Урок окружающего мира "Разнообразие растений". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: Создать условия для формирования представления о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.

Задачи урока:

  • Регулятивные: планирование – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценка – владеть способами самооценки выполнения действия.
  • Познавательные: дать представление о группах растений (водоросли, мхи, хвойные, папоротники, цветковые), их характерных признаках; умение классифицировать растения по их характерным признакам, приведение примеров представителей каждой группы.
  • Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, уметь работать в паре, в группе.
  • Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру.

Планируемый результат: научатся классифицировать растения по их существенным признакам, строить сообщения в устной форме о разнообразии растений, приводить примеры представителей каждой группы.

Основные понятия: Водоросли, хвойные растения, мхи, папоротники, цветковые растения, отличительные признаки.

Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:

- основные - Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

- дополнительные - презентация, кроссворд, таблица “группы растений”, фотографии, гербарии, загадки, тексты-подсказки.

Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, парная, в группах.

Ход урока

1. Организационно-психологический момент начала урока.

Однажды один ученик сказал: “Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!” – Может, так думаете и вы. Только вот зря! Ученые предполагают, что должно быть открыто около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле!  А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет  в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать!   Смотрите на природу добрыми  глазами человека!    И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.

2. Проверка Д/з.

Сначала вспомним изученное. Презентация. Слайд 1

Мы начали изучать очень интересную тему “Царства живой природы”. Давайте вспомним, что такое природа? (природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека)

  • Какая бывает природа? (Живая и неживая)
  • Какие признаки живого нам известны? (живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает)
  • Какие царства живой природы мы знаем? Бактерии, грибы, животные, растения

Мы остановились на теме, “Какие животные обитают на земле”, по которой вам предлагается тест. Презентация. Слайды 2-13

3. Взаимопроверка.

4. Вступительная беседа

Загадка

Дышит, растет,
А ходить не может?
(Растение)

Презентация. Слайд 14-15

– Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.

С глубокой древности человек, собирая, а затем, возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.

Работа в парах

Вы должны узнать ключевое слово по вертикали (кроссворды у каждой пары на парте).

  1. Дерево, дающее плоды – желуди.
  2. Цветок для гадания.
  3. Зелёный ковер земли.
  4. Хоть не огонь, а жжётся.
  5. Белые горошки на зеленой ножке.
  6. О ней говорят “плакучая”.
  7. Лакомство коров и зайцев.
  8. Красивый  цветок красного цвета, семена которого используют в кулинарии.

Проверка: Презентация. слайд 16

 Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова “ботане” – трава.

5. Актуализация опорных знаний

Что дают  растения человеку?

Сообщение ученика: Растения – единственный источник пищи и кислорода.  Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, спичек, используется для отопления. Из волокна растений (таких, как лен и хлопок) вырабатывают  ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства (настойка женьшеня, облепиховое масло и другие).

Какие части растения вы знаете?

Практическая работа

Презентация. Слайд 17

  • Определите орган, который укрепляет растение в почве. / Корень/
  • У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/.
  • Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/.
  • Яркий, благоухающий... /Цветок/.
  • Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка. /Плод/.
  • Из него вырастает новое растение. /Семя/.

– Подумайте, все ли растения имеют названные части?

– Учёные-ботаники делят царство растений на группы по строению.

6. Постановка темы, целей урока.

Как вы думаете, какая тема у нас сегодня на уроке? (“Разнообразие растений”)

О чём будем говорить на уроке? (мы будем говорить о разнообразии растений в природе, что растения делятся на группы)

– Что такое группа растений?

– По каким признакам учёные разделили растения на группы?

– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений.

Попробуйте сформулировать цель урока.

Цель урока – познакомиться с группами растений и их признаками.

– Сегодня вы много о растениях узнаете сами, потому что вы будете учёными – исследователями. Будете работать в группах. Каждой группе нужно будет изучить данную группу растений, её признаки.

На столах у вас лежат фотографии, гербарии представителей этой группы , учебники, текст о данной группе растений, загадки и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

План.

1. Прочитать текст.

2. Рассмотреть гербарий, фотографии.

3. Заполнить таблицу, отметив, какие части имеют растения – представители этой группы.

7. Исследование в малых группах.

Обмен информацией.

Хвойные  растения

Сообщение ученика: Хвойные растения – деревья и кустарники с листьями – иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных – вечнозелёные. Представители хвойных растений: сосна, пихта, можжевельник, ель, кедр.

Загадка, фотографии на доску.

Дополнение учителя: Хвойных насчитывают около 600 видов..

Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т.к. запах сосны убивает всех микробов. 

  • Чем отличаются хвойные от других групп растений?
  • Какие части растений имеют хвойные?

Цветковые растения

Сообщение ученика: Главный отличительный признак группы цветковых растений – наличие цветков и плодов. Имеют все другие части растений: корень, стебель, листья.

Цветковые растения наиболее разнообразны: цветущие деревья, кустарники и травянистые растения.

Загадка, фотографии на доску.

Дополнение учителя: 

- Почему цветковые выделили в особую группу?

Папоротники

Сообщения ученика: Папоротники, знакомые многим, как декоративные комнатные или садовые растения. Растения растут и в дикой природе, в лесах.

У этих растений нет цветов, плодов и семян. 

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Молодые листья скручены как пружина, находятся у поверхности земли и постепенно разворачиваются. Стебли их обычно не видны, так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья.

Загадка, фотографии на доску.

Дополнение учителя:

- Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений?

Мхи

Сообщение ученика: Мох – невысокое травянистое растение, имеющее моховые стебельки и листья. Не имеет корней, цветков, плодов и семян.

Загадка, фотографии на доску.

Дополнение учителя:

Учитель. Так почему же мхи выделили в особую группу?

Водоросли

Сообщение ученика: Водоросли – водные растения, не имеют корня, стебля, листьев, соответственно цветов и плодов с семенами. Одни из них очень малы, их можно рассмотреть только в микроскоп. Такие водоросли живут в пресных водоёмах. Другие очень крупные, иногда достигающие нескольких десятков метров. Эти водоросли заселяют моря и океаны.

Загадка, фотографии на доску.

Дополнение учителя: Тело крупных (многоклеточных) водорослей состоит из похожих клеток и называется слоевищем.

- Почему водоросли выделены в отдельную группу?

8. Обобщение и закрепление  знаний

Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определёнными отличительными признаками.

Обобщающая беседа

–  К какой группе относятся растения, имеющие все органы?

–  У какой группы растений нет органов?

–  У какой группы имеются только стебли и листья?

–  Какая группа растений не имеет цветов и плодов?

–  У какой группы растений есть корень, стебель, листья, но никогда не бывает цветов, плодов и семян?

А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?

- имеющие цветы и не имеющие цветов.

Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесём к нецветковым?

- водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения.

Работа по учебнику- с. 34.

Работа в паре.

9. Итог урока. Рефлексия.

  • Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?
  • Что было самым трудным?
  • Что помогало вам справиться с заданиями?
  • Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?
  • Что полезного для себя  вы узнали на уроке?
  • Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?
  • О чём ещё хотелось бы узнать? (о размножении водорослей, папоротника)
    • ! - очень интересно
    • ? – остались вопросы
    • * –  урок понравился

Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо:

Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у ног моих...

– Как вы понимаете слова Руссо?

Выставление отметок.

10. Домашнее задание

  • с. 33-34 учебника.
  • Для юных учёных: подготовить сообщение об одном из видов растений любой группы.