Тип урока: комбинированный
Цели урока: создание условий для формирования системы знаний о многообразии костных рыб, их особенностях и значении.
Задачи урока
- Образовательные: сформировать понятие о многообразии костных рыб на примере осетровых, двоякодышащих, кистеперых и лучеперых. Изучить особенности их строения и приспособленность к среде обитания
- Развивающие: способствовать развитию умений работать с тестом учебника, выделять главное, сравнивать, структурировать информацию, формулировать выводы. Формировать навыки самооценки, взаимооценки.
- Воспитательные: формировать коммуникативность учащихся через совместную работу.
Планируемые результаты
Знают:
- характерные признаки осетровых, двоякодышащих, кистеперых и лучеперых рыб
Умеют:
- определять принадлежность костных рыб к осетровым, двоякодышащим, кистеперым и лучеперым;
- сравнивать рыб различных таксономических групп;
- выявлять приспособленность рыб к разным условиям обитания;
- объяснять взаимосвязь строения, образа жизни и среды обитания животных;
Закрепят умения
- работать в группе, осуществляя взаимообучение;
- структурировать информацию в виде кластера или опорного конспекта;
- осуществлять самооценку, взаимооценку.
Фаза урока | Этап, время | Описание АМО | Ключевые компетенции, которые формируются при использовании данного метода | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока |
І. Начало образовательного мероприятия | 1. Приветствие 1 мин 2. Вхождение в тему урока 3 мин |
АМО “Подари улыбку” Для создания комфортной атмосферы на уроке ученики дарят друг другу улыбку. АМО “Кто лишний” Цели и задачи метода: стимулирование активной и осознанной деятельности. Для реализации метода требуется флипчарт или презентация с изображением рыб: акулы, ската и осетра” Среди трех иллюстраций, на которых изображены акула, скат и осетр необходимо найти, кто лишний и обосновать свой ответ. Ученики указывают на осетра, обосновав свой ответ тем, что акула и скат относятся к хрящевым рыбам. Привели основные признаки, по которым можно отличить хрящевых рыб. Определив, каких знаний не хватает для характеристики костных рыб, ученики сформулировали тему и цели урока. |
Коммуникативная
Учебно-познавательная |
Создание благоприятной обстановки для
дальнейшего взаимодействия на уроке Формирование учебной мотивации |
3. Актуализация знаний. 4 мин |
АМО “Вопрос-ответ” Цели и задачи метода: определить степень усвоения домашнего задания. Актуализировать знания об особенностях хрящевых и костных рыб. Ученики работают в парах, проверяя домашнее задание с использованием диаграммы Венна, на основе которой задают друг другу вопросы. (Сравнительная характеристика хрящевых и костных рыб). Осуществляют взаимооценку . За каждый правильный ответ - 1 балл. (Максимальное количество баллов - 5) |
Социальная Учебно-познавательная |
Продуктивное взаимодействие, работа всех учащихся класса. | |
ІІ. Работа над темой | 1. Проработка содержания темы 20 мин. |
АМО “Каждый учит каждого”, “Кластер” Цели и задачи метода: формировать умения работы с информацией; формировать навыки анализа и систематизации полученной информации; развивать понятийный аппарат; формировать навыки совместной работы. Необходимые материалы: указатели для обозначения столов с буквами А,Б,В,Г. Жетоны с номерами участников Оценочный бланк Бумага формата А-3 Фломастеры Технология проведения. Работают в группах переменного состава. Класс делится на группы – стол А,Б,В, Г 1 группа Осетровые стр 190 2 группа Двоякодышащие рыбы стр 191 3 группа Кистеперые рыбы стр 191 4 группа. Лучеперые рыбы стр 191-192 После подготовки они пересаживаются таким образом, что за столом “А” собираются ученики с жетонами А-1;Б-1, В-1, Г-1; За столом “Б” -А-2, Б-2,В-2, г-2 и т.д., осуществляя взаимообучение. После проработки материала составляют кластер, или постер, или опорный конспект (по выбору группы) Лидеры групп следят за работой, оценивают деятельность каждого ученика на основе предложенных критериев оценивания. |
Информационная Учебно-познавательная Коммуникативная Социальная |
Продуктивное взаимодействие. Создание
благоприятных условий для познавательного
развития учеников. Создание условий для
инициативы и творческой деятельности.
|
2.Закрепление полученных знаний 10 мин |
АМО “Две звезды и пожелание” Цели и задачи метода: обеспечить формирование умений анализировать, осуществлять самооценку, взаимооценку Группы представляют результаты работы, осуществляют оценивание с использованием стратегии “Две звезды и пожелание” Необходимые материалы: цветные стикеры. Когда учащиеся комментируют итоги работы групп по составлению кластера или опорного конспекта они определяют и указывают на два положительных момента – “две звезды” – и на один момент, который заслуживает доработки, – “пожелание” Свои комментарии пишут на стикерах и прикрепляют к плакатам, на которых выполнено задание. |
Учебно-познавательная Коммуникативная: УУД: владение монологической речью; умение слушать, оценивать деятельность |
Создание условий для формирования навыков взаимооценивания в тактичной форме. | |
ІІІ. Завершение образовательного мероприятия | 1. Эмоциональная разрядка 2 мин
2. Рефлексия 5 мин |
АМО "Сбрось усталость" Цели и задачи метода: снять общее утомление, повысить самочувствие учащихся Ученики встают, расставив ноги, немного согнув их в коленях. Руки свободно опущены, голова склоняется к груди. Начинают слегка покачиваться в стороны, вперед, назад. Затем встряхивают головой, руками, ногами, телом. АМО “ХИМС" Цели и задачи метода: организовать рефлексию для получения обратной связи о результативности урока. Необходимые материалы: цветные стикеры Каждый ученик пишет на стикере: Х - что было хорошо. И - интересно. М - мешало. С - возьму с собой. Затем стикеры приклеиваются на доску |
Социальная. Личностные УУД: способность к рефлексии |
Обеспечивает эмоциональную и
физическую разрядку.
Обеспечивает широкие возможности ученикам для рефлексии собственной деятельности |