Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе использования технологии АМО

Разделы: Биология


Тип урока: комбинированный

Цели урока: создание условий для формирования системы знаний о многообразии костных рыб, их особенностях и значении.

Задачи урока

  • Образовательные: сформировать понятие о многообразии костных рыб на примере осетровых, двоякодышащих, кистеперых и лучеперых. Изучить особенности их строения и приспособленность к среде обитания
  • Развивающие: способствовать развитию умений работать с тестом учебника, выделять главное, сравнивать, структурировать информацию, формулировать выводы. Формировать навыки самооценки, взаимооценки.
  • Воспитательные: формировать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Планируемые результаты

Знают:

  • характерные признаки осетровых, двоякодышащих, кистеперых и лучеперых рыб

Умеют:

  • определять принадлежность костных рыб к осетровым, двоякодышащим, кистеперым и лучеперым;
  • сравнивать рыб различных таксономических групп;
  • выявлять приспособленность рыб к разным условиям обитания;
  • объяснять взаимосвязь строения, образа жизни и среды обитания животных;

Закрепят умения

  • работать в группе, осуществляя взаимообучение;
  • структурировать информацию в виде кластера или опорного конспекта;
  • осуществлять самооценку, взаимооценку.

Приложение.

Фаза урока Этап, время Описание АМО Ключевые компетенции, которые формируются при использовании данного метода Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока
І.  Начало образовательного мероприятия 1. Приветствие

1 мин

2. Вхождение в тему урока

3 мин

АМО “Подари улыбку”

Для создания комфортной атмосферы на уроке ученики дарят друг другу улыбку.

АМО “Кто лишний”

Цели и задачи метода: стимулирование активной и осознанной деятельности.

Для реализации метода требуется флипчарт или презентация с изображением рыб: акулы, ската и осетра”

Среди трех иллюстраций, на которых изображены акула, скат и осетр необходимо найти, кто лишний и обосновать свой ответ. Ученики указывают на осетра, обосновав свой ответ тем, что акула и скат относятся к хрящевым рыбам. Привели основные признаки, по которым можно отличить хрящевых рыб. Определив, каких знаний не хватает для характеристики костных рыб, ученики сформулировали тему и цели урока.

Коммуникативная

 

Учебно-познавательная

Создание благоприятной обстановки для дальнейшего взаимодействия на уроке

Формирование учебной мотивации

  3. Актуализация знаний.

4 мин

АМО “Вопрос-ответ”

Цели и задачи метода: определить степень усвоения домашнего задания. Актуализировать знания об особенностях хрящевых и костных рыб.

Ученики работают в парах, проверяя домашнее задание с использованием диаграммы Венна, на основе которой задают друг другу вопросы. (Сравнительная характеристика хрящевых и костных рыб). Осуществляют взаимооценку . За каждый правильный ответ - 1 балл. (Максимальное количество баллов - 5)

Социальная

Учебно-познавательная

Продуктивное взаимодействие, работа всех учащихся класса.
ІІ. Работа над темой 1. Проработка содержания темы

20 мин.

АМО “Каждый учит каждого”, “Кластер”

Цели и задачи метода: формировать умения работы с информацией; формировать навыки анализа и систематизации полученной информации; развивать понятийный аппарат; формировать навыки совместной работы.

Необходимые материалы: указатели для обозначения столов с буквами А,Б,В,Г.

Жетоны с номерами участников

Оценочный бланк

Бумага формата А-3

Фломастеры

Технология проведения.

Работают в группах переменного состава.

Класс делится на группы – стол А,Б,В, Г

1 группа Осетровые стр 190

2 группа Двоякодышащие рыбы стр 191

3 группа Кистеперые рыбы стр 191

4 группа. Лучеперые рыбы стр 191-192

После подготовки они пересаживаются таким образом, что за столом “А” собираются ученики с жетонами А-1;Б-1, В-1, Г-1;

За столом “Б” -А-2, Б-2,В-2, г-2 и т.д., осуществляя взаимообучение.

После проработки материала составляют кластер, или постер, или опорный конспект (по выбору группы)

Лидеры групп следят за работой, оценивают деятельность каждого ученика на основе предложенных критериев оценивания.

Информационная

Учебно-познавательная

Коммуникативная

Социальная

Продуктивное взаимодействие. Создание благоприятных условий для познавательного развития учеников. Создание условий для инициативы и творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.Закрепление полученных знаний

10 мин

АМО “Две звезды и пожелание”

Цели и задачи метода: обеспечить формирование умений анализировать, осуществлять самооценку, взаимооценку

Группы представляют результаты работы, осуществляют оценивание с использованием стратегии “Две звезды и пожелание”

Необходимые материалы: цветные стикеры.

Когда учащиеся комментируют итоги работы групп по составлению кластера или опорного конспекта они определяют и указывают на два положительных момента – “две звезды” – и на один момент, который заслуживает доработки, – “пожелание”

Свои комментарии пишут на стикерах и прикрепляют к плакатам, на которых выполнено задание.

Учебно-познавательная

Коммуникативная: УУД: владение монологической речью; умение слушать, оценивать деятельность

Создание условий для формирования навыков взаимооценивания в тактичной форме.
ІІІ. Завершение образовательного мероприятия 1. Эмоциональная разрядка

2 мин

 

 

 

 

2. Рефлексия

5 мин

АМО "Сбрось усталость"

Цели и задачи метода: снять общее утомление, повысить самочувствие учащихся

Ученики встают, расставив ноги, немного согнув их в коленях. Руки свободно опущены, голова склоняется к груди. Начинают слегка покачиваться в стороны, вперед, назад. Затем встряхивают головой, руками, ногами, телом.

АМО “ХИМС"

Цели и задачи метода: организовать рефлексию для получения обратной связи о результативности урока.

Необходимые материалы: цветные стикеры

Каждый ученик пишет на стикере:

Х - что было хорошо.

И - интересно.

М - мешало.

С - возьму с собой.

Затем стикеры приклеиваются на доску

Социальная.

Личностные УУД:   способность к рефлексии

Обеспечивает эмоциональную и физическую разрядку.

 

 

 

 

Обеспечивает широкие возможности ученикам для рефлексии собственной деятельности