Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта (2004г.) по физической культуре, примерной программы среднего (полного) общего образования и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2009) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений РФ. Рабочая программа составлена в соответствии с Региональным базисным учебным планом.
Уровень программы |
Программа |
Тип классов |
Количество часов |
Профильный |
Авторская |
10-11 |
4 |
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. Оценка успеваемости по физической культуре в 10-11 классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. По окончании 10-11 класса учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведённых в таблице «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Цели и задачи
На уроках физической культуры в 10-11 классах
решаются основные задачи, стоящие перед школьной
системой физического воспитания, которые
вытекают из цели общего и среднего образования,
содействие всестороннему развитию личности на
основе овладения каждым учащимся личной
физической культурой.
На уроках продолжается работа по выработке
умений использовать средства физической
культуры для укрепления состояния здоровья,
противостояния стрессам, для отдыха и досуга. В
числе оздоровительных задач важное место
принадлежит формированию у молодых людей
общественных и личных представлений о
престижности высокого уровня здоровья и
разносторонней физической подготовленности, а
также содействию их гармоничному развитию.
В процессе усвоения материала программы,
углубляются знания старшеклассников о
закономерностях спортивной тренировки,
двигательной активности, о значении занятий
физической культурой для будущей трудовой
деятельности; даются конкретные представления о
самостоятельных занятиях с целью улучшения
физического развития и двигательной
подготовленности с учетом индивидуальных
особенностей учащихся.
Знать и уметь
Объяснять:
– роль и значение физической культуры в
развитии общества и человека, цели и принципы
современного олимпийского движения, его роль и
значение в современном мире, влияние на развитие
массовой физической культуры и спорта высших
достижений;
– роль и значение занятий физической культурой в
укреплении здоровья человека, профилактике
вредных привычек, ведении здорового образа
жизни;
– влияния плавания на организм человека;
– биомеханические основы плавания, понятие о
технике, общие требования к рациональной технике
плавания;
– основы техники спортивного и прикладного
плавания;
– выбор действий в экстремальных ситуациях на
воде;
– использование спасательных средств, для
оказания срочной помощи утопающему;
– виды утопления, причины и признаки. Оказание
первой помощи при различных видах утопления. Как
правильно провести искусственное дыхание, когда
требуется наружный массаж сердца и что важно
знать, для того чтобы помочь человеку.
Характеризовать:
– индивидуальные особенности физического и
психического развития и их связь с регулярными
занятиями физическими упражнениями;
– особенности функционирования основных
органов и структур организма во время занятий
физическими упражнениями на суше и в воде,
особенности планирования индивидуальных
занятий физическими упражнениями различной
направленности и контроля их эффективности;
– особенности организации и проведения
индивидуальных занятий физическими
упражнениями общей профессионально-прикладной и
оздоровительно-корригирующей направленности;
– особенности обучения и самообучения
двигательным действиям, особенности развития
физических способностей на занятиях физической
культурой;
– особенности форм урочных и внеурочных занятий
физическими упражнениями, основы их структуры,
содержания и направленности;
– особенности содержания и направленности
различных систем физических упражнений, их
оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
– личной гигиены и закаливания организма;
– организации и проведения самостоятельных
занятий физическими упражнениями и спортом;
– культуры поведения и взаимодействия во время
коллективных занятий и соревнований;
– профилактики травматизма и оказания первой
помощи пострадавшему на воде, при травмах и
ушибах;
– экипировки и использования спортивного
инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
– самостоятельные занятия физическими
упражнениями с общей профессионально-прикладной
и оздоровительно-корригирующей направленностью;
– контроль за индивидуальным физическим
развитием и физической подготовленностью,
физической работоспособностью, осанкой;
– приемы страховки и самостраховки во время
занятий физическими упражнениями, приемы
оказания первой помощи пострадавшему на воде,
при травмах и ушибах;
– приемы массажа и самомассажа;
– занятия физической культурой и спортивные
соревнования;
– судейство соревнований по плаванию.
Составлять:
– индивидуальные комплексы физических
упражнений различной направленности;
– планы-конспекты индивидуальных занятий и
систем занятий.
Определять:
– уровни индивидуального физического развития
и двигательной подготовленности;
– эффективность занятий физическими
упражнениями, функциональное состояние
организма и физическую работоспособность;
– дозировку физической нагрузки и
направленность воздействий физических
упражнений.
