Урок русского языка "Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить основные особенности известных типов речи;
  • практически овладевать устными монологическими высказываниями;
  • делать умозаключения о типах текстов и их признаках;
  • сравнивать тексты;
  • уметь выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;
  • уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • тетрадь на печатной основе «К тайнам нашего языка» 3 часть;
  • учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 класс, 2 часть.

ХОД УРОКА

I. Мобилизирующая часть урока

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит вспомнить всё, что мы знаем об известных нам типах речи.

II. Повторение изученного

1. Работа по учебнику стр. 102.

– Прочитайте название темы урока.
– Давайте вспомним, чем различаются значения вынесенных в него слов.
– Повествуем – это … (говорим о действиях, которые сменяют друг друга)
– Описываем – это … (показываем признаки какого-либо предмета)
– Оцениваем – это … (даём оценку какому-либо действию, событию, предмету)
– Рассуждаем – это … (выражаем какую-либо мысль и объясняем, доказываем её)

2. Работа в печатной тетради с. 49 упр. 625

– Перед вами четыре текста. Прочитай те их. (слайд № 1)

1) Ходят пингвины особенно, столбиками. Кажется, что это человек в чёрном пиджаке и в белом жилете.
2) Однажды заплыл корабль в холодные края. Хотели моряки к берегу пристать и вдруг видят: на льду выстроилось целое войско. Подплыли ближе. А войско вдруг разом, как по команде, бултых головой в воду! Тут только и поняли моряки, что это не люди были, а птицы.
3) Пингвины – удивительные птицы! Они совсем не похожи на тех птиц, которых мы привыкли видеть. 
4) Пингвины не умеют летать, но это птицы. У них есть коротенькие крылья. Есть и перья. Так что всё у них, как у птиц.

а) работа с текстами

– Что объединяет все эти тексты? (Во всех текстах говорится о пингвинах) (слайд 2)
– А чем они различаются? (Различаются тем, что о пингвинах говорится по-разному)
– Какой из текстов можно считать повествованием, а какой – описанием предмета? (2 текст – повествование, а 1 текст – описание предмета)
– Как докажите? (В тексте-повествовании идёт речь о действиях, которые сменяют друг друга, а в тексте-описании – идёт описание пингвинов)
– В тексте-описании найдите и подчеркните сравнение. (Сравнением будет являться «человек в чёрном пиджаке и в белом жилете»)
– Постройте теперь полный ответ на вопрос: на кого похожи пингвины? и запишите предложение в тетрадь. (Пингвины похожи на человека в чёрном пиджаке и в белом жилете.)
– В тексте-повествовании найдите и отметьте v предложение о действии пингвинов, по которому моряки их узнали. (Это предложение «А войско вдруг разом, как по команде, бултых головой в воду!»)
– Что необычного в названии действия? Подчеркните это слово. (Действие показано словом «бултых», которое не является глаголом, а заменяет его.)
– Вам надо будет сейчас выписать отмеченное предложение, но сначала подумайте: если вы будете выписывать это одно предложение, надо ли сохранять союз, который связывает его с предыдущим? (Нет, союз нам не нужен, потому что нам не надо связывать мысли)
– Как изменится начало предложения? (Мы начнём записывать это предложение со слова «войско».)
– Какой из отрывков содержит только оценку? Отметьте его. (Оценку содержит  третий текст.)
– Подчеркните слово, в котором оценка заключена. (Подчеркнули слово «удивительные».)
– А где текст-рассуждение? Отметьте его. (Это будет четвёртый текст.)
– Какая мысль в нём раскрывается? (В нём раскрывается мысль, что пингвины это птицы.)
– Подчеркните ту часть первого предложения, в которой высказана мысль. (Надо подчеркнуть «это птицы».)
– Как она объяснена? (Она объяснена тем, что у пингвинов есть крылья и перья.)
– Есть ли в тексте вывод? (Да, это последнее предложение «Так что всё у них, как у птиц.»)

Динамическая пауза

3. Составление рассуждения

– Выпишите предложение со значением оценки.
– Используйте его как начало нового рассуждения и письменно докажите мысль. Объяснения   вам подскажет текст-рассуждение.
– Какую мысль будете доказывать? («Пингвины – удивительные птицы!»)
– А чем удивительны пингвины? Но сначала скажите, что у них, как у всех птиц? (Как у всех птиц у них есть крылья и перья. А удивительны тем, что не умеют летать.)
– Как свяжите объяснения друг с другом? (Чтобы показать удивительность этих птиц, нам нужен будет союз но, чтобы показать противопоставление.)

а) самостоятельная работа

– Какое рассуждение у вас получилось? (Пингвины – удивительные птицы! У них есть коротенькие крылья, перья. Но они не умеют летать.) (слайд 3)

III. Итог урока

– Какие типы текстов сегодня вспомнили на уроке? (слайд 4)
– Чем они отличаются друг от друга?

IV. Домашнее задание

– с. 102, упр. 629.