Цель урока: апробировать методику взаимодействия учителя-логопеда и учителя физической культуры в процессе коррекционно-развивающей деятельности на уроке, стимулирующей речевое и физическое развитие детей.
Задачи урока:
- Образовательные:
- актуализировать и закрепить речевые и двигательные навыки и умения учащихся;
- создать условия для отработки общеучебных
умений и навыков, в том числе:
- умение принимать цель и действовать в соответствии с целью,
- умение работать в группе,
- анализировать результаты собственной деятельности;
- расширить общий кругозор учащихся.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление, отрабатывать умения переключаемости памяти и внимания;
- совершенствовать координацию движений и ориентацию в пространстве;
- развивать темпо-ритмическую сторону и слоговую структуру речи с помощью двигательной активности;
- совершенствовать речевое дыхание и голосообразование;
- формировать умение переходить от одного вида деятельности к другому и проводить самооценку собственной деятельности.
- Воспитательные:
- направить учащихся к пониманию необходимости здорового образа жизни;
- воспитывать чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи и ответственности;
- привести учащихся к осознанию важности физических упражнений в усвоении навыков развития речи и правил правописания.
Формируемые УУД:
- Регулятивные:
- Принятие учебной задачи.
- Умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
- Развитие способности к проявлению волевых усилий к преодолению препятствий.
- Адекватно воспринимать оценку учителя.
- Коммуникативные:
- Умение слышать;
- Активно включаться в совместную деятельность;
- Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Личностные:
- Позитивное отношение к собственным действия при выполнении поставленных задач
- Познавательные:
- Выбирать и формулировать критерии для сравнения, оценки и классификации объектов;
- Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- Контроль результатов деятельности.
Место проведения: спортивный зал.
Материальное обеспечение урока:
Техническое обеспечение: музыкальный центр; CD диски.
Наглядное оборудование: цветные квадраты-символы звуков по твердости и мягкости; символ ударения; звуковые схемы слов; слова, разрезанные на буквы; картинки, обозначающие предметы – В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Игротека речевых игр. Выпуск 9. Согласные твёрдые и мягкие. Игры и упражнения по предупреждению нарушений письменной речи у детей 5-7 лет. ООО «Издательство Гном и Д», 2008.
Спортивный инвентарь: теннисные мячи; цветные резиновые мячи; конусы; мишени для метания в цель.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Содержание |
Дозировка |
Организационно-методические рекомендации |
Подготовительная часть урока |
||
1. Вход учеников в зал | Построение в одну шеренгу | |
2. Построение, приветствие, сообщение задач урока. | 2 мин. | |
3. * Ходьба с заданиями:
|
2 мин. | Следить за правильной осанкой, голову держать прямо, плечи развернуты, спина прямая. |
4. Перестроение в 2 шеренги | 2 мин. | Расчет на 1-ый, 2-ой. Первые номера на месте, вторые номера два шага вперед под счет. Размыкание на вытянутые руки. |
5. **Логопед: Вот и наш язычок очень любит трудиться и заниматься спортом. Давайте ребята сделаем вместе артикуляционную зарядку, чтобы наша речь стала более четкой и внятной. Дети выполняют упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Часики», «Болтушка», «Лошадка». | 2 мин. | Следить за единовременным и качественным выполнением упражнений артикуляционной моторики. |
6. Общеразвивающие упражнения 1)
Исходное положение (далее И.п.) – ноги вместе,
руки вниз, 1-2-3 – наклон головы вправо; 4 – и. п.;
5-7 – то же в другую сторону, 8 – и.п. |
7 мин. | Следить за дисциплиной при
выполнении упражнений. Четкий счет, не спешить Количество повторений движений в упражнении 5-6 раз |
7. Упражнения на восстановление
дыхания «Мы все знаем, как важно правильно
дышать не только на уроках физкультуры, но и в
речи. Давайте ребята восстановим и потренируем
наше правильное дыхание.» |
3 мин. | Добиваться единого ритма при вдоха–
выдоха при речевом дыхании при произнесении
звуков Выполняется три раза, меняя гласные – О, У. |
Формируемые универсальные учебные действия |
||
Умение проявлять
дисциплинированность и внимательность Умение находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками Умение различать команды, выполнять двигательные действия как общей моторики, так и артикуляционного аппарата Умение контролировать свои действия Развитие ловкости Осознание роли разминок Бережное отношение к своему организму и здоровью Совершенствовать речевое дыхание и голосообразование |
||
Основная часть урока |
||
9. Бег с заданиями: бег с высоким подниманием бедра; бег с захлёстом голени; приставными шагами правым и левым боком с ускорением по диагонали зала |
3 мин. | Интервал – дистанция в колонне 1-2 метра. При беге обратить внимание на работу рук, на постановку стоп, дыхание не задерживать. |
Игра: Дети, деля слово на слоги, – перепрыгивают с «кочки на кочку», – выполняют упражнение с подскоком Слова: Попугайчик, сарафаны, загородка, разрисованный, передвижение, закруглился и т.д. |
3 мин. | Следить за четким совпадением
речевой и двигательной деятельности учащихся,
способствующей закреплению навыков деление слов
на слоги и выделению ударной и безударной
гласной (сильной и слабой позиции) в словах. Задание выполняется каждым ребенком 2 раза. |
10. Игра: «Поставь ударение» Дети,
выделяя голосом ударный слог слова, выполняют
бросок в мишень. Слова: рыба, липа, заяц, бумага, сугробы, корзина и т.д. |
3 мин. | |
11. Игра: «Выдели звук» Логопед
показывает одну картинку-слово, ребёнок
называет изображённый предмет, выделяет первый
звук, определяет твёрдый или мягкий и выполняет
бросок мяча в соответствующую мишень с
звуковым символичным обозначением по
твёрдости и мягкости (синюю и зелёную). Картинки: кукла, лошадь, белка, гиря, серьга и т.д. |
5 мин | Закрепление специфических навыков представления о твёрдости и мягкости согласных, в словах. |
12. Командная игра: Учащиеся строятся в шеренгу по одному, рассчитываются на первый-пятый, в зависимости от своего номера занимает один из пяти ковриков. В игре принимает участие 5 команд. Каждой команде раздается по 3 три разрезанных слова на буквы. Дети составляют слова и соотносят слова со схемой слова по твёрдости и мягкости. |
5 мин. | Схемы слова на стенде |
13. Подвижная игра «Перебрось!» Дети делятся на 2 команды, у каждой команды одинаковое количество малых мячей. Задача каждой команды- перебросить на территорию противника как можно больше мячей. При перебрасывании мяча ребенок должен громко сказать слово с правильным ударением в нём. Победителем становится та команда, на территории которой при свистке находится меньше мячей. |
5 мин. | |
Формируемые универсальные учебные действия |
||
Принятие учебной задачи и умение
действовать в соответствии с ней Умение планировать свои учебные действия Проявление волевых усилий при достижении цели Умение работать в команде Умение соотносить свои поступки с нормами работы в группе Самоконтроль собственной деятельности и ее результатов |
||
Заключительная часть урока |
||
14. Построение в шеренгу по одному для
подведения итогов урока. 1. Оценка урока самими учащимися (Понравился ли урок? Что особенно понравилось на уроке? Был урок физкультуры или логопедическое занятие? Помогли вам физические упражнения закрепить знания по работе со словами? А помогает ли всем людям физические упражнения стать сильными, ловкими и умными?) Подведение детей к выводу о несомненной пользе здорового образа жизни, в котором различные физические упражнения помогают усвоению любой новой деятельности. |
3 мин. | Подведение итога урока рекомендуется проводить с позиции эмоционального восприятия его самими учащимися – их ответы на вопросы. |
2. Оценка учителями урока | Похвалить всех (Все вы молодцы!), но обратить внимание детей на результаты наиболее активных учащихся. | |
Формируемые универсальные учебные действия |
||
Развитие самооценки – умение
анализировать результаты своей деятельности Адекватное восприятие оценки учителя Радостное восприятие личного участия в совместной деятельности Формирование начального понятия ЗОЖ (здорового образа жизни) |
* работа, проводимая учителем физической
культуры (Times New Roman (Основной текст))
** работа, проводимая учителем-логопедом (Times New
Roman (курсив))