Тип проекта: познавательный.
Продолжительность: январь – апрель.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность проекта:
В последнее время интерес к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое окружало с первого дня рождения.
С первых лет жизни ребёнка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Приобщение детей к русской культуре в нашем детском саду происходит на основе интегрированного подхода. Знакомя дошкольников с народными традициями и праздниками, формируем представление детей о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. Проект «Приобщение детей к народной культуре через народные традиции и праздники» основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной и театрализованной деятельности. Ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребёнка радостное настроение, эмоциональный подъём и формировать праздничную культуру. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, оформлении группы, зала. Это способствует социализации ребёнка, формирует его активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи:
- Знакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями, народными промыслами.
- Активизировать речь, расширять словарный запас детей.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.
- Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.
Прогнозируемый результат:
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках;
- Использование детьми в речи произведений народного фольклора ( потешек, считалок, загадок, закличек и приговорок, пословиц и поговорок);
- Развивать у детей умение играть в русские народные игры, используя считалки;
- Расширение у детей представления о особенностях народной росписи;
- Знание сказок и сказочных героев;
- Создание мультимедийных игр ( «Россия – Родина моя», «Четвёртый лишний», «Широкая масленица» и т.д.) для формирования гражданственно – патриотического отношения и чувства сопричасности к культурному наследию нашего народа.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Этап |
Содержание деятельности |
Сроки |
Поисковый |
Формулируется проблема, определяются темы, цели, сроки. Планируются предстоящие дела и определяются средства. | Январь |
Аналитический |
Проводится поиск информации в литературе, Интернете, помощь специалистов. | Февраль |
Практический |
Привлекаются дети к достижению
намеченного плана по заранее разработанному
алгоритму. Реализуются основные совместные действия: чтение литературы, беседы, обсуждения, просмотры, участие в НОД и мероприятиях. Проводятся совместные и индивидуальные репетиции. |
Январь – Апрель |
Презентационный |
Проводится представление продукта проектной деятельности. | Конец апреля. |
Организационные формы работы над проектом
Формы работы |
Название |
Сроки |
НОД |
Тема: «Городецкая роспись»
Тема: «Рисуем отгадки к народным загадкам»
Тема: «Гжель»
|
Январь
Февраль
Апрель |
Праздники и развлечения |
|
Январь |
Народные игры |
|
На занятиях, в самостоятельной деятельности, на прогулке |
Режимные моменты |
Разучивание произведений устного
народного творчества, чтение и использование их
в режимных моментах. (Загадки, потешки, народные песенки, скороговорки, заклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки) |
В течение года |
Работа с родителями |
|
Февраль |
Методическая работа педагогов |
Создание мультимедийных игр:
|
Январь – апрель |