Творческая мастерская как одна из форм работы с детьми в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


«Восхождение доступно каждому, и преступление перед самим собой и другими всю жизнь протоптаться на месте» (Альтшуллер, Берткин, авторы жизненной стратегии творческой личности).

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребёнка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности и творческого мышления. Особенно важна роль творчества в развитии детей и для реализации возможностей детей помогают творческие мастерские в дошкольных образовательных учреждениях.

Целью работы в мастерской является сохранение в ребёнке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствовании развитию самостоятельности и креативной личности.

Для развития творческой активности у детей, необходимо создать в группе атмосферу, способствовующую развитию любознательности ребенка. Важно поощрять оригинальные идеи, высказываемые ребенком и обеспечивать возможности для практической реализации творческих идей в самых различных областях. Личный пример взрослых в творческом подходе к решению проблем – одно из важнейших условий.

Работа в мастерских организуется со средней группы последовательно: « Рисование», « Работа с бумагой», « Работа с бросовым материалом», « Работа с природным материалом», « Работа с пластилином», « Тестопластика». Работа в творческой мастерской предполагает интеграцию со всеми образовательными областями, обозначенными в программе « От рождения до школы», которые ориентированы на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка.

Рассмотрим, как в процессе работы творческой мастерской, решаются задачи интеграции образовательных областей.

– работа в творческой мастерской и образовательная область « Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
– работа в мастерской и образовательная область « Познавательное развитие»: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
– работа в мастерской и образовательная область « Художественно – эстетическое развитие»: развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
– работа в мастерской и образовательная область « Речевое развитие»: стимулировать речевую активность детей через свободное общение с взрослыми и детьми; поощрение дошкольников к обсуждению своей деятельности.
– работа в творческой мастерской и образовательная область «Физическая культура»: проведение физкультурных минуток в процессе творческой деятельности детей.

Одним из этапов работы мастерских является занятия с солёным тестом. Начало работы – знакомство с тестом. Ребёнок осваивает новый пластичный материал и делает «открытия», ведь теперь он исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек, который легко изменяется в руках от тех или иных действий. Для этого его нужно смять или расплющить, или скатать, или вытянуть, можно прижать к другому кусочку, или сделать что – нибудь ещё. В процессе этих действий проходило формирование представлений о возможностях рук, свойствах теста, обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных движений. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает чаще всего сразу десятью пальцами, что способствует развитию чувства осязания обеих рук. Использование модульной лепки, где дети, отрывая кусочки от основного куска теста и раскатывая его между ладонями круговыми движениями в небольшие шарики, располагают их по нарисованному заранее контуру. Ребёнок, экспериментируя с тестом, выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействует разными способами на материал с целью его изменения и освоения, проявляя при этом творчество.

Познакомив детей с новым пластичным материалом, необходимо познакомить детей с инструментами, приспособлениями и дополнительным материалом. Для изготовления плоских игрушек нужна деревянная доска, скалка, линейка, стеки, трубочки от упаковки с соком . Для вырезания мелких деталей можно использовать формочки для выпечки и игр с песком, различные крышки, колпачки от ручек и маркеров, любые бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пуговицы, пробки, монеты).

Для придания выразительности изделию пригодятся бисер, блёстки, природный материал.

Особое место в придании изделию выразительности занимает фактура. для создания длинных или коротких «волокон» можно использовать давилки для чеснока, для имитации фактуры дерева идеально подойдёт моток проволоки. Прожилки на листьях легко изобразить, надавив на заготовку боковой стороной расчёски. Дети самостоятельно могут найти интересные решения в применении синтетических мочалок, зубных щёток, грубых тканей, листьев с крупными прожилками, пружинок, стенок различных по плетению корзинок, розеток для варенья.

Большой интерес у детей вызывает приём – «стрижка» теста, где дети узнают новое применение ножницам. Делая мелкие и глубокие надрезы кончиками ножниц по уже вылепленной форме ёжика, можно получить иголки. Используя такой метод работы, можно изобразить оперенья птиц, ветки ели, гриву льва. Работа с ножницами оказывает благотворное влияние на развитие моторики пальцев рук, развивает ручную умелость.

Очень тонкая и кропотливая работа, в которой дети работают пальчиками рук для раскатывания тонких жгутиков и заполнения ими предварительно нарисованную форму. Дети учаться анализировать формы и размеры объекта труда, наблюдают. сравнивают, выделяют черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве, находят нужное количество деталей и места их соединения, образно мыслят.

Очень привлекает детей оформление работы мозаичным способом. Такая работа способствует развитию сенсорной и тактильной чувствительности, усидчивости, терпения, ведь выкладывание узора из мелких геометрических фигур требует точности движений.

Использование макаронных изделий для украшения вылепленных работ – ещё один из самых интересных методов работы с тестом. Дети самостоятельно находят применение макаронным изделиям различной конфигурации, тем самым развивая воображение. С самого начала работы в мастерской детского творчества необходимо вселять детям уверенность в своих силах и возможностях.

Творческий процесс выражается алгоритмом « Обращаю внимание – рассматриваю – думаю, как сделать – делаю – получаю результат». В детских работах всегда есть элемент неожиданности, непредсказуемости, частичка их мироощущения. Это придаёт работам индивидуальность, позволяет выразить себя, ведь большое творчество рождается из маленького.