Различение – это минимальная единица знания, существующая в форме бинарных оппозиций (добрый – злой, большой – маленький, высокий – низкий и др.)
Различения существуют в культуре, независимо от сознания и мышления ребенка. По мере взросления ребенок осваивает различные наборы различений, которые задают для него дифференцированность и членение мира. Богатый или бедный набор различений, который осваивает ребенок, задает богатство или бедность видения ребенком мира.
Способность различения – это умение порождать новое различение в ситуации непонимания, спора или коммуникативного конфликта, которое является средством разрешения данной ситуации.
Различение – это то, что фиксирует и удерживает схваченный в понимании смысл.
Стремясь поддержать у детей интерес к любой новой теме, мы стараемся создать проблемную ситуацию, что бы побуждать детей выдвигать гипотезы, ставить цели, делать выводы, приучаем детей не бояться делать ошибки и не повторять их впредь.
В процессе решения проблемной задачи происходит совместная деятельность воспитателя и детей. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее полученных знаний сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений делать выводы. В процессе споров дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, анализируют ответы товарищей, соглашаются с ними или оспаривают.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. С.Л. Рубинштейн говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Мы учились по жизнедеятельной технологии.
Деньги
Воспитатель показывает детям бумажную купюру достоинством 10 рублей и мешочек десятикопеечных монет (10 рублей). Детям задается вопрос: «На какие деньги можно купить в магазине больше продуктов?» Среди детей образовывается две группы. Одна группа детей считает, что больше продуктов можно купить на бумажные деньги, так как они дороже, родители чаще всего расплачиваются бумажными деньгами, в банке дают бумажные деньги. Вторая группа считает, что на железные деньги можно купить больше продуктов, так как их больше. Возникает спор. Дети доказывают друг другу, на какие деньги можно купить больше продуктов, одним детям кажется, что там, где больше монет, там и больше покупок можно совершить, а другие отстаивают свою позицию. В процессе спора некоторые дети меняют свою позицию, соглашаясь с позицией другой группы детей, но не приходят к единому мнению. Воспитатель задает вопрос: «Как же быть? Как узнать кто же из вас прав?»
Дети предлагают пойти в магазин и проверить.
Далее разворачивается сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Магазин устроен так, что каждый товар в нем стоит одинаково. Одна группа детей на 10-ти рублевую купюру покупают определенное количество товара. Другая группа детей, также начинает отсчитывать монеты, составляя их в рубли, и тоже покупает такое же количество товара. Оказывается, что и те и другие были правы, только одна группа детей смотрела на ценность купюры, а другая на количество денег.
В итоге дети выходят на новый уровень различения. Бумажная купюра одна, а железных денег много, но стоимость их одинакова.
Подводя итог своего выступления можно сделать выводы:
– Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать;
– Найденное в процессе мышления становиться знанием.
В процессе мышления дети находят новые решения проблемной ситуации. То есть, поставив ребенка в проблемную ситуацию, мы заставляем детей мыслить.
Важно правильно подобрать вопросы, которые заставляли бы ребенка мыслить. Например: Почему? С какой целью? Почему ты так считаешь? Как сделать?
Мышление это процесс свободный и самостоятельный. Нельзя заставить или запретить мыслить.