Тайны симфонического оркестра

Разделы: Музыка, Коррекционная педагогика


Ход урока

I. Организационный момент.

1. Музыкальное приветствие.

- Здравствуйте, ребята, гости! Давайте познакомимся. Меня зовут, Эльвира Халимовна! Я – учитель музыки.

2. Вхождение в урок.

Звучит музыка Э. Грига “Утро”.

Учитель. Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь мне и гостям. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните… Приготовьтесь слушать, слышать, запоминать, отвечать. А помогать нам сегодня будут музыкальные словарики.

II. Актуализация опорных знаний.

Пока мы настраивались на урок, звучала прекрасная мелодия. Как вы думаете, кто её исполнял? (ответы воспитанников).

Правильно. Эту музыку исполняли музыканты. А вы знаете, как называется коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах? Коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах называется оркестр.

Давайте прочитаем слово оркестр хором.

Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

У каждого коллектива есть руководитель. В школе – это директор, в классе – классный руководитель. А как вы думаете, кто руководит оркестром?

Руководит этим коллективом – дирижер. Читаем хором (дирижер).

А какие виды оркестров вы знаете? (шумовой, народный, духовой, симфонический) (видеоролики об оркестрах)

  • Шумовой: - какие инструменты вы услышали?
  • Народный: - какие инструменты вы услышали?
  • Духовой: - какие инструменты вы услышали?
  • Симфонический: - какие инструменты вы услышали?

В нашей родной республике Башкортостан тоже есть свой национальный симфонический оркестр. Руководителем которого является Рустем Сулейманов.

III. Сообщение темы и целей урока:

Учитель. Сегодня мы с вами должны раскрыть тайны – тайны симфонического оркестра. (На доске и на слайде “Тайны симфонического оркестра”).

Как мы будем их раскрывать? Мы познакомимся с новыми инструментами симфонического оркестра. Узнаем как они называются, как звучат, и какую роль они играют в симфоническом оркестре.

Итак, откройте тетради, запишите тему урока.

IV. Открытие новых знаний.

В симфоническим оркестре играют много разных инструментов. С некоторыми из них вы уже знакомы. (Слайды (звучание, вид, надпись) – (Скрипка, труба, барабан.)

Изюминкой симфонического оркестра являются медно-духовые инструменты. Их всего 4.

К медным духовым инструментам относятся: труба, валторна, тромбон и туба.

Как вы думаете, почему они называются духовые? (Потому что в них дуют).

Как вы думаете, почему они называются медные? (Потому что они изготовлены из меди)

(Демонстрация музыкального инструмента – труба)

Медные духовые инструменты – величие оркестра. Всем этим инструментам придают сходство еще две черты. С одной, верхней части инструментов, находится маленькая чашечка-колокольчик, в которую дуют, с нижней части широкий “рот”, раковина, откуда вылетает звук.

Медные духовые уступают другим музыкальным инструментам по выразительности, душевности, глубине. Но без них симфонический оркестр звучал бы намного слабее и однообразней.

Труба – один из самых древних музыкальных инструментов, который использовался во многих странах. Её звучание поддерживало отвагу воинов в бою, открывало торжественные церемонии. Прочитайте хором новое слово в словарике. (с указанием ударения).

Как называется профессия музыканта, который играет на трубе? (Трубач). Прочитайте хором новое слово в словарике.

Тромбон – с итальянского языка это большая труба, тембр тромбона в среднем и высоком регистре – яркий, мужественный, а на низких нотах – мрачный и даже зловещий. Прочитайте хором новое слово в словарике. (с указанием ударения).

Как называется профессия музыканта, который играет на тромбоне? (Тромбонист). Прочитайте хором новое слово в словарике.

Валторна – более мягкий по звучанию инструмент. Он может исполнять музыку не только героического, но и напевного, лирического характера. Прочитайте хором новое слово в словарике (с указанием ударения).

Как называется профессия музыканта, который играет на валторне? (Валторнист) Прочитайте хором новое слово в словарике.

