Составление собственных, коротких стихотворных строк.
  • Формирование альбома рифмушек и иллюстраций к ним.

Работа с семьей

  • Консультация – практикум для родителей “Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей”
  • Анкетирование родителей по теме “Фонематические процессы у детей” с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме.
  • Памятка для родителей “Волшебный мир звуков” (игры на развитие фонематических представлений)
  • Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки “Рифмушки”

Работа с педагогами.

  • Консультация-практикум для педагогов “Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей”
  • Консультация для педагогов “Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями”
  • Консультация-практикум для музыкальных руководителей “Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками”
  • Составление совместно с детьми альбома “Логопедические рифмушки”.
  • Использование сюжетно-ролевых игр и игр – драматизаций в непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности с детьми.

Ожидаемые результаты (продукт проекта)

Практический результат проекта

  • Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников первоначальных умений и навыков по развитию речевых способностей детей логопедической группы.
  • Повышение у детей интереса к коррекционному процессу, развитие познавательно – речевой активности на основе русского народного творчества. Знакомство с играми – драматизациями, стишками, потешками и использование их детьми в свободной деятельности для развития связной, выразительной речи. Овладение детьми правильной, интонационно – выразительной речью, развитие эмоций, закрепление произносительных умений и навыков и обеспечение контроля со стороны родителей и воспитателей за связной, выразительной речью.
  • Развитие у детей речевой активности, любознательности, коммуникативных навыков, познавательной активности.
  • Презентация альбома “Логопедические рифмушки”, практическое использование альбома при выполнении домашних заданий и в группе.
  • Составление совместно с детьми альбома: “Логопедические рифмушки”.
  • Показ элементов драматизации стихотворения К.Чуковского: “Краденное солнце”
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Проблема. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить короткий и развернутый ответ. Дошкольник, с речевыми нарушениями, в последствии, испытывает значительные трудности в овладении школьными знаниям и умениями. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольника – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывая о различных событиях из окружающей жизни.

Актуальность.

Что мы знаем о русском народном творчестве?

Все люди умеют говорить. Они охотно общаются между собой, передают свои знания другим людям. Стихи и потешки стоит у истоков русской народной культуры, в них отражена вся мудрость народа, любовь к семье, природе, Родине. Это приобщает детей к своей национальной культуре, дает положительные результаты при работе с дошкольниками. Логопед выбирает свою форму работы со стихами: анализ, сочинение стихов, драматизацию, лексико-грамматические упражнения, закрепление произносительных умений и навыков на материале стихотворений.

Для детей с ОНР наряду с речевыми особенностями характерны недостаточная сформированность процессов: внимания, памяти, мышления, снижена мотивация, нарушена пальцевая и артикуляционная моторика. Применение в логопедической работе стихотворчества способствует нормализации вышеуказанных нарушений. Стихи можно использовать как при коллективной, так и при индивидуальной работе с детьми.

Что хотим узнать?

В беседе выяснилось: все дети любят слушать стишки. Однако им пока трудно сочинять свои стихи. В этом нам могут помочь воспитатели, родители, логопед. В первую очередь необходимо научиться “слушать, запоминать и проигрывать” стишки. Здесь можно использовать различные игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и упражнения, которые необходимо подобрать. Кроме того необходимо научиться подбирать слова близкие по звучанию: “сильнее – умнее, ловко – веревка, трамвай – не забывай” и т.д..

Что нужно сделать, для того, чтобы...

Чтобы научиться сочинять свои стишки, надо: очень хотеть этому научиться, стараться, выполнять все упражнения и задания логопеда и воспитателей, и в этом могут помочь родители и друзья.

Чтобы научиться красиво рассказывать стихи, придумывать свои, нужно научиться подирать слова близкие по звучанию. Научиться рассказывать и “обыгрывать” существующие стишки, подобрать для своих стихотворений интересные факты и события. Научиться закачивать начатое стихотворение, связно, последовательно, грамматически правильно излагая свои мысли, создать библиотечку стишков, потешек.

Этапы работы над проектом.

1. Поисковый

Поиск и анализ проблемы:

Важно В ходе беседы определились с названием “Логопедические рифмушки”, с перечнем игр для развития речевого общения, и умения подбирать разные рифмы к предложенным словам.

