Преодоление недостатков произношения у детей
дошкольного возраста имеет огромное значение в
жизни ребенка. Помимо чисто эстетического
эффекта, нарушение звукопроизношения может
впоследствии привести к трудностям в усвоении
русского языка, также является одной из причин
возникновения дизграфии и дизлексии у
школьников.
Наблюдения, проведение за последние три года
показывают, что количество детей, страдающих
разными формами речевой патологии,
значительно увеличилось. Во время
профилактических осмотров в детских садах
Московского района г.Твери выявлены различные
формы речевой патологии во всех возрастных
категориях.
Таблица №1. Анализ речевых нарушений у детей подготовительных групп.
Год | Количество осмотренных детей | % показатель выявленных нарушений речи | |||||
Норма | Простая дислалия | Сложная дислалия | Сложная дислалия с дизартрическим компонентом |
ОНР | Заикание | ||
2012 | 317 | 70,9 | 33,5 | 11,7 | 1,43 | 0,47 | 0,2 |
2013 | 233 | 48 | 39 | 13,3 | 1,3 | 0,8 | – |
2014 | 288 | 58,3 | 30,5 | 7,6 | 20 | 0,34 | 0,34 |
Таблица №2. Анализ речевых нарушений у детей старших групп.
Год | Количество осмотренных детей | % показатель выявленных нарушений речи | |||||
Норма | Простая дислалия | Сложная дислалия | Сложная дислалия с дизартрическим компонентом |
ОНР | Заикание | ||
2012 | 333 | 30,9 | 31,6 | 21,9 | 5,3 | 3,2 | 0,4 |
2013 | 250 | 30,8 | 35,2 | 23,6 | 8,8 | 2,8 | 0,4 |
2014 | 364 | 28 | 35,9 | 21,7 | 8,5 | 2,4 | 0,5 |
Таблица №3. Анализ речевых нарушений у детей средних групп.
Год | Количест-во осмотренных детей | % показатель выявленных нарушений речи | ||||||
Возрастная дислалия | Норма | Простая дислалия | Сложная дислалия | Сложная дислалия с диз. компонентом |
ОНР | Заикание | ||
2012 | 376 | 20,2 | 7,4 | 10,7 | 36,3 | 5,5 | 17,4 | – |
2013 | 290 | 23.4 | 4,5 | 9,3 | 32 | 5,8 | 21,4 | 1,03 |
2014 | 331 | 18,7 | 9,6 | 7,2 | 34,7 | 10,5 | 14,8 | 0,9 |
Таблица № 4. Анализ речевых нарушений у детей, обратившихся на прием к логопеду в поликлинику.
Год | Количество осмотренных детей | % показатель выявленных нарушений речи | ||||||||
Норма | Простая дислалия |
Сложная дислалия | Сложная дислалия с дизартрич-м компонентом |
ОНР | Заикание | Ринолалия | ЗРР | Аутизм | ||
2012 | 531 | 25,4 | 15,4 | 14,8 | 9.2 | 26 | 0,9 | 0,2 | 8 | – |
2013 | 606 | 25,7 | 12,7 | 16,5 | 11 | 23,2 | 0,6 | – | 6,9 | 0,2 |
2014 | 589 | 22 | 13,7 | 18,5 | 10,8 | 20,8 | 1 | 0,3 | 9,8 | – |
Проведенный анализ показывает, что количество
детей с речевой патологией не только не
уменьшается с каждым годом, а наоборот
увеличивается. Причем формы речевых
нарушений становятся все сложнее, и на их
исправление приходится затрачивать гораздо
больший временной период.
Хочется отметить, что за последние годы
значительно выросло количество неговорящих
детей трехлетнего возраста.
У детей появились новые виды дислалий, ранее не
отмечавшиеся в литературе. Если нарушение
произношения звуков Г и К (каппацизм) довольно
распространенная патология, то нарушение
произношения звуков Т и Д в 80-90-е годы в моей
практике не встречались. В настоящее время
это систематически встречающееся нарушение.
Звук Т – переднеязычный, согласный, твердый,
глухой.
Звук Д – переднеязычный, согласный, твердый,
звонкий.
Виды нарушений:
- Замены переднеязычных Т и Д на соответствующие заднеязычные К и Г. (Очень редко ( один случай из восьми) встречается замена переднеязычных Т и Д на губные П и Б).
- Смешения согласных переднеязычных с заднеязычными.
Особенности постановки звуков Т и Д.
Постановка звуков Т и Д, как и работа над любым другим звуком, состоит из нескольких этапов.
Первый этап. Подготовительный
Артикуляционные упражнения.
- Улыбочка – зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
- Накажем непослушный язычок – постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
- Лопатка – широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал.
Для вызывания звука Т необходимо выработать у ребенка умение резко и сильно выдыхать.
Упражнение на формирование правильного направленного выдоха
- Задуй свечу – ребенок должен сложить губы трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и погасить его.
- Загоним мячик в ворота. Ребенок делает из кирпичиков ворота, ставит их перед собой, скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует на шарик, пытаясь попасть в ворота.
Второй этап. Постановка звука Т.
Первый способ. Логопед предлагает ребенку улыбнуться, сомкнуть зубы, упереться кончиком языка одновременно в верхние и нижние резцы, как бы «затыкая» им нижние зубы, и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед – Т.
Второй способ (от межзубного). Логопед просит ребенка улыбнуться, закусить кончик языка зубами и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед. При этом можно контролировать выдох рукой или дуть на ватный шарик, как в игре «Загоним мяч в ворота».
Постановка звука Д идентична работе над звуком Т. При этом нужно добавить голос.
Третий этап. Автоматизация звуков Т и Д в слогах, словах, предложениях. (Приложение №1,2)
Четвертый этап. Дифференциация звуков Т и Д в слогах, словах и фразах. (Приложение №3)
Дифференциация звуков Т-К и Д-Г в слогах, словах, предложениях. (Приложение №4)
Вся работа по автоматизации и дифференциации
заключается в выработке навыка правильного
произнесения изучаемого звука в слогах. Словах и
предложениях. Ребенок повторяет речевой
материал за логопедом (игра «Скажи, как я», «Найди
ошибку»), самостоятельно называет слова по
картинкам, придумывает предложения с заданным
словом и т.п. Примерный лексический материал см. в
приложениях.
Таким образом, при систематической и регулярной
работе над звуками Т и Д удается добиться
стопроцентных результатов, т.е. поставить звуки,
автоматизировать их и ввести в речь ребенка.