Туба – самый низкий по звучанию духовой оркестровый музыкальный инструмент. (На доске и на слайде Туба – звучание, надпись, иллюстрация).

Прочитайте хором новое слово в словарике. (с указанием ударения). Звучание.

Как называется профессия музыканта, который играет на тубе? (Тубист). Прочитайте хором новое слово в словарике.

Давайте еще раз вспомним названия этих инструментов. (Показ картинок – 4).

Учитель. Посмотрите еще раз на картинки. Что общего у этих инструментов? (цвет, материал, в них дуют). Поэтому они называются медно – духовые?

V. Физминутка.

VI. Проверка усвоения нового материала.

Мы познакомились с новыми инструментами симфонического оркестра. Я хочу проверить запомнили ли как выглядят медно-духовые инструменты и как они называются.

А сейчас мы с вами поиграем.

1. Игра: Собери картинку: труба, туба, тромбон, валторна.

Из разрезной картинки соберите изображение музыкального инструмента.

2. Игра: соотнеси слово с картинкой. Из карточек со словами выберите нужное название инструмента и положите рядом с картинкой.

Учитель. Что у тебя получилось?

3. Игра “Музыкальный диктант”:

Сейчас вы должны угадать, какой медный духовой инструмент звучит и показать изображение этого инструмента. (У детей предметные картинки с изображением музыкальных инструментов: труба, тромбон, валторна, туба).

VII. Слушание музыки.

Музыканты, которые работают в симфоническом оркестре, исполняют классическую музыку. А кто сочиняет музыку? (композитор)

Сейчас вы услышите отрывок из 7 симфонии композитора Д. Шостаковича, которая называется “Ленинградская симфония” (звучит отрывок из симфонии)

Д.Шостакович посвятил свою симфонию родному городу Ленинграду (Санкт-Петербург), который 900 дней был в блокаде врага. 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном городе. Её передавали из всех радиоточек. Многие плакали, не скрывая слез. Фашисты думали, что город умер, но теперь они поняли, что им не победить такой народ, как наш. (продолжение слушания…20-30 с)

- Понравилось ли вам произведение?

- Как прозвучала музыка? (тревожно)

- В каком регистре? (высоко или низко)

- Какова динамика? (громко или тихо)

- Каков был темп? (быстро или медленно)

- Что вы почувствовали, когда её слушали?

- Звучание каких инструментов вы услышали? (скрипка, барабан, фортепиано).

Тревожность в звучании этого произведения принадлежит медным духовым инструментам.

VIII. Вокально-хоровая работа (работа с нотным станом).

Симфонический оркестр исполняет не только классическую музыку, но и аккомпанирует солистам, хору. Я сейчас наиграю мелодию, а вы должны её угадать.

(Прослушивание музыки).

Узнали ли вы мелодию этой песни? Правильно! Эта мелодия песни “День Победы”. К какому празднику она написана? В мае наша страна будет отмечать 70-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Давайте споем 1 куплет песни “День победы” и подарим её всем ветеранам Великой Отечественной войны. Встаньте, пожалуйста, будем петь стоя.

(Исполнение одного куплета песни)

IX. Подведение итогов.

Как вы думаете, мы раскрыли тайну симфонического оркестра? Какую тайну симфонического оркестра мы сегодня раскрыли?

Правильно! Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Познакомились с новыми инструментами симфонического оркестра, с их звучанием и ролью в оркестре, с некоторыми профессиями музыкантов симфонического оркестра. Эти знания вам пригодятся, чтобы лучше понимать язык музыки.

X. Рефлексия.

Мне бы хотелось узнать, понравился ли вам урок? Достаньте из конвертов нотки. Если вам понравился урок и вы узнали много нового и интересного поднимите желтую нотку, если не понравился – синюю.

XI. Оценивание.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали. Я довольна вашими ответами и знаниями. Слушайте только красивую музыку.

XII. Домашнее задание по карточкам:

Вам нужно раскрасить изображения только медных духовых инструментов.