Постановка цели проекта:

Цель: научиться красиво и правильно рассказывать стихотворения и сочинять свои короткие стихи.

Задачи: Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки обращения, разговора. Развивать фонематический слух и восприятие детей на логопедических занятиях. Тренировать детей в умении находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук.

Оформить обложку собственной книжки-малышки “Рифмушки”, придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций.

  • Развивать познавательные способности, речевую активность.
  • Активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки исследовательской и поисковой деятельности.
  • Развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело.

Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.

Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.

2. Аналитический.

Анализ и подбор ресурсов:

Обсудили с детьми, наличие игр в группе, как будем оформлять новые игры, что для этого нужно и где возьмём материал? Что нужно, чтобы материал получился красочным? (дома нарисовать, записать, найти в интернете что- то интересно, сделать поделки и рисунки, фотографии)

Сбор и изучение информации:

  • Учителю – логопеду подготовить и провести консультацию для родителей “Развитие связной, выразительной речи на основе русского, народного творчества”;
  • Совместно с детьми начать вести альбом: “Логопедические рифмушки”
  • Помочь в подборе слов – паронимов и рифмы.
  • Использовать альбом в процессе свободной деятельности, закрепления умение правильно формулировать и излагать свои мысли. Дома с родителями при “обыгрывании” сюжета стихотворения и составлении концовок к стихам по заданию учителя-логопеда.

Деятельность детей на данном этапе:

Дети активно участвуют в разучивании и рассказывании стихов, разучивании сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций помогают учителю – логопеду и родителям в красочном оформлении этих игр, подборе стихотворений и придумывании новой концовки к начатым стихам.

Деятельность педагога:

  • Консультация учителя – логопеда для воспитателей: “Развитие связной, выразительной речи на основе русского, народного творчества”
  • Составление совместно с детьми альбома: “Логопедические рифмушки”.
  • Использование альбома в процессе закрепления правильного формулирования и изложения своих мыслей по разученным стихотворений.

3. Практический

  • В ходе практической части проекта дети учатся грамматически правильно строить предложения, пересказывать тексты, рассказывать о прошедших событиях, связно и правильно излагать свои мысли.
  • Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов на формирование фонематического восприятия “Какой звук потерялся?”, “Слово рассыпалось – собери его” и др.
  • Использовать при подборе рифмы различные таблицы и планы, помогающие при составлении рифмованных стихов.
  • Тренировать умение детей рассказывать, дополнять, изменять концовку, придумывать свои стишки, постепенное (по мере изучения) оформление альбома “Логопедические рифмушки”
  • В процессе деятельности по художественному творчеству, познанию, дома с родителями подобрать и изготовить игры по развитию фонематического восприятия, пополнению и активизации словарного запаса, творческого рассказывания: “Расскажи и назови”, “Разложи по порядку и расскажи”, “Закончи по-новому”.
  • Принять участие в постановке стихотворной сказки: “Краденное солнце”

Деятельность педагога:

  • Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта)

Деятельность детей:

  • Работать над пополнением и активизацией словарного запаса, над развитием фонематического восприятия, творческого рассказывания. Формировать познавательно-речевое развитие детей посредством использования стихотворений.

4. Презентационный

  • На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации.
  • Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации.

5. Контрольный

  • Дети принимали активное участие: активно играли в сюжетно – ролевые игры и игры – драматизации, слушали, запоминали и воспроизводили прослушанные стихотворения, дополняли стишки пропущенными словами, придумывали концовку коротким стишкам.

Трудности:, затруднялись в придумывании других концовок стихам и в подборе рифмы к словам.

Дальнейшее использование продукта проектной деятельности

  • Подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают изучать стишки, пересказывать их, дополнять, придумывать свои, тем самым развивая красивую выразительную речь под руководством педагогов.

Значение проекта

Данный проект повысил мотивацию детей к подготовке к школе. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими игры. Они не только сами с удовольствием слушали стихотворения, но и принимали участие в них представлении.

Некоторым детям трудно давалась воспроизведение прослушанных стихотворений отбору рифм к различным словам, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате этой работы в повседневных занятиях у детей нормализуется психо-эмоциональное состояние, улучшается познавательно речевое развитие: связная речь, лексико-грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность; формируются чувства сопереживания, сотрудничества, уверенности в своих силах, положительные черты характера.