Урок литературного чтения "Тайны леса" (Г.Скребицкий "Лесной голосок")

Разделы: Начальная школа


Учебно-методическое обеспечение: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Учебник, 1-й класс. («Капельки солнца»). – Изд. 3-е, перераб. – 208 с., ил. ISBN 978-5-85939-262-9
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 1-й класс. – 64 с. ISBN 978-5-85939-648-1

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: формирование читательской компетенции учащихся

Задачи урока:

  • Предметные: развивать приемы понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; воспринимать на слух и понимать художественное произведение.
  • Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию; делать выводы.
  • Личностные: развивать умение вести учебный диалог; развивать творческий потенциал учащихся; учить оценивать свою работу.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Форма урока: урок диалогового общения

Оборудование:

  • Для учителя – учебник, ПК, проектор, экран, презентация «Тайны леса»
  • Для учащихся – учебник, тетрадь, письменные принадлежности

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

Дидактическая задача: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Ожидаемые результаты: наличие мотивации у детей к урокам литературного чтения.

Открыть на доске пословицу: Приложение 1. Слайд 2
Учение всегда найдёт применение
– Прочтите пословицу. Как вы её понимаете? (…)
– Хорошо, значит, сегодняшний урок пройдёт не зря

2. Актуализация знаний

Дидактическая задача: организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала.

Ожидаемые результаты: получать новое знание: поиск, открытие, фиксирование, применение в разных жизненных ситуациях; определять границы собственного знания и незнания.

– Ребята, вспомните название раздела, который мы начали читать на прошлых уроках?  Слайд 3
– Какие маленькие открытия вы сделали для себя при чтении произведений в данном разделе?
– Как вы думаете, что ждёт нас впереди?
– А какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать открытия?
– А чему вы хотите научиться на уроке литературного чтения? Поставьте для себя цель.

3. Работа с текстом до чтения

Дидактическая задача: вызвать желание читать, мотивацию к чтению

Ожидаемый результат: прогнозирование будущего чтения, вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками при решении учебных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Открыть слайд

Слайд 4
– Кто автор произведения?
– О чем вы подумали, прочитав название?
– Рассмотрите иллюстрацию
– Какую птицу нарисовал художник?
– Как решить ваши разногласия?
– Прежде чем начать читать текст, предлагаю подготовиться к чтению. (Работа в рабочей тетради стр 54 задание 2. Слайды 5,6)
– Вам интересно, какую же первую тайну леса открыл Георгий Скребицкий?

4. Минутка отдыха

Дидактическая задача:снять статическое напряжение

Ожидаемый результат: кратковременный отдых на уроке

5. Работа с текстомво время чтения

Дидактическая задача: обеспечить полноценное понимание текста

Ожидаемый результат: понимание текста, создание его читательской интерпретации

Первичное восприятие произведения. Читает учитель, учебники закрыты.

– Так какую же тайну леса открыл автору голосок кукушки?
Работа в рабочей тетради стр 54 задание 3 (вызывает затруднение, необходимо прочитать текст еще раз)

Комментированное чтение по частям (учебник стр 197)

Георгий Скребицкий. Лесной голосок

1

Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома, в берёзовом перелеске. (Что такое «березовый перелесок», в котором происходят события? Когда происходит действие?) Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. (Что значит «все кругом» купается в волнах тепла и света?) Надо мной струятся ветви берёз. (Почему автор написал «ветви берез струятся»?) Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. (Почему листья кажутся неодинаковыми – то зелеными, то золотыми?) А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке. (О каких волнах пишет автор?)
Солнце и в небе, и на земле... (Почему автор пишет: «Солнце и в небе, и на земле...») И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной. (Какое настроение передается нам читателям?)
– Что же мы прочитали в этой части? (Описание природы)
– Как предлагаете озаглавить эту часть?

2

И вдруг из этой солнечной дали (Как вы понимаете это выражение?) мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!» (А вам знаком?)
Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу.
– Что же привлекло автора в солнечной дали?
– Что мы узнали об авторе?
– Прочитайте последнее предложение.
– Какое чувство испытывает автор?
– Как озаглавим данную часть?

3

Увы, это оказалось совсем не просто. (Что мы слышим в голосе автора?) Я — к ней на голос. (Какое слово можно поставить вместо тире?) А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку», но уже совсем в другом месте. (Почему кукушка закуковала в другом месте?)
Как же её увидеть? (Почему так хочется автору увидеть кукушку?) Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи. (Посмотрите, автор как бы разговаривает с кукушкой, он уже с ней на «ты»; но разговаривает он с ней про себя.)
Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? (Приняла ли эту игру кукушка?) Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. (Почему автор так разволновался?) И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»
Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.
А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!» (Приняла ли эту игру кукушка?)
– Что нового узнали из этой части о кукушке?
– А об авторе?
– Что решил сделать автор?
– Как озаглавим эту часть?

4

Самостоятельное чтение

Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»
Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.
– Что же произошло в этой части?
– С кем сначала сравнил кукушку автор?
– Почему мы решили, что автор раньше видел ястребенка?
– Прочитайте предложение, в котором автор сделал свое открытие.
– Найдите описание кукушки. Прочитайте.
– Какие чувства испытывает автор, увидев птицу?
– Как озаглавим данную часть?

5

Я как кукукну ей из куста в ответ! (Как вы думаете, почему автор так сделал?) С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только её я и видел.
Но мне и видеть её больше не надо. (Почему автору больше не надо видеть кукушку?) Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке. (О какой лесной загадке говорит автор? Как автор мог заговорить с птицей на ее родном языке? Почему ему это удалось?)
Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.
– Что же заставило автора открывать все новые и новые тайны природы?
– Прав ли автор, что нет конца извилистым тропам?
– Как озаглавим эту часть?

6. Минутка отдыха

Дидактическая задача: снять статическое напряжение

Ожидаемый результат: кратковременный отдых на уроке

7. Работа с текстом после чтения

Дидактическая задача: обеспечить углубленное восприятие и понимание текста

Ожидаемый результат: корректировка читательской интерпретации объективным авторским смыслом; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

– Как Георгий Скребицкий объясняет, почему он вот уже много лет пишет о природе?
– Как бы вы назвали наш урок? Слайд 7
– Какую тайну леса открыл рассказчику голос кукушки?
– Какую птицу нарисовал художник?

8. Рефлексия

Дидактическая задача: способствовать развитию умения у первоклассников осознанно оценивать результат работы.

Ожидаемые результаты: оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самоконтроля.

– Какую чудесную тайну леса мы вместе с Г.Скребицким открыли сегодня на уроке?
– Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями?
– Вспомните, какую цель вы ставили в начале урока?
– Вы достигли этой цели?
– Достигли сами или с помощью?
– Оцените свою работу в дневниках. (Игра светофор (зажги свой сигнал)     Слайд 8

Зелёный сигнал – на уроке мне было всё понятно и интересно.
Жёлтый сигнал – всё понятно, но потребовалась помощь учителя и одноклассников.
Красный – я не понял тему сегодняшнего урока, мне нужна помощь учителя.)

– Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.

– Спасибо всем за работу!