Урок обобщающего повторения по темам "Введение" и "На какой Земле мы живем"

Разделы: География


В этом году я первый год начинаю работу по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Изучение географии начинается в 5-м классе. Я использую УМК “Полярная звезда” издательства “Просвещение”, который включает в себя: учебник “География 5-6” А.И. Алексеев, тетрадь “Мой тренажер” В.В.Николина, диск к учебнику, а также методическая литература в данном пособии. Начало учебного года показало, что пятиклассники гораздо менее организованны, чем ученики 6 класса, у них более рассеянное внимание, дети быстрее устают. Поэтому, вместо традиционного урока по теме обобщающего повторения, я решила провести игровой урок в виде географического квеста. В этот день в школе проходил день самоуправления и мне с удовольствием взялись помогать ученики 7 класса.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений по темам: “Введение”, “На какой Земле мы живем”. Форма: географический квест, который предполагает решение учебных и практических задач по темам, работа с географическими картами, с заданиями тетради “Мой тренажер” (в качестве домашнего задания).

Планируемые результаты

  • Предметный – знать содержание темы.
  • Метапредметный – умение планировать учебные действия в соответствии с учебной задачей, умение анализировать, обобщать, классифицировать, и устанавливать причинно-следственные связи, умение работать с информацией, представленный в различных форматах, умение работать в группе над общим заданием и находить общее решение, умение обосновывать свою точку зрения.
  • Личностные – умение самостоятельно оценивать собственные возможности в решении учебных задач, умение вести диалог и корректно отстаивать свою позицию, формировать потребность к самовыражению и самореализации, повышать интерес к географии и расширять свой кругозор.

Диагностический инструментарий

  • Тетрадь “Мой тренажер” (задания 12-18 стр. 9 дома);
  • Задания для проверки знаний и умений учащихся по темам (см. этапы квеста);
  • Ресурсное обеспечение программы;
  • Параграф 1-4;
  • Карты мира (физическая и политическая);
  • Портреты путешественников.

Ход урока

1. Организация начала урока. Объявление темы географического квеста. Разделение класса на команды. Выбор капитанов и названия команды. Выдача маршрутных листов.

2. Последовательное прохождение командами этапов квеста. Оценивание каждого этапа в баллах с записью в маршрутный лист команды.

Этап “Географическая викторина”

Проверяет усвоение основных понятий по темам. А также повторяет вопросы, изученные в курсе окружающего мира начальной школы

Примерные вопросы:

1. Материк – родина волнистых попугайчиков и кенгуру (Австралия).

2. Птицы, которые не умеют летать (страус. Пингвин).

3. Самое глубокое озеро в мире (Байкал).

4. Самое большое озеро в мире (Каспийское).

5. На каком материке нет ни одной реки (Антарктида).

6. На долю какого государства выпадает четверть всех землетрясений в мире (Япония).

7. Самые протяженные в мире горы (Анды).

8. Самые протяженные горы в России (Уральские).

9. Самые высокие горы (Гималаи).

10. Самый неспокойный океан, где чаще всего бывают цунами, землетрясения, штормы (Тихий).

11. Океан, расположенный в одном полушарии (Индийский).

12.Самый большой остров (Гренландия).

13. Самый маленький материк (Австралия).

14. Самый большой материк (Евразия).

15. Материк, который открыли позже других (Антарктида).

16. Кто автор книги “Хождение за три моря” (Афанасий Никитин).

17. В каком океане находится “Огненное кольцо” (Тихий).

Этап “Узнай мир”

Развивает интерес учащихся к географическим картам. Проверяет знание карты, поощряет умение работать в команде и приходить к общему решению.

Найди и покажи на карте: Гавайские острова, Филиппинские острова, мыс Доброй Надежды, Большие Антильские острова, остров Огненная Земля, Магелланов пролив, Берингов пролив, остров Мадагаскар, остров Гренландия, самый большой материк. Самый маленький материк, материк, состоящий из двух частей света, часть света, состоящая из двух материков, самый глубокий океан, самый пресный океан.

Этап “Угадай путешественника”

Проверяет усвоение основных этапов развития географических знаний о Земле, роль каждого из путешественников в освоении земли, развивает зрительную память учащихся.

Часть 1

1. Тверской купец. Совершил путешествие из России в Индию. Автор путевых заметок “Хождение за три моря” (Афанасий Никитин).

2. Известный мореплаватель. Стремился открыть морской путь в Индию, плывя из Европы на запад. Открыл множество островов и даже целую часть света. До конца жизни был убежден, что открытые им земли – Индия. (Христофор Колумб).

3. Португальский мореплаватель, экспедиция которого первой совершила кругосветное путешествие (Магеллан).

4. Этот землепроходец положил начало географическим открытиям в Сибири (Ермак Тимофеевич).

5. Этот путешественник был убит на Филиппинских островах в стычке с туземцами(Магеллан).

6. Под его руководством из первого кругосветного путешествия вернулся единственный уцелевший корабль(Элькано).

7. Этот путешественник писал: “риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях, настолько велик, что ни один человек никогда не решиться проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. (Джеймс Кук).

8. Так назывались шлюпы первой русской арктической экспедиции (Восток и Мирный).

9. Какие географические названия говорят нам об их первооткрывателях или исследователях (проливы – Магелланов, Берингов, мысы – Челюскин, Дежнева, моря – Лаптевых, Берингово, остров Тасмания, город Хабаровск и др.).

Часть 2

Смотреть слайд “Путешественники”. Назови фамилии путешественников. Какие районы они исследовали?

  • Никитин;
  • Марко Поло;
  • Беллинсгаузен;
  • Лазарев;
  • Кук;
  • Васко Да Гамма.

Этап “Знаешь ли ты политическую карту”

Задание этапа: с помощью карты заполни таблицу.

Задание подготавливает школьников к участию в олимпиаде по географии, развивает умение пользоваться различными картами атласа, проверяет усвоение знаний о материках и частях света, учит анализировать и классифицировать информацию.