Демонстрировать (длина дорожки бассейна Образовательного центра 20 метров):
Физические способности | Физические упражнения | Юноши | Девушки |
Скоростно-силовые | Плавание спортивными способами
(дистанция 40 метров): Баттерфляй Кроль на спине Брасс Кроль на груди |
техника 44.2 45.7 35.5 |
техника 47.5 48.6 42.5 |
выносливость | Плавание одним из спортивных
способов Плавание комбинированным способом Плавание под водой |
400м, без остановок 400м, без остановок 20м |
400м, без остановок 400м, без остановок 20м |
Двигательные умения, навыки и способности:
Спортивное плавание
– преодолевать дистанции спортивными
способами плавания (баттерфляй, кроль на спине,
брасс, кроль на груди);
– преодолевать дистанции спортивными способами
плавания соответственно, поставленным целям: на
технику владения спортивными способами, на
скорость проплывания данной дистанции, на
выносливость;
–использовать стартовый прыжок, технику
поворота «маятник» и скоростного поворота для
достижения поставленной цели.
Прикладное плавание
– преодолевать дистанции
комбинированными способами плавания (брасс на
спине, плавание на боку);
– преодолевать дистанции под водой на
задержке дыхания;
– выполнять прыжки ногами вперед и прыжки
головой вперед;
– преодолевать дистанции с помощью подручных
средств (средств повышающих плавучесть,
переправы с помощью жердей, веревки, каната или
провода);
– демонстрировать умение использовать
спасательные средства, для оказания срочной
помощи утопающему;
– демонстрировать умение освобождения от
захватов (спереди и сзади);
– демонстрировать технику комбинированного
плавания и захватов для транспортировки
утопающего;
– демонстрировать оказание первой помощи при
различных видах утопления (искусственное
дыхание, наружный массаж сердца).
Физическая подготовленность учащихся
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Возраст, лет | Уровень |
|||||
Юноши |
Девушки |
||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
1 | Скоростные | Бег 30м, сек | 16 17 |
5,2 и ниже 5,1 |
5,1-4,8 |
4,4 и выше |
6,1 и ниже 6,1 |
5,9-5,3 |
4,8 и выше |
2 | Координационные | Челночный бег 3х10м, сек | 16 17 |
8,2 и ниже 8,1 |
8,0-7,7 |
7,3 и выше |
9,7 и ниже 9,6 |
9,3-8,7 |
8,4 и выше |
3 | Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места, см | 16 17 |
180 и ниже 190 |
195-210 |
230 и выше |
160 и ниже 160 |
170-190 |
210 и выше |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 16 17 |
1100 и ниже 1100 |
1300-1400 1300-1400 |
1500 и выше |
900 и ниже 900 |
1050-1200 |
1300 и выше |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения стоя, см | 16 17 |
5 и ниже 5 |
9-12 |
15 и выше |
7 и ниже |
12-14 |
20 и выше |
6 | Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши); на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девушки) | 16 |
4 и ниже 5 |
8-9 |
11 и выше |
6 и ниже |
13-15 |
18 и выше |
Учебно-тематический план изучения курса «Прикладная физическая культура. Прикладное плавание»
Разделы программы и название тем |
Количество часов |
|
10 класс |
11 класс |
|
Ведение 1. История развития
плавания |
1 |
1 |
Спортивное плавание 1. Основы
техники спортивного плавания. |
1 |
1 |
Прикладное плавание 1.
Закрепление и совершенствование техники
комбинированного плавания. |
8 |
8 |
Общая физическая подготовка и
специальная подготовка пловцов на суше 1.
Как правильно организовать тренировку. |
2 |
2 |
Итого часов | 136 |
136 |
Содержание программы
Введение
Тема 1. История развития плавания. Огромное
значение воды в жизни человека требовало
приспособления к необычной среде. Впервые попав
в воду, человек тонет. Поэтому плавание –
жизненно необходимый навык, связанный с
освоением водной среды и умением передвигаться в
ней. О том, какое значение несло в себе плавание в
древности, о том, как плавание приобрело
современный вид, раскрывает данная тема.
Тема 2. Роль и значение физической культуры в
развитии общества и человека.
Тема 3. Цели и принципы современного
олимпийского движения, его роль и значение в
современном мире.
Тема 4. Биомеханические основы плавания. Понятие
о технике, общие требования к рациональной
технике плавания.
Тема 5. Экстремальные ситуации на воде
Тема 6. Спасательные средства и их
применение. Что такое спасательные
средства, какие они бывают и умение использовать
их, для оказания срочной помощи утопающему –
лекционное занятие.
Тема 7. Виды утопления, причины и признаки.
Оказание первой помощи при различных видах
утопления. Виды утопления, причины и
признаки. Оказание первой помощи при различных
видах утопления. Как правильно провести
искусственное дыхание, когда требуется наружный
массаж сердца и что важно знать, для того чтобы
помочь человеку.
Тема 8. Техника безопасности на уроках
плавания. Лекционное занятие призвано
обсудить правила поведения во время подготовки к
уроку: в раздевалках, душевых, на бортике. А также
принять к сведению правила поведения и
соблюдения техники безопасности на уроках в
воде. Обратить внимание на методы самоконтроля и
первые признаки утомления.
Спортивное плавание
Тема 1. Основы техники спортивного
плавания. Биомеханические основы плавания,
понятие о технике, общие требования к
рациональной технике плавания, согласование
движений – лежат в основе техники спортивного
плавания. Гидростатическое равновесие тела, силы
реакции воды при движении тела, а также анализ
сил, тормозящих продвижение тела пловца вперед –
темы обсуждения данного лекционного занятия.
Тема 2. Закрепление и совершенствование
техники плавания способом кроль на спине.
Общеразвивающие, специальные, имитационные
упражнения для изучения гребковых движений
руками и ногами, а также согласование движений
спортивным способом кроль на спине. Специальные
упражнения с плавательной доской, колобашкой,
лопатками для закрепления и совершенствования
гребковых движений руками и ногами. Плавание в
полной координации способом кроль на спине.
Выполнение старта и поворотов на дистанции
кролем на спине. Выполнение контрольного
норматива на дистанции кролем на спине
(дистанции определяются по стандартным (25м и 50м)
или нестандартным (18м, 20м, 23м и тд.) размерам
бассейна).
Тема 3. Закрепление и совершенствование
техники плавания способом кроль на груди.
Общеразвивающие, специальные, имитационные
упражнения для изучения гребковых движений
ногами, движений руками и дыхания, а также
согласование движений ног, рук и дыхания
спортивным способом кроль на груди. Специальные
упражнения с плавательной доской, колобашкой,
лопатками для закрепления и совершенствования
гребковых движений ногами, руками и дыхания.
Плавание в полной координации способом кроль на
груди. Выполнение стартового прыжка и поворотов
на дистанции кролем на груди. Выполнение
контрольного норматива на дистанции кролем на
груди (дистанции определяются по стандартным (25м
и 50м) или нестандартным (18м, 20м, 23м и тд.) размерам
бассейна).
Тема 4. Закрепление и совершенствование
техники плавания способом баттерфляй.
Общеразвивающие, специальные, имитационные
упражнения для изучения гребковых движений
ногами, движений руками и дыхания, а также
согласование движений ног, рук и дыхания
спортивным способом баттерфляй. Специальные
упражнения с плавательной доской, колобашкой,
лопатками для закрепления и совершенствования
гребковых движений ногами, руками и дыхания.
Плавание в полной координации способом
баттерфляй. Выполнение стартового прыжка и
поворотов на дистанции баттерфляем. Выполнение
контрольного норматива на дистанции баттерфляем
(дистанции определяются по стандартным (25м и 50м)
или нестандартным (18м, 20м, 23м и тд.) размерам
бассейна).
Тема 5. Закрепление и совершенствование
техники плавания способом брасс.
Общеразвивающие, специальные, имитационные
упражнения для изучения гребковых движений
ногами, движений руками и дыхания, а также
согласование движений ног, рук и дыхания
спортивным способом брасс. Специальные
упражнения с плавательной доской, колобашкой,
лопатками для закрепления и совершенствования
гребковых движений ногами, руками и дыхания.
Плавание в полной координации способом брасс.
Выполнение стартового прыжка и поворотов на
дистанции брассом. Выполнение контрольного
норматива на дистанции брассом (дистанции
определяются по стандартным (25м и 50м) или
нестандартным (18м, 20м, 23м и тд.) размерам бассейна).
Тема 6. Закрепление и совершенствование
техники комплексного плавания. Пловец
преодолевает дистанцию четырьмя способами,
меняя их после прохождения каждой четверти
дистанции в следующей очередности: баттерфляй,
кроль на спине, брасс, кроль на груди. Завершение
каждой четверти дистанции должно производиться
по правилам финиша данного способа плавания.
Выполнение стартового прыжка и поворотов на
дистанции комплексом. Выполнение контрольного
норматива на дистанции комплексом (дистанции
определяются по стандартным (25м и 50м) или
нестандартным (18м, 20м, 23м и тд.) размерам бассейна).
Тема 7. Закрепление и совершенствование
техники поворотов (в процессе
совершенствования спортивных способов
плавания). Техника выполнения простого поворота
типа «маятник». Выполнение поворота «маятник» на
дистанциях кролем на спине, кролем на груди,
брассом и баттерфляем. Техника выполнения
скоростного поворота. Выполнение скоростного
поворота на дистанциях кролем на спине, кролем на
груди, брассом и баттерфляем.
Тема 8. Закрепление и
совершенствование техники стартового прыжка
(в процессе совершенствования спортивных
способов плавания). Техника выполнения
стартового прыжка. Выполнение стартового прыжка
на дистанциях кролем на груди, брассом и
баттерфляем. Техника выполнения старта при
плавании на дистанции кролем на спине.
Прикладное плавание
Тема 1. Освоение, закрепление и
совершенствование техники комбинированного
плавания. Общая характеристика техники
плавания способом брасс на спине и способа на
боку. Специальные упражнения для освоения
гребковых движений способом брасс на спине.
Согласование гребковых движений ногами и руками
при плавании способом брасс на спине.
Специальные упражнения для освоения гребковых
движений способом на боку. Согласование
гребковых движений ногами, руками и дыхания при
плавании способом на боку.
Тема 2. Ныряние (передвижение под водой). Выполнение
подготовительных упражнений в воде, специальных
упражнений для изучения задержки дыхания,
упражнений для изучения погружений в воду.
Выполнение простых прыжков в воду, выполнение
стартового прыжка и погружение под воду из
безопорного положения. Плавание под водой на
задержке дыхания.
Тема 3. Прыжки в воду. Освоение
прыжка ногами вперед, обсуждение вариантов
данного прыжка и в каких случаях применяются
прыжки ногами вперед. Освоение прыжка головой
вперед, способы выполнения данного прыжка и в
каких случаях используется прыжок головой
вперед.
Тема 4. Плавание в экстремальных условиях. Данная
тема призвана обсудить действия в экстремальных
условиях. Неожиданные или сложные ситуации на
воде могут вызвать у неопытного пловца
растерянность и страх, которые являются одной из
основных причин неправильных действий в воде.
Поэтому очень важно знать, как действовать в воде
в тех или иных сложных ситуациях.
Продолжительность безопасного пребывания в
воде, способы отдыха во время пребывания в воде,
судороги при плавании, плавание в ночное время,
плавание в одежде, плавание при сильной волне,
при попадании в водоросли, при сильном течении и
водоворотах, действия человека, провалившегося
под лед – темы лекционного и практического
занятий.
Тема 5. Преодоление водных преград. Переплавляться
вплавь можно с помощью подручных средств, а можно
не использовать их, поэтому критерию различают
переправы. Переправы вплавь, переправы с помощью
подсобных средств повышающих плавучесть,
переправы с помощью жердей, веревки, каната или
провода – практическое занятие.
Тема 6. Спасательные средства и их
применение. Что такое спасательные
средства, какие они бывают и умение использовать
их, для оказания срочной помощи утопающему –
обсуждаем и пробуем на практике.
Тема 7. Освоение техники приемов
освобождения от захватов утопающего. Освобождение
от захватов спереди: захват за одну или обе руки,
захват за туловище двумя руками, захват за шею
или голову, захват за ногу. Освобождение от
захватов сзади: за обе руки, за туловище под
руками, захват за шею. Лекционное занятие и
практические занятия на суше и в воде.
Тема 8. Освоение техники приемов
транспортировки утопающего. Применение
техники комбинированного плавания для
транспортировки утопающего. Освоение
двигательных действий при транспортировке на
суше, закрепление и совершенствование
приобретенного навыка в воде.
Тема 9. Оказание первой помощи при
утоплении. Виды утопления, причины и
признаки. Оказание первой помощи при различных
видах утопления. Как правильно провести
искусственное дыхание, когда требуется наружный
массаж сердца и что важно знать, для того чтобы
помочь человеку.
Общая физическая подготовка и специальная подготовка пловцов на суше
Тема 1. Как правильно организовать
тренировку. Постановка цели и выделение
обучающего, развивающего и воспитательного
аспектов. Подбор содержания учебного материала и
определение структуры урока. Наличие межэтапных
связей и применение форм организации
тренировочного процесса.
Тема 2. Метод круговой тренировки на
суше. Одна из форм организации
тренировочного процесса. Как правильно
подобрать упражнения, дозировку и хронометраж
круговой тренировки в зависимости от
поставленной цели.
Тема 3. Занятия в тренажерном зале. Одна
из форм организации тренировочного процесса. Как
правильно подобрать упражнения и дозировать
нагрузку в зависимости от поставленной цели.
Тема 4. Тренировка с использованием
специального инвентаря для проведения занятий
на суше. В процессе тренировки пловца
успешно применяются специальные гимнастические
комплексы, упражнения, имитирующие элементы
движений пловца. Комплекс специальной
гимнастики пловца обычно состоит из двух частей:
общеразвивающие упражнения и упражнений,
отражающих специфику избранного для
совершенствования способа плавания –
практические занятия.
Тема 5. Легкая атлетика. 10—11
классах продолжается работа по
совершенствованию техники спринтерского и
длительного бега, прыжков в длину и высоту с
разбега. Усиливается акцент на дальнейшее
развитие кондиционных (выносливости,
скоростно-силовых, скоростных) и координационных
(ориентирование в пространстве, ритм,
способность к согласованию движений и реакции,
точность дифференцирования основных параметров
движений) способностей. Уроки в этих классах в
значительной мере приобретают черты тренировки.
Программный материал по легкой атлетике
Основная направленность |
10—11 классы |
||
Юноши |
Девушки |
||
На технику спринтерского бега | Высокий и низкий старт до 40м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100м. Эстафетный бег | ||
На технику длительного бега | Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. Бег на 3000м | Бег в равномерном и переменном темпе 15-20 мин. Бег на 2000м | |
На технику прыжка в длину | Прыжки в длину с 13-15 шагов разбега | ||
На технику прыжка в высоту с разбега | Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега | ||
На развитие выносливости | Длительный бег до 25 мин, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка | Длительный бег до 20 мин | |
На развитие скоростно-силовых способностей | Прыжки и многоскоки, толкание ядра, набивных мячей, круговая тренировка | ||
На развитие скоростных способностей | Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов | ||
На развитие координационных способностей | Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий. | ||
На знания о физической культуре | Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Виды соревнований по легкой атлетике. Дозирование нагрузки при занятиях бегом. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований | ||
Самостоятельные занятия | Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой |
Список литературы:
1. ФГОС. Примерная программа по физической
культуре.
2. В.И. Лях, А.А. Зданевич «Комплексная
программа физического воспитания учащихся 1-11
классов» – Москва, «Просвещение», 2009
3. И.К. Латыпов. «Физическая культура в
профильном обучении» – Москва, Педагогический
университет «Первое сентября», 2006.
4. А.А. Кашкин, О.И. Попов, В.В. Смирнов.
«Плавание» – Москва, ОАО «Издательство
«Советский спорт», 2006.
5. Н.Ж. Булгакова. «Познакомьтесь – плавание»
– Москва, ООО «Издательство Астрель», 2002.
6. Н.Ж. Булгакова. «Азбука спорта: плавание» –
Москва, «Физкультура и спорт», 1999.
7. Государственный комитет СССР по физической
культуре и спорту, Управление плавания,
Всесоюзный научно-исследовательский институт
физической культуры. «Методика многолетней
подготовки юных пловцов» – Москва, типография
ВНИИЦЛЕСРЕСУРС, 1990.
8. Л.П. Макаренко. «Плавайте на здоровье» –
Москва, «Физкультура и спорт», 1988.
9. Л.П. Макаренко. «Подготовка юных пловцов»
– Москва, «Физкультура и спорт», 1974.
10. Д. Харре. «Учение о тренировке» – Москва,
«Физкультура и спорт», 1971.
11. А.А. Пименов, Е.Г. Борисов, О.А. Горлов.
«Плавание. Правила соревнований» – Москва, АОЗТ
«Рубеж», 1999.
12. Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов. «Обучение
плаванию дошкольников и младших школьников» –
Москва, «Айрис пресс», 2003.
13. Сайт о плавании: Прикладное плавание. http://plavaem.info/prikladnoe_plavanie.php
14. Чернов Н.В. Плавание. http://sport.sfedu.ru/smiming_book_online/modul_5.html