“Если есть труд – значит, будет и успех!”
Образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера. Высокая степень их продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль должна занимать не традиционная трансляция знаний, умений, ценностей, норм поведения и т. д., а создание условий для максимально возможной адаптации и развития каждой личности в школе. Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Одна из основных потребностей человека – потребность в познании себя, других и мира в целом. Поэтому необходимо вооружить школьника знаниями, накопленными человечеством в разных областях жизни. Чем больше выпускник учебного заведения будет знать, тем лучше он будет подготовлен к жизни и труду в обществе. Обучение ведет не только к развитию ума, но и к развитию внутреннего мира личности ребенка, воспитанию его характера и мировоззрения.
Как отмечал Зеньковский В.В.: “…современная школа грешит вообще односторонним интеллектуализмом, т.е. как-то искусственно развивает ум, совершенно, однако, не развивая общей активности и даже подавляя проявления ее. В этом лежит разгадка одного из наиболее грустных “парадоксов” современной школы: сосредоточивая все свои силы на развитии ума, она не только не добивается своих целей, не только не дисциплинирует ум и не развивает его, но часто даже притупляет и приостанавливает его естественное развитие”. Поэтому уделяется внимание и ставится задача развития личности учащихся в целом, а также рациональной и эмоциональной сферы учеников, их творческих способностей, нравственности, культуры, образованности, особая роль отводится включению школьников в коллективные отношения со сверстниками и педагогическим составом.
Ребенка можно сравнить с нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходимы плодородная почва (благоприятная учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий. У растения главное – корень, у ребенка – душа. Учитель должен помочь раскрыться его душе для эмоционального, духовно-нравственного восприятия мира. Ребенку нужны не абстрактные знания, а практические, необходимые для участия в реальной жизни и профессиональном труде. Учить надо “естественно”: создать специальную “учебную среду”, которая даст возможность ребенку наиболее полно раскрыть таящиеся в нем природные силы и возможности. В “учебной среде” и происходит обучение детей, полностью отвечающее их потребностям, интересам и стремлениям.
Задачу в современном обществе я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы научить детей умению учиться. Функция учителя – содействие дарованиям, самостоятельности и инициативе школьников. А при организации образовательного процесса учитывать общие принципы: гибкая форма организации обучения, учитывающая потребности, интересы, способности детей, возможность выбора занятий (особенно для старшеклассников); приоритет групповой и индивидуальной форм работы; наличие разнообразных материалов для самостоятельной практической работы; самоуправление; опора на существующий уровень развития ребенка и представление условий для его роста. Учитель играет здесь роль советчика, опытного помощника, координатора общей деятельности. Его функции – стимулировать познавательные интересы школьников, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Учитель вместе с коллегами, родителями учащихся, самими детьми организует специальную учебную среду, которая стимулирует естественные потребности детей в приобретении новых знаний, в творчестве, в общении со сверстниками и педагогами. Учебный процесс ориентируется на индивидуальный ход развития каждого учащегося. В такой организации образовательного процесса особое значение приобретает развитие мотивации учащихся, их ответственности по отношению к собственному обучению. Соревнование в процессе обучения между соучениками заменяется кооперацией, сотрудничеством. К ребенку нужно относиться как к личности, признавая права детей на собственное мнение, на самореализацию, учитываются их индивидуальные потребности и интересы.
Практический аспект решения проблемы соотношения обучения и развития предполагает использование концепций развивающего обучения: необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся. Такое обучение способно изменить ход развития ребенка, развитие психических функций может ускорено в специально организованной коллективной учебной деятельности, развитие психики школьника в деятельности и коллективе ведет к развитию его личности. Данное направление основывается на понятиях Выготского Л.С. – “зона актуального развития” (достигнутый уровень своего развития ребенком) и “зона ближайшего развития” (расстояние между уровнем его актуального развития и уровнем возможного развития).
Идеи развивающего обучения базируются на следующих принципах:
- принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении;
- принцип обучения на высоком уровне трудности;
- принцип обучения быстрым темпом;
- принцип осознания школьниками процесса учения;
- принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.
В качестве ведущих принципов обучения рассматриваются принципы самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в массовой практике должны использоваться активные формы и методы обучения. Это:
- Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.
- Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.
- Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.
- Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.
- Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.
- Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.
- Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования)они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.
- Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального. мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.
- Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь – вооружить средствами поиска или бросить “яблоко” (намек, подсказку).
- Эвристический метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, брейнсторминг, ТРИЗ и др.
- Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.
- Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.
- Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.
- Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).
- Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.
- Технология “обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
- Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.
- Метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.
- Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).
Таким образом, для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке прослеживаются некоторые общие подходы:
- совершенствование системы усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков;
- активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей школьников; развитие критического мышления в процессе обучения;
- развитие мотивации к учению, познавательных интересов учащихся; стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;
- организация кооперирования, сотрудничества учащихся при решении определенной задачи; использование разнообразных форм учебной работы;
- организация учебно-поисковой деятельности, различных форм самостоятельной работы учащихся;
- применение компьютерных технологий в учебном процессе;
- допускается обучение учащихся в разном темпе и усвоение ими разного объема знаний;
- проведение развивающих учебных игр;
- организация тренинговых занятий: коммуникативные тренинги, тренинги по развитию памяти, внимания, мышления, креативности и др.
Общая идея такова: с учетом разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Найти и создать эти условия – задача каждого педагога.
КАК СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ?
Это:
- : Структура урока изучения нового материала с личностно ориентированной направленностью и развитием критического мышления (на базовом и повышенном уровнях); : План изучения отдельной темы или раздела учебной программы;
- Приложение 3 : Мой урок: “Съесть вместе пуд соли” (самовоспитание: развитие критического мышления).
КАК ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ?
Это:
- Приложение 4. Разработка учебного занятия элективного курса “Основы экологии” в 10 классе:
- конспект учебного занятия по теме: “Тематический учет знаний по теме “Организм и среда””;
- презентация к учебному занятию (сопровождение хода занятия).