Гласные после шипящих Ж и Ш

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытие новых знаний.

Дидактическая цель урока: формирование у учащихся способности к рефлексии и реализации коррекционной нормы(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения)

Методические задачи урока:

  • Обучающие:
    • учить детей делать выводы;
    • учить оценивать знания и сравнивать с эталоном;
    • обогащать словарный запас.
  • Развивающие:
    • развивать универсальное учебное действие учащихся;
    • развивать монологическую речь учащихся;
    • развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно, делать выводы;
    • развивать умение контролировать деятельность, работая в парах  и группах;
    • развивать произвольное вынимание, память, воображение;
    • развивать интерес к изучению окружающего мира.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать патриотизм;
    • воспитывать дружелюбие и взаимовыручку;
    • воспитывать желание прийти на помощь однокласснику.

Основные дидактические методы:

  • Проблемный
  • Частично-поисковый
  • Практический

Форма организации познавательной деятельности:

  • Коллективная
  • Индивидуальная
  • Работа в парах
  • Работа в группах

Место данного урока в системе уроков по теме: второй урок в теме «Шипящие согласные звуки».

Оборудование и используемые учебные пособия: А.В. Полякова «Русский язык» учебник для 1 класса начальной школы, Москва «Просвещение», 2014.

Технические средства: магнитофон для организации эмоциональных пауз и физкультминуток

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению окружающего мира
  • Иметь представления о моральных нормах поведения

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
  • Понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале
  • Выполнять учебные действия в устной и письменной речи

Познавательные:

  • Кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях
  • Осуществлять анализ объекта (с выделение двух-трех существенных признаков)

Коммуникативные:

  • Воспринимать мнения других людей о явлениях окружающего мира
  • Понимать задаваемые вопросы

Сценарий урока

1. Самоопределение к деятельности

Урок с улыбки начинаем
Успех всех ждет,
Мы точно знаем

2. Актуализация и пробное учебные действие.

Мыши, ежики, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши, и моржи;
Кружи, дружи, служи, спеши –
Запомни слоги жи и ши.

Учитель: О чем сегодня будем говорить на уроке? (О словах с сочетаниями жи и ши)
Учитель: Какая цель нашего урока? (Открытие нового знания)
Учитель: Как будете работать на уроке? (Старательно, внимательно, активно)
В начале урока группа учеников – исследователей проверит и найдет, где в школе есть слова с сочетаниями «жи – ши».
На доске карточки с обозначением букв: «А», «Я», «У», «Ю», «Ы», «И», «Ж», «Ш», «Ч», «Щ».
Учитель: На какие две группы можно разделить эти буквы? (Например: гласные и согласные, буквы 2 элемента при написании и буквы где 3 элемента при написании. Ученики могут найти несколько вариантов ответа).
Учитель: Сгруппируйте эти буквы: первая группа – буквы, обозначающие гласные звуки; вторая группа – буквы, обозначающие согласные звуки.
Ученики распределяют буквы на 2 группы. Первая:  «А», «Я», «У», «Ю», «Ы», «И»; вторая : «Ж», «Ш», «Ч», «Щ».
Учитель: Как мы произносим гласные звуки? (Воздух проходит свободно, не встречая преграды)
Учитель: Как мы произносим согласные звуки? (При произношении согласных звуков воздух встречает преграду)
Учитель: Что общего в произношении звуков «Ж», «Ш», «Ч», «Щ»? (Это буквы, обозначающие шипящие звуки)

3. Локализация индивидуальных затруднений

Учитель: Мы попадаем в сказочный город, в котором живут наши буквы, стоят они у ворот, торопятся, домиков остается мало. В какие домики они заселятся? С кем по соседству будут жить буквы «Ж» и «Ш»? (Они будут жить по соседству с буквой, обозначающий звук «И»)
Учитель: Почему они будут жить по соседству с этой буквой? (Потому что «Ж» и «Ш» не имеют пары по мягкости, а обозначают всегда твердый согласный звук)
Учитель: Давайте пройдем по улицам этого сказочного города. Первая улица называется Подскажи словечко.

1) Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот)

2) Вяжет мама длинный шарф
Потому что сын … (жираф)

3) Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина)

4) Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут … (мыши)

5) По полям бегут ручьи
На дорогах … (лужи)

6) Скоро выйдут муравьи
После зимней … (стужи)

Учитель: А теперь мы шагаем дальше по нашему сказочному городу. Мы пришли на театральную площадь, где идет сказка «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными».
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие , с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Учитель:  Мы приходим в переулок Предложений. Вам надо составить предложение из слов: жил, у, кот, Маши, рыжий. И записать его в тетрадь.
(Рыжий кот жил у Маши)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Из экспедиции возвратилась группа исследователей, они обнаружили следующие слова: широкий коридор, большие цветы, чужие люди, свежий воздух. Запишите в тетрадь слова и объясните, какое правило нужно применить, чтобы это слова были записаны без ошибок.

(Ученики записывают слова широкий, большие, чужие, свежий и комментируют их)

5. Физкультминутка

Дети ритмично двигаются под музыку.

6. Реализация построения проекта

Игра «Кто где живет?» Соединить линиями, кто, где живет.

Ежи…в поле.
Мыши …в болоте.
Ужи …в лесу.

Составить предложения с данными словами.
(Ежи живут в лесу. Мыши живут в поле. Ужи живут в болоте.)

7. Обобщение затруднений во внешней речи

Учитель: Мы попадаем на  улицу Пословиц. Работаем в группах.
Учитель: Мы попадаем на вторую улицу – улицу Пословиц. Работаем в группах. Из слов составить пословицы и объяснить их значения. Записать понравившуюся пословицу в тетрадь.
Учитель: Вставьте в пословицы пропущенные слова и объясните их смысл.

  • Не … языком – торопись делом
  • Кулаком … одного, а умом тысячи
  • Ум за морем не …, если его дома нет
  • … людей …

Слова для справок: купишь, насмешишь, победишь, поспешишь, спеши.

8. Проверка

У учащихся на партах лежат сигнальные кружочки.

Учитель: Кружочки поднимают те, кто не сделал ни одной ошибки.
Учитель: Кружочки поднимают те, кто сделал одну ошибку.
Учитель: Кружочки поднимают те, кто сделал больше одной ошибки.

9. Включение в систему знаний  и повторение

Учитель: Назовите согласные, которые обозначают шипящие звуки. (Ж,Ш, Ч, Щ)
Учитель: Над каким правилом мы сегодня работали?

Лыжи, мыши и ужи
Шины, ежики, чижи
В сочетаниях Ши-Жи
Только И всегда пиши.

10. Рефлексия учебной деятельности

Учитель: Какая цель была поставлена? Что было легко, а что было трудно? Можно ли сказать что попали в цель?

11. Оценка урока

Учитель: На белом кружочке нарисуйте, какое настроение было на уроке.

Приложение 1