Упражнения по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Универсальные учебные действия:

  • Познавательные:
  • наблюдение и выявление слов на изучаемую орфограмму. Использование разнообразных способов проверки написания слов.
  • умение писать слова с парными согласными на конце слов; различать проверочное и проверяемое слово.
  • Регулятивные: учащиеся научаться учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи, ставить перед собой цель, искать способ её достижения, контролировать и оценивать себя.
  • Личностные: сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня, осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.
  • Коммуникативные: будут учиться обеспечивать обмен  знаниями между членами группы, оказывать поддержку участникам группы, создавать комфортную обстановку.

Технология обучения: системно-деятельностный подход. Уч-ся добывают знания сами. Учатся оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений. Учитель учит детей работать по правилу и творчески, оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Оборудование урока:

1. Учебник: Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык, тетрадь.
2. Интерактивна доска, проектор
3. Презентация к уроку, составленная учителем

ХОД УРОКА

1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Послушайте шуточное стихотворение. Слушайте внимательно, т.к. после того, как вы его послушаете нужно,  будет сказать, почему обижаются буква «а» и буква «о».

Буква а и буква о
Обижаются давно:
– Нас, ни в чём ни виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами:
Изуродует он слово,
Пишет через «а» – карова
Букве а стоять здесь стыдно.
Вдруг у Лямина Петра
Выползут из-под пера
То какая-то «трова»,
То какие-то «драва»
Ведь завянет даже травка,
Коль при ней такое скажут!
Буква а и буква о
Обижаются давно,…:
– Скачем мы без всяких правил,
Как Петруша нас заставил,
Будто мы его враги,
Хоть из азбуки беги.

(Л. Дружинина)

2.  Постановка учебной задачи

– Почему обижаются буквы на Петрушу Лямина?
– Назовите безударные гласные. Как произносятся гласные, когда они стоят в безударном положении? (Произносятся нечётко)
– Чему будем учиться на уроке? (Находить слова с изученной орфограммой, подбирать проверочные слова, использовать разнообразные способы поверки)

3. Этап актуализации и пробного учебного действия

Разделите слова на группы. Запишите  эти слова в два столбика (проверяемые и непроверяемые безударные гласные)

Зн..ток …гурец, к..лючий, д..нёк, п…суда.

Проверка

знаток                 огурец
колючий              посуда
денёк

– Посмотрите на слова с проверяемой безударной гласной. Назовите буквы, которые нужно проверить.
–  Какие буквы, стоящие в безударном положении требуют постоянной проверки? (а, о, и, е, я) Запишите самостоятельно ещё 2 слова, на те буквы, которые не встретились в данных словах. (слова с буквами и, я)
– Исходя из этого правила, разделите эти слова в 2 столбика.
– Проверка. Оцените свою работу.
– Какие два способа существуют проверки безударной гласной? (изменить форму слова и подобрать однокоренное слово) Какие способы вы сейчас использовали при поверки слов?

4. Этап локализации индивидуальных затруднений

Л..нтяй, л..сок, л..мать, л..цо, л..дяной.

– Подберите проверочные слова, используя данный алгоритм. Какое слово проверяли изменением формы слова? Какие слова проверяли подбором однокоренных слов?

Проверка, оценивание своей работы (на основе алгоритма: анализируют свое решение)

5. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

– При подборе проверочных слов у вас вызвало большее затруднение: подбор однокоренных слов или изменение формы слова?
– Попробуйте сформулировать свою индивидуальную цель урока. Что вы должны сегодня отработать и что понять на уроке.

6. Самостоятельная работа.  Работа в группах

Цель: помощь друг другу в нахождении слов с парными согласными и в подборе проверочных слов.
Прочитайте текст. Найдите и запишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, подбирая к ним проверочные слова и используя алгоритм проверки.

Прошли дождливые дни. В воздухе закружились первые снежинки. Пушистым ковром ложиться снег на лесные дорожки и тропинки.

Проверка. (дождливые – дождь, снежинки – снег, ковром – коврик, лесные – лес, тропинки – тропы) Оценивание работы.

7. Самостоятельная работа

Спишите, поставив цифру 1, если проверочное слово подобрано способом – изменения формы слова, цифру 2, если способом – подбора однокоренного слова:
Освежить – свежий, слеза – слёзы, седой – седенький, перина – перья, гряда, гряды.

8.  Дифференцированная работа

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, решают задания творческого уровня и выступают в качестве консультантов.

а) Задание творческого уровня:

1. Допишите три слова на данное правило. Выделите орфограмму:

Лисята, пятёрка, нога, ________________________________________

2. Составьте со словосочетаниями предложения, запишите их.

Кр…сивая з…ря, посм…рти в…круг,  кр..сная  р..бина.

б) Задания, для учащихся, допустивших ошибки:

1. Найдите слова, обозначающие действия. Укажите в них безударную гласную, напишите проверочное слово.

Филин, больной, дверь, синица, щенок, мышка.
Скрипела, свистела, кричал, стонал, визжал, пищала.

Проверка. Оценивание.

9.Этап рефлексии деятельности на уроке

– Назовите тему урока, над которой работали сегодня.
– Какую цель ставили перед собой?
– Выполнили?
– Назовите способы проверки безударной гласной.
– Оцените свою деятельность на этом уроке.

10. Домашнее задание

Запишите в тетрадь по 3 слова с разными способами проверки безударной гласной.

Литература:

  1. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку. Москва. Астрель, 2014 – 256 с.
  2. Е.Е. Семёнова. Занимательная грамматика. Москва. Омега, 2012 – 256 с.
  3. Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение, 2001 – 208 с.
  4. Т.Н. Максимова. Проверочные работы по русскому языку. ООО Вако, 2014- 96 с.