Тип урока: дифференцированный, проблемный.
>Цель урока: Совершенствование навыков взаимодействия на уроке в группах, решая проблемные задачи. Развитие способности самооценки учащихся. Организация совместной учебной деятельности, дающая возможность формулировать и решать проблемные задачи.
Задачи урока:
Образовательная:
- повторить числовые значения точек числовой окружности, которые получены делением каждой четверти на 2 и 3 равные части; закрепить умения нахождения значения синуса и косинуса числовых значений числовой окружности и определения их знака; познакомить учащихся с углами вида , где ; разработать алгоритм вывода формул приведения для функции синус и косинус; закрепить умение применения тригонометрических формул приведения в различных заданиях.
Развивающая: Научить выдвигать гипотезу и умело доказательно отстаивать свое мнение. Уметь распознавать и решать проблемные задачи. Проверить умение обобщать и систематизировать свои знания.
Воспитательная: Повысить интерес к предмету и подготовить к решению более сложных задач.
Этапы урока | Время | Методы и приемы |
1. Организационное введение. Постановка учебной задачи. | 2 | Запись темы урока. Рассказ учителя |
2. Повторение | 3 | Повторить числовые значения точек числовой окружности макета 1 и 2 . с использованием слайдов. Демонстрация на слайдах числовых значений. |
3 | Повторить значения синуса и косинуса в точках макета 1и 2 числовой окружности и определить их знак. Демонстрация на слайдах значений синуса и косинуса. | |
3. Работа в группах | 5 | Самостоятельное выполнение в группах
работы по выводу формул приведения для некоторых
углов. Демонстрация на слайдах формул приведения. |
4. Групповой зачет по проблемной теме | 9 | Составление схемы-конспекта по теме “Тригонометрические формулы приведения” |
5. Формулы приведения | 10 | Вывод формул приведения. Демонстрация на слайдах схемы-конспекта. |
6. Тренинг по применению формул приведения | 10 | Решение заданий на применение формул приведения. |
7. Подведение итогов | 2 | Выделение учителем главного на уроке и определения достижения целей. |
8. Домашнее задание | 1 | Творческое задание: вывести формулы проведения для функций тангенса и котангенса и привести примеры |
1. Организационное введение. Постановка учебной задачи. (2 мин)
Учитель: Класс делятся на четыре группы, которые объединяют около лидера учащихся одного уровня знаний:
- I группа “А” Лидер учащийся А
- II группа “В” Лидер учащийся В
- III группа “С” Лидер учащийся С
- IV группа “D” Лидер учащийся D
Каждая группа учащихся получает форму схемы-конспекта (см. Приложение 2) и лист учета активности в группе (см. Приложение 1).
Учитель: Рассмотрите внимательно форму схемы-конспекта и лист учета активности в группе. Запишите фамилию и имя каждого ученика группы
Тема урока “Тригонометрические формулы приведения”. Мы с вами сегодня:
- повторим числовые значения точек числовой окружности, которые получены делением каждой четверти на 2 и 3 равные части;
- закрепим умения нахождения значения синуса и косинуса числовых значений числовой окружности и определения их знака;
- познакомимся с углами вида , где ;
- разработаем алгоритм вывода формул приведения для функции синус и косинус;
- закрепим умение применения тригонометрических формул приведения в различных заданиях.
2. Повторение (3+3 мин)
Повторение значений чисел числовой окружности проводится с помощью слайдов (см. Презентация.ppt).
Учитель: “Назовите число, которое соответствует точке выделенной на окружности” (задание той группе, чей номер совпадает с номером четверти, в которой выделяется точка).
Затем, показываются симметричные точки относительно оси OX , оси OY и центра системы координат, для которых учитель просит назвать число тем группам, чьи номера совпадают с номером четверти.
На слайде появляются точки по следующим схемам:
I - (III, IV, II) III - (II, I, IV) II - (I, III, IV)
(раскрывается 3 лист слайда постепенно шаг за шагом):
Учитель: (задание той группе, чей номер совпадает с номером четверти, в которой находится угол синуса или косинуса) “Назовите значение синуса (косинуса) числа”.
На слайде появляются точки по следующей схеме:
II - ; IV - ; III - ; I - ;
III - ; I -; IV -; II - .
(раскрывается 4 лист слайда постепенно шаг за шагом):
Учитель: В “Лист учета активности в группе” лидер каждой группы выставляет баллы.
2. Работа в группах (5 мин)
Учитель: На слайде изображены две схемы, используя эти схемы, запишите тригонометрические тождества, продолжив равенство одной из функций или .
(раскрывается 5 лист слайда постепенно шаг за шагом):
Учитель: Ответьте на вопросы:
Зависит ли от аргумента название функции в двух частях равенства?
Как проявляется эта зависимость?
Объясните появление или отсутствие знака перед функцией в тождествах.
Можно ли ваши рассуждения применить на выражениях вида , где и , где ?
Учитель: Каждая группа у доски приводит доводы своим рассуждениям, отвечая на вопросы учителя.
Учитель: В “Лист учета активности в группе” лидер каждой группы выставляет баллы.
4. Групповой зачет по проблемной теме (3+3+3 мин)
Учитель: Заполните схему-конспект по теме “Тригонометрические формулы приведения”
Формулы приведения |
|||||||||||
Выражения под знаком тригонометрической функции | |||||||||||
Гипотеза: Существуют выражения под знаком тригонометрической функции, которые могут менять или не менять наименование функции. | |||||||||||
; ; ; | ; ; ; | ||||||||||
Вывод: | Вывод: | ||||||||||
На конкретных примерах поясните изменение наименования функции, рассмотрев выражения: | |||||||||||
и | и | ||||||||||
Вывод: | Вывод: | ||||||||||
Определите, на каком рисунке показаны знаки синуса, косинуса, тангенса и котангенса. | |||||||||||
Учитель: Каждая группа у доски приводит доводы своим рассуждениям, дополняя ответы учащихся из других групп.
Формулы приведения (10 мин)
Учитель: У доски выходят решать задание, учащиеся
той группы, чей номер совпадает с номером четверти аргумента тригонометрической функции. Каждое решение будет проверяться демонстрацией слайдов.
Задания учитель выписывает на доске в следующем порядке: , , , , , , , , , , , .
(раскрываются 6-17 листы слайдов постепенно шаг за шагом):
Учитель: В “Лист учета активности в группе” лидер каждой группы выставляет баллы.
6. Тренинг по применению формул приведения (10 мин)
Учитель: Решите два задания на применение формул приведения, обсуждая решение внутри каждой группы:
; .
Учитель: Задание получает каждый учащийся группы, решение будет проверено лидерами групп. Не выводя формулы приведения для тангенса и котангенса, решите задания, предложенные в тренинге:
1 | Упростите: A) 0 B) cosx C) sin2x D) 2 E) 1 |
2 | Упростите A) B) C) sin D) cos E) 1 |
3 | Найдите значение выражения , если a - b = A) B) C) D) 1 E) 2 |
4 | Упростите выражение: A) B) C) D) E) |
5 | Упростите . A) tg2a B) ctg2a C) -tg2a D) E) |
6 | Упростите выражение A) cosctg B) -cos ctg C) -cos tg D) sin tg E) -sin ctg |
7 | Упростите выражение: A) B) - C) - D) E) - |
8 | Упростите выражение: A) -sin tg B) cos tg C) sin tg D) -cos tg E) sin |
9 | Упростите: A) B) C) D) E) 1 |
Учитель: В “Лист учета активности в группе” лидер каждой группы выставляет баллы.
7. Подведение итогов (2 мин)
Учитель: Мы с вами сегодня
- повторили числовые значения точек числовой окружности, которые получены делением каждой четверти на 2 и 3 равные части;
- повторили нахождения значения синуса и косинуса числовых значений числовой окружности и определения их знака;
- познакомились с выражением вида , где ;
- разработали алгоритм вывода формул приведения для функции синус и косинус;
- вывели формулы приведения для синуса и косинуса;
- упрощали выражения, применения тригонометрические формулы приведения.
8. Домашняя работа (1 мин): Выведите формулы приведения для тангенса и котангенса, содержащих выражения под знаком тригонометрической функции.
Приложения:
Приложение 1. Лист учета активности в группе
Приложение 2. Форма схемы-конспекта по теме “Тригонометрические формулы приведения”