Цель: повторить правила переноса; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.
Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Формируемые УУД:
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.
Оборудование: учебники В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого “Русский язык” для 2 класса по программе “Школа России”, тесты по теме “Перенос слов”, карточки с иллюстрациями, карточки “Смайлы”.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель: Отгадайте загадку. Найдите слова с безударной гласной, подберите проверочные слова.
Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (Молния)
Ученики: стрела (стрелы), свалила (свалит), у села (сёла).
Учитель: Выполните словарную работу. Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
а) Белый камень во рту тает. (Сахар)
б)
Стоит Алёнка – платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
в)
По полю рыщет,
Поёт, да свищет,
Деревья ломает,
К земле прислоняет. (Ветер)
г)
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (капуста)
д)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
III. Самоопределение к деятельности
Учитель: Прочитайте предложение на доске.
Мы изуч-аем пер-енос.
Учитель: В чём ошибка?
Ученик: Слова изучаем и перенос неправильно разделены на слоги.
Учитель: А как правильно разделить эти слова на слоги для переноса?
Ответы учащихся: изу-ча-ем, пе-ре-нос.
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Ученики: Как переносить слова с одной строки на другую?
Учитель: Сформулируйте задачи урока.
Ученики: Учиться правильно переносить слова. Знать правила переноса слов.
IV. Работа по теме урока
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем несколько правил переноса слов.
1.Запишите слова, разделите их на слоги для переноса. Картинный диктант.
Машина, дерево, книга, молоко, магазин.
Формулирование первого правила переноса слов:
Ученики: Слова переносятся с одной строки на другую по слогам.
2. Послушайте стихотворение.
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенёс.
Едва – е-два.
И получил за это два.
Укол – у-кол.
И получил за это кол.
Опять – о-пять.
Теперь, наверно, будет пять?
- А вы как думаете?
Ученик: Пять за этот ответ нельзя поставить, потому что одну букву нельзя оставлять на строке и одну букву нельзя переносить при переносе слов.
Учитель: Запишите эти слова.
Ед-ва, укол, опять.
Сформулируйте второе правило переноса слов.
Ученики: Не переносятся слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной буквы.
Учитель: Придумайте и запишите слова, которые нельзя переносить.
Например: шкаф, школа, руль, шесть, яма, змея.
3. Прочитайте слова на доске. Правильно ли они разделены для переноса?
Стро-йка, руч-ей, де-ньки, пе-ньки.
Ученик: Эти слова нужно разделить иначе.
Строй-ка, ру-чей, день-ки, пень-ки.
Учитель: Запишите эти слова. Сформулируйте третье правило переноса слов.
Ученики: Буквы й и ь не отделяются от стоящей перед ними буквы при переносе слов.
4. Прочитайте рассказ на интерактивной доске. Найдите слова с удвоенными согласными. Как их надо переносить с одной строки на другую?
Поездка
В воскресенье группа ребят поехала за город. В кассе они купили билеты. К перрону подошёл поезд. Пассажиры быстро вошли в вагоны. Приятно смотреть из окна вагона.
Ученики: груп-па, в касс-се, пер-рону, пас-сажиры,
Учитель: Сформулируйте четвёртое правило переноса слов.
Ученики: При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.
Учащиеся читают на доске стихотворение:
Эти буквы близнецы,
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку,
А другой её начни.
5. Чтение правила о переносе слов в учебнике. (Упражнение №107, с. 71)
V. Физкультминутка
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развели мы на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
VI. Закрепление изученного материала
1. Выполнение упражнения №108, с.71.
2. Работа в парах. Записать слова и разделить их для переноса.
Ёжики, ежата, ежиха, ежовый, ежонок.
Ученики: Ёжи-ки, ежа-та, ежи-ха, ежо-вый, ежо-нок.
3. Прочитайте текст на интерактивной доске. (При чтении учитель слово паук разделяет голосом на два слога.)
Шёл ёж. Глядь – зверь не зверь.
- Ты кто?
- Паук.
- Паук? Кыш!
- Как так – кыш?
А вот так – кыш, и всё тут.
Ёж смел.
А тот – трус, шмыг в щель!
- Ну, друг, в чём тут суть?
В чём соль, а?
Ответьте, почему в этом тексте слово паук лишнее?
Ученик: Потому что в этом слове два слога, а в остальных по одному.
Учитель: Мы можем разделить слово паук для переноса?
Ученик: Да. Па-ук.
Учитель: А остальные слова из текста мы можем разделить для переноса?
Ученик: Нет, потому что они состоят из одного слога.
VII. Сочинение “буриме” (рифмованные строчки)
Учитель задаёт ученикам два слова, например, переносом, носом, и просит сочинить двустишие. Это может выглядеть примерно так:
Все знакомы с переносом,
Не останемся мы с носом.
VIII. Рефлексия. Тесты.
Вариант 1
1. Разделите слова для переноса.
Грачи - ... Чайка - ... Книжка - ... Кормушка - ...
2. Подчеркните слова, состоящие из одного слога. Подчеркните в словах гласные буквы.
Коля мёл сор.
3. Подчеркните слова, неверно разделённые для переноса.
а) я-ма
б) за-йка
в) огу-рец
4. Подчеркните слова, которые нельзя переносить.
а) огород
б) ёж
в) якорь
Вариант 2
1. Разделите слова для переноса.
Цветы - ... Лейка - ... Стрижка - ... Верхушка - ...
2. Подчеркните слово, начинающееся со слога МОР.
Море, мороз, мороженое, морковь, молоко.
3. Подчеркните слова, неверно разделённые для переноса.
а) ё-жик
б) стро-йка
в) оси-на
4. Подчеркните слова, состоящие из двух слогов.
Тебя в стране любимой ждут
Походы, игры и науки,
И каждый шаг твой берегут
Её заботливые руки.
(Самооценка тестов. Выставление отметок учащимися. Сдача тестов на проверку учителю).
IX. Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Кто доволен результатами своей работы?
- Кому нужна помощь учителя?
- Оцените свою работу на уроке. (Учащиеся показывают карточки “Смайлы”).
Домашнее задание
- Выучить правило о переносе слов. Выполнить упражнение №109, с.72.