Особенности организационных форм, структуры и содержания учебных занятий по английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС общего образования

Разделы: Иностранные языки


Общекультурное, личное и познавательное развитие учащихся, которое обеспечивает компетенцию “научить учиться” становится целью современного образования. Новые социальные запросы, которые отражены в ФГОС определяют задачу, стоящую перед современной системой образования, особенность которой состоит в том, что освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин уходит в прошлое, на первое место выходит формирование совокупности универсальных учебных действий. Сегодня ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Каждый обучающийся должен уметь действовать оптимальным для него способом. Меняется и роль учителя, он уже не требует от ученика “прочитать, запомнить, рассказать”, а помогает ему изучить ситуацию, исследовать проблему, доказать свое мнение, принять решение, проанализировать результат, т. е. создать учебную ситуацию для решения поставленных учебных задач. Структура урока становится динамичной, этапы урока чередуются, повторяются, вплетаются один в другой и каждый этап нацелен на результат. Вся деятельность учителя обеспечивает приоритет самостоятельной деятельности учащихся. На уроке учитель переводит учебные задачи в учебную ситуацию, которая должна строиться с учетом возраста ребенка, специфики учебного предмета, меры сформированности универсальных учебных действий учащихся, а значит к освоению учебных программ на двух уровнях: “обучающийся научится” и “обучающийся получит возможность научиться”. Становится важным взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих детей. Учитель играет роль советника, опытного помощника, координатора общей деятельности. Его задача -- создать наиболее благоприятные условия, при которых каждый конкретный ребенок, включенный в процесс обучения выходит на свой, индивидуальный уровень развития. На современном этапе допускается обучение учащихся в разном темпе и усвоение ими разного объема знаний, кроме того становится необходимой целенаправленная и системная работа над общим развитием всех учащихся.

Особенностью иностранного языка как учебного предмета является его “беспредметность” с одной стороны и “полипредметность” с другой. Язык, как известно, средство выражения мысли об объективной действительности, он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся из других дисциплин. Взаимосвязи иностранного языка с другими предметами разнообразны и многофункциональны. Мысли Н.Г. Чернышевского о целесообразности использования знаний одной науки при изучении других для развития умственных способностей учащихся становятся вновь актуальными. В современное содержание преподавания иностранного языка включаются факты из науки, из жизни и деятельности ученых, выдающихся людей, информация из разных предметных областей – литературы, истории, географии, музыки, живописи, психологии и т. д. Таким образом, расширяется предметно-содержательный план чтения на иностранном языке. В то же время, при обучении иностранному языку необходимо опираться на ряд дисциплин школьного цикла, понятия которых являются фундаментом для изучения иностранного языка (русский язык, литература, изобразительное искусство). Необходимо заметить, что на современном этапе важно “формировать внутри самой учебной деятельности ориентацию на способ добывания знаний, а не только на сами знания” (А.К. Маркова), т. е. в осуществлении межпредметных связей предполагается совершенствование общеучебных умений, что дает возможность “увязать” в единую систему все знания и умения, полученные на различных уроках.

Достижению современной цели обучения способствует и правильный выбор учебника. Учебно-методические комплекты современного поколения включают в себя современное содержание урока, современные организационные формы работы. Учителю не нужно ничего изобретать, его задача -- организовать детей, создав учебную ситуацию на основе учебника для решения учебной задачи, дать больше самостоятельной работы обучающимся. Например, в УМК “Английский в фокусе” издательства Просвещение (авторы Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В.) уже учитываются особенности современного подхода к обучению. Как никогда широко представлена полипредметность учебного предмета Английский язык как средства познания окружающего мира. Каждый модуль учебника содержит материал по разным учебным дисциплинам для чтения на английском языке. Так УМК для 7 класса включает в себя задания по географии, литературе, истории, технологии, физической культуре, музыке, биологии и другим учебным предметам. Межпредметные связи рассматриваются авторами УМК как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средства получения нужной информации. Кроме того, уделяется особое внимание страноведческому материалу. В каждом модуле отводится место страничке Culture Corner, где учащиеся могут познакомиться с интересными фактами о стане изучаемого языка, отличительная черта которой -- аутентичность значительной части языковых материалов. Особенностью курса является наличие раздела, посвященного аспектам российской культуры и родного языка, выполненного в современном формате журнала для подростков. Современность курса составляет регулярная рубрика Study Skills, включающая описание способов учебной деятельности, советы и рекомендации школьникам по развитию разнообразных учебно-познавательных умений, необходимых в процессе освоения английского языка в 7 классе. Например, приемы запоминания новых слов, осмысления и освоения грамматических явлений, организацию письменных высказываний. Памятки Study Skills составляют основу для формирования общеучебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности учащихся.

Современный подход к обучению, характеризующийся дифференцированным выбором организационных форм, индивидуально подходящей для каждого конкретного класса и ученика структуры учебных занятий, а также комплексностью их содержания, позволяет совершенствовать все виды познавательных мотивов учащихся, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. Совершенствуются и учебно-познавательные мотивы: интерес к способам добывания знаний. Современный урок как учебная ситуация сопровождается свободным выбором заданий, атмосферой дискуссии, творчества и сотворчества, что повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности у учащихся. Создание условий для максимально возможной адаптации и развития каждой личности в школе способствует удовлетворению одной из основных потребностей человека – потребности в познании себя, других и мира в целом. Особая роль отводится коллективным взаимоотношениям школьников со сверстниками и педагогами. Соревнование между соучениками в процессе обучения заменяется кооперацией, сотрудничеством. Определяющим становится отход от единообразных форм и методов обучения, которые ориентированы на “среднего” ученика. Как видим, становится необходимой перестройка всего учебно-воспитательного процесса в школе, создание реальных условий для раскрытия и развития индивидуальности каждого учащегося. “Усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество” не является определяющим в современных условиях, теперь необходимо такое обучение, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации.

Литература.

  1. Белова, Е.А. Перспективы использования межпредметных связей в обучении английскому языку/ Е.А. Белова. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/313283.
  2. Ваулина, Ю.Е., Дули, Д., Подоляко, О.Е., Эванс, В Английский в фокусе: учебник для 7 класса/ Ваулина, Ю.Е., Дули, Д., Подоляко, О.Е., Эванс. – 3-е изд. - М. : Express Publishing: Просвещение, 2014. – 216 с.
  3. Выдрина, Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке/ Л.А. Выдрина. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/512472.
  4. Пятова, С.А., Юдин, И.И. Дифференцированный подход в обучении иностранному языку в адаптивной системе воспитания и обучения/ С.А. Пятова, И.И. Юдин. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/585644.