Современные социально-экономические условия развития нашей страны предъявляют высокие требования к подготовке специалистов всех уровней. Сегодня обществу нужен инициативный, активный, всесторонне развитый, образованный, самостоятельный человек, способный постоянно совершенствовать свои личностные качества и деятельность. Именно такая личность может адекватно выполнять свои функции, как на производстве, так и в быту, отличаясь высокой восприимчивостью, социально- профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний и их применений в конкретной предметной области, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности и порождению новых знаний. Современная система среднего профессионального образования вступила в новую фазу своего развития. Оно связывается не только с официальным изменением статуса, зафиксированном в характеристике определённого типа, то есть “профессиональной образовательной организации”, но и содержания деятельности. Подготовка специалистов нашего колледжа в современных условиях должна быть ориентирована на формирование общих и профессиональных компетенций, которые, как известно, составляют приоритет профессионального образования. Речь идет не только о компетентностном подходе как методологической доминанте. В данном случае будет правомерно уточнение и конкретизация понятия “подход” в двух контекстах.
Во-первых, подход есть совокупность основополагающих принципиальных идей, определяющих содержание, процесс и результат деятельности. В указанном смысле удовлетворяет его пониманию компетентностный подход.
Во- вторых, общедидактический его смысл, который представляет определенную организацию (деятельность), соответствует поставленным целям.
В таком понимании “подход” обогащается другими смыслами, дополняющими компетентностный. В этой связи содержание среднего профессионального образования требует обновления, очевидна необходимость четкого осмысления тенденций прогрессивного развития и общества, и человека, и именно в этом контексте определения целей и задач образования. В соответствии с “вызовами” образования были внедрены стандарты, которые по своей сути соответствуют приоритетам и содержанию стандартов европейского образования.
Первая идея этих стандартов заключается в идее продуктивности.
Вторая идея, которая их объединяет, это преемственность, не только в содержании, но и в организационных формах.
Подходы к организации учебного процесса, на наш взгляд, можно условно разделить в три группы, которые представляют интеграцию содержания, форм и взаимодействия преподавателя и студента, направленных на реализацию поставленных целей и обеспечения результатов образования:
- процессуально - содержательная группа, связанная с взаимодействием преподавателя и студента по усвоению содержания образования (модульный подход и проектный подход);
- профессионально - технологическая группа, обеспечивающая владение технологиями, технологиями оценивания результатов учебной и учебно-производственной деятельности (в том, числе интерактивными технологиями бально - рейтинговая система и др.);
- организационно-исполнительская группа, связанная с деятельностью студентов по усвоению содержания образования, самоорганизацией по формированию профессиональных и общих компетенций.
Организация самостоятельной работы является своеобразным инструментальным ядром. Процессуально-содержательная группа преимущественно связана со структурной организацией содержания образования и определяет модульный подход, который является воплощением интеграции, междисциплинарности в профессиональном образовании. Он является исключительно прерогативой в нашем колледже, где, в настоящее время, успешно реализуется. Проектный подход в рамках интеграции с модульным обеспечивает максимальные возможности в формировании профессиональных, общих компетенций студентов колледжа. Анализ проведенных и проводимых исследований использования проектного обучения в нашем колледже выявил некоторые недостатки современных (обновлённых) в образовательной практике. Они связаны с дефицитом учебных помещений, квалификация педагогов пока не достаточно ориентирована на групповое проектное обучение, а также требуют дополнительного финансирования в силу его специфической организации. Вторая группа подходов, связана с профессиональной квалификацией педагогов как специалистов.
Современное состояние образовательной системы в нашем колледже характеризуется активным внедрением инновационных профессиональных технологий в процесс преподавания. Вместе с тем, на сегодняшний день, возрастают требования не только к профессиональным знаниям и умениям педагога, но и к уровню его профессионального саморазвития. Именно педагог, способный постоянно трудиться в режиме собственного саморазвития, может сформировать конкурентоспособную личность будущего специалиста на своём рабочем месте. Идея саморазвития личности должна отвечать не только познавательным интересам, но и глубинным потребностям духовной жизни человека. Третья группа подходов, связана непосредственно с деятельностью студентов. Речь идет о приоритетных видах деятельности студентов. Приоритетными видами деятельности становятся учебно-исследовательская, проектная и задачный подход, назначение которого многофункционально.
Во-первых, формирование таких компетенций личностного характера, как умение разрешать проблему, находить способы ее решения, выбирать оптимальный вариант и т.д.
Во-вторых, речь идет об усвоении содержания ПМ. И здесь очень важную роль играет профнаправленность содержания общепрофессиональных и общеобразовательных дисциплин, ориентированных преимущественно на формирование общих компетенций.
В-третьих, задачный подход стимулирует познавательную активность и способствует формированию самостоятельности студентов, их интереса к профессии/специальности. В решении задач развития у студентов универсальных учебных действий большое значение придается проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности преподавателем и студентом.
Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль преподавателя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения компетенциями.
Метод проектов – это набор способов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых студент ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности студента.
Проект – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы, поставленной перед студентом, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Учебно-исследовательская деятельность студента – это деятельность, связанная с решением их творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Эти этапы характерны для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Главной целью учебного исследования является развитие личности, формирование определённых компетенций а неполучение объективно нового результата, как в “большой” науке. Если в “большой” науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Кроме того, развитие способностей к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции студента в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний является значимым и определяющим в приобретении их самостоятельно, которые являются новыми и личностно значимыми для конкретного студента. Формы организации учебно-исследовательской деятельности могут быть различными:
- исследования, защита исследовательских проектов,
- лабораторные работы,
- творческая отчетность,
- экспертиза,
- семинары,
- учебные эксперименты.
- обработка и анализ полученных результатов.
Данные формы организации учебно-исследовательской деятельности позволяют организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента.
Что же касается форм организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях, то они могут быть следующими:
- исследовательская практика студентов;
- образовательные экспедиции;
- дополнительные занятия;
- участие в олимпиадах;
- участие в конкурсах;
- участие в конференциях;
- участие в предметных неделях;
- участие в интеллектуальных марафонах;
- участие в рингах и другое.
Таким образом, вступление системы среднего профессионального образования в новую фазу своего развития предопределило акцентуацию методологических и образовательных приоритетов. Методологическая доминанта представлена преимущественно компетентностным подходом, ориентированным на общее и профессиональное развитие будущего специалиста. Дидактические подходы (контекстное обучение, учебно-исследовательская, проектная, научно- исследовательская деятельность) и профессионально-методические подходы (технологии портфолио, “кейс-стади”, и др.) подчинены в целом идее компетентностного подхода, поскольку их миссия связана с повышением уровня профессиональной квалификации преподавателя, оптимизацией содержания профессионального образования, повышением его результативности.