Введение
Определение жизненного пути, ориентация учащихся в мире профессий — важнейшая часть воспитательной работы. Представленная программа разработана в рамках деятельностного подхода к воспитанию и обучению, ставит своей целью формирование субъектно-активной позиции учащихся 10–11-х классов по отношению к собственному профессиональному будущему через разработку индивидуальных проектов. Индивидуальное проектирование позволит реализовать следующие задачи: структурирование представления учащихся о будущем, развитие навыка целеполагания и планирования действий, развитие навыка конструктивной критики, формирование жизненных ориентиров (“путеводная звезда”), формирование субъектной позиции, развитие уверенности в собственных силах (снижение уровня тревоги). Форма группового тренинга способствует активному включению участников в обучающие ситуации, эмоциональному проживанию, что позволяет им в игровой форме приобрести опыт моделирования эффективных стратегий достижения, самоопределения и продуктивного планирования - с учётом индивидуальных особенностей, ценностных установок и склонностей каждого. Использование таких инструментов как “Пирамида логических уровней” Р.Дилтса, “Круг субличностей” Р.Ассаджиоли (в модификации), техники “SWOT-анализ”, открытых вопросов и целеполагания с ориентацией на критерии SMART позволяет эффективно организовать процессы саморефлексии участников, сделать групповую и индивидуальную работу комфортной и увлекательной.
Цель курса: разработка индивидуальных проектов профессиональной самореализации.
Планируемый результат: формирование субъектно-активной образовательной позиции выпускников.
Форма работы: групповой тренинг.
Типы задач: анализ и преобразование ситуативных моделей, взаимодействие в парах и тройках, супервизия, проектирование.
Категория обучаемых: учащиеся 10-11 классов.
Количество: до 15 человек.
Форма итоговой аттестации: защита проекта.
Ресурсное обеспечение программы:
- тренинговый зал;
- канцелярские принадлежности (цветные маркеры, бумага, клей и пр.);
- мультимедиа-оборудование;
- дидактические материалы.
Режим занятий: 2 очно (тренинг)/ 2 часа заочно (создание интеллектуального продукта)/1 час интерактивно (супервизия).
Основная часть. Содержание групповых занятий. Тематическое планирование <см. Приложение_1>
Занятие 1. Образ внутреннего мира.
Цель: создание условий для формирования образа “Я-в мире”; групповое сплочение.
Задание 1. “Ассоциации”.
Цель: создание “обратной связи” между участниками; оформление “психологической территории” личности .
Инструкция:
а) один из участников отгадывает загаданного группой человека, задавая группе вопросы, вызывающие ассоциации, например: “Если бы это был цветок (дерево, посуда, животное, музыка, цвет и т.п.), то какой?”
б) рефлексия: “Были ли ассоциации, которые вас удивили?”, “Как вы сами видите себя?” и т.п.
Задание 2. “Картинная галерея”.
Цель: поиск внутренних ресурсов, формирование личной идентичности.
Инструкция:
а) нарисовать некий образ, который был бы отражением Я участника;
б) рисунки перемешиваются, участники стараются определить, чей рисунок и делают предположения, какие черты данной личности могли бы стать ресурсами.
в) каждый участник сам комментирует свой рисунок.
Задание 3. “Ладошки”.
Цель: оформление “психологической территории” личности.
Инструкция:
а) деление на малые группы;
б) на большом листе каждая группа создаёт некий рисунок, обводя ладони (правая ладонь олицетворяет будущее, левая – настоящий момент);
в) нарисовать “контакты” между “ладошками”;
г) нарисовать общую границу рисунка (“рамку”);
д) рефлексия: Как простраиваются границы? Кто и как часто нарушает чужие границы? Какие чувства, мысли возникали?
Занятие 2. Планы на будущее. Жизненные цели.
Цель: создание условий для формирования временной перспективы.
Задание 1. “Рука судьбы”.
Цель: включение в групповую работу, создание “проблемной ситуации”.
Инструкция:
а) участникам предлагается “вслепую” вытянуть из коробки листочки с названиями профессий;
б) участникам предлагается представить, что им придётся существовать в данной роли;
в) рефлексия: чувства, мысли по поводу пережитого.
Задание 2. “Планы на будущее”.
Цель: актуализация представлений о будущем.
Инструкция:
а) Беседа с аудиторией: участники по очереди рассказывают о своих планах, ведущий задаёт наводящие вопросы .
- Давайте порассуждаем: как мы выбираем свои цели? Ну, например, представьте, что Вы обладаете неограниченными средствами! Вам предоставляется возможность поехать отдыхать…Какой отдых Вы бы выбрали и почему?
б) Подача установки на дальнейшую внутреннюю работу группы.
- Таким образом, при постановке целей мы руководствуемся каким-то общим направлением, общим смыслом, который хотим приобрести…Обычно этот смысл выше, шире отдельных желаний/целей. Я предлагаю Вам выполнить упражнение, которое поможет определить ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ Ваших начинаний…
Задание 3. “История героя”.<см. Приложение_2>
Цель: снятие деструктивных ограничений воображения, создание желаемого образа “Я”.
В основе упражнения - принцип интеграции субличностей Р.Ассаджиоли.
Инструкция: участникам предлагается визуализация с элементами рисования (подробное описание см. в Приложении_2).
Задание 4. “Рефлексия”.
Беседа в форме высказываний по кругу: какие мысли есть по поводу проделанного? Стала ли цель реальнее, ближе?
Занятие 3. Ресурсы и препятствия.
Цель: создание условий для структурирования временной перспективы; укрепление “веры в себя”.
Задание 1. “Стереотипы”.
Цель: идентификация индивидуальных стратегий преодоления.
Инструкция:
а) участники становятся в круг;
б) ведущий раскладывает в центре круга различные предметы (их должно быть на 1 меньше, чем участников; обязательно должны быть предметы как более привлекательные, так и менее “ценные”, “практичные” и “бесполезные”).
в) по сигналу ведущего участники стараются завладеть тем или иным предметом;
г) рефлексия в круге: что хотели? что получили? какие чувства? Важно: принцип выбора предмета и техника “захвата”.
Задание 2. “Цепочка шагов”.
Важно: сначала исполняется демонстрация, затем – в парах.
Цель: развитие навыка целеполагания и планирования.
Инструкция:
а) “Задумайте цель: выберите из перечисленных Вами одну конкретную задачу, решение которой приблизит Вас к состоянию ПОБЕДИТЕЛЯ”;
б) “Представьте, что однажды утром вы проснулись, и поняли, что случилось ЧУДО: желание исполнилось”. Как вы этой поймёте? Что Вы увидите/услышите/почувствуете? Выделите КЛЮЧЕВЫЕ характеристики результата.
в) “5 шагов к цели”: участнику предлагается распределить в пространстве перед собой небольшие (6х6) листочки бумаги различных цветов, изобразив “шаги” к достижению цели, отметить какой цвет любимый;
г) участник проходит пошагово каждый этап; важно провести обсуждение каждого “шага”: всё ли устраивает? Сколько времени займёт каждый шаг? Какие шаги будешь делать в первый день (в первую неделю и т.п.)? Что поможет (ресурсы)?
д) участнику предлагается “выйти” с простроенной линии, посмотреть со стороны: всё ли устраивает?
е) участнику предлагается встать на позицию конечного “шага”, обернуться из точки результата посмотреть на всю пройденную дорогу. Сказать себе то, что он считает важным.
Задание 3. “ Миссия”.<см. Приложение_3>
Цель: согласование и интеграция разных аспектов субъективного опыта личности, от внешнего окружения к внутреннему духовному “стержню”.
В основе - “Пирамида логических уровней”, предложенная Р.Дилтсом.
Инструкция:
а) знакомство с теорией “уровней” человеческого опыта. Важно отметить отсутствие равенства между, например, поступками и убеждениями личности, необходимость их разделять.
б) участники изготавливают карточки с названиями уровней: “окружение”, “поведение”, “способности”, “ценности/убеждения”, “личностное своеобразие”, “миссия/духовность”.
в) каждый выбирает себе место в пространстве, где располагает “уровни” (карточки) так, чтобы расстояние между ними было не меньше шага и соблюдалась последовательность “уровней”.
г) участникам предлагается определить для себя цель и, следуя инструкции ведущего, совершить “путешествие” между уровнями (содержание инструкции см. в Приложении_3).
д) рефлексия (ощущения)
Задание 4. “Подарок мудреца”.
Цель: актуализация внутренних ресурсов личности.
Инструкция: участники, расслабившись, представляют себе, что однажды они шли по дороге и повстречали мудрого Доброго Волшебника …И решили спросить у того совета: куда им идти дальше? Но Мудрец промолчал, а вместо ответа вынул из-за спины ПОДАРОК…Далее ведущий расспрашивает: кто что представил и как участнику кажется, что означает подарок Мудреца (т.е. нашей интуиции)?
Занятие 4. Моделирование профессиональной Я-концепции.
Организационно-деятельностная игра “Перспектива”.<см.Приложение_4>
Цель: создание условий для осознания участниками целостности и временной непрерывности Я, своих ценностных позиций.
Требования к составу участников:
Желателен смешанный состав игровых групп (общешкольный уровень), т.к. это способствует расширению сферы обмена опытом, взглядами, мнениями, мировоззренческими моделями.
Занятие 5. Проектирование <см. файл “Презентация”>.
Цель: создание условий для актуализации ценностного содержания временной перспективы; укрепление “веры в себя”.
Задание 1. “Опасность VS Возможность”
Цель: эмоциональное погружение в проблемное поле занятия, формирование мотивации к проектной деятельности.
а) демонстрация ассоциативного стимульного материала (используется набор слайдов с сюжетом – метафорой “Преодоление”: цветок прорастает, пробиваясь сквозь толщу земли, и раскрывается к свету; караван идёт через пустыню; люди с разным цветом кожи создают семьи; древняя архитектура сохраняется в веках; герои пробираются сквозь завесу, альпинист взбирается на гору и т.п.);
б) запрос эмоциональных реакций, умозаключений по методу аналогии: “Какие мысли и чувства рождаются после просмотра?”, “Что объединяет эти истории?”;
в) фиксация границ проблемного поля занятия - работа с ключевыми понятиями: “преодоление”, “смыслы”, “ресурсы”, “риски”, “возможности”.
Задание 2. “Карта моего будущего”.
Цель: структурирование/закрепление структуры образа будущего.
а) ведущий предлагает на выбор две визуальные метафоры понятия “ПЕРСПЕКТИВА” - какая из них ближе? Почему?
б) участники делятся на группы по 4-6 человек, в зависимости от сделанного выбора (смешанно или однородно — по соображениям участников);
в) с помощью фломастеров, цветных иллюстраций из журналов, красок, мелков, вырезок из журналов, цветной бумаги и т.д. группы на листах ватмана (А3) изображают желаемое будущее, ход его достижения, ресурсы и т.д.;
г) презентация работ.
Задание 3. Работа с техникой “SWOT-анализ”.
Цель: определение стратегии достижения результата.
Работа в парах. Участники получают карты (формат А4), разделённые на 6 секторов:
- описание образа результата;
- возможности (внешние ресурсы);
- сильные стороны (внутренние ресурсы);
- как использовать сильные стороны в сочетании с возможностями, которые предоставляет внешний мир?
- угрозы (внешние);
- как отразить угрозы за счёт сильных сторон?
Участникам предлагается заполнить все 6 секторов. Далее участники делятся переживаниями, ведущий стимулирует участников к обсуждению ценностных аспектов.
Задание 4. “Преодоление”.
Цель: интеграция ключевых факторов “первого шага”.
Инструмент: проективная методика ассоциативные метафорические карты <издательство “OH-Verlag”>, http: www.oh-cards.ru сюжетного содержания/ с абстрактными мотивами (либо самостоятельно изготовленные карточки с абстрактными мотивами).
Участникам предлагается вытянуть вслепую 5 карточек, определяя их как проекцию мотивов: “Ситуация сейчас (проблема/задача)”, “Истоки проблемы в прошлом”, “Возможности и перспективы”, “Ресурсы (имеющиеся)”, “Возможное решение”.
Далее участники трактуют выпавшие им изображения с точки зрения их жизненной ситуации. После этого им предлагается вытянуть вслепую ещё одну карту, чтобы прокомментировать любую из первоначальных картинок, наиболее нуждающуюся в пояснении.
Занятие 6 (итоговое).
Защита индивидуальных проектов.
Заключение
Основные задачи, которые решает данный тренинг, - формирование субъектной позиции участников по отношению к событиям их жизни, повышение компетентности в вопросах целеполагания и планирования, а также создание позитивного образа будущего. Ключевые концепты коучингового подхода – осознание и ответственность, сосредоточенность на возможностях – как нельзя более подходят на роль базовых принципов организации тьюторского сопровождения в старших классах школы, частью которого является представленная программа занятий.
Список литературы. <см. Приложение